Развитие беглости/сознательности/ правильности выразительности чтения у младших школьников (на примере рассказа В.В. Бианки "Сова") - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Развитие беглости/сознательности/ правильности выразительности чтения у младших школьников (на примере рассказа В.В. Бианки "Сова")

Трубникова Ю.Д. 1
1СОФ НИУ "БелГу"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной методике обучения чтению развитие беглости, сознательности, правильности и выразительности чтения являются, согласно исследованиям М.П. Воюшиной, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской, взаимосвязанными компонентами одного важнейшего процесса и результата читательской деятельности личности – навыка чтения, понимаемого как «автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому» [1; 5; 6]. Взаимосвязь и взаимовлияние указанных выше компонентов навыка чтения очевидна, поскольку, как отмечают Е.Г. Коваленко и Е.В. Костюкова, без грамотного озвучивания графических знаков понимание отдельных единиц текста не представляется возможным, без определения значения каждого из компонентов не удается осознать их связь, наконец, без видения внутренней сущности компонентов текста, взятых по отдельности, осознания идеи художественного произведения не наступит [3, с.5].

Важным условием развития навыка чтения, включающего все четыре качества, является подготовка чтеца не только в период обучения грамоте, но и в его дальнейшем обучении при чтении художественных произведений (и не только в первом классе, а на протяжении всего периода начального обучения). Н.Н. Светловская отмечает, что методика развития навыка чтения предполагает развитие у учащегося умения «думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения» [6, с.11].

Методисты М.П. Воюшина и Н.Н. Светловская представляют характеристики следующих этапов формирования навыка чтения, которые учащийся проходит, обучаясь в начальной школе: аналитический (восприятие, произнесение и осмысление читаемого компонентно разобщены, учащемуся требуется приложить много усилий по осуществлению конкретных операций по распознаванию букв, поиску вариантов их слияния в слоги, озвучиванию слога, плавному прочтению слогов слова, чтобы распознать само слово и его понять, на данный этап указывает слоговое чтение учащимся предложений и текстов – имеет место на первом году начального обучения); синтетический (восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одномоментно, учащийся переходит к чтению целыми словами и применению интонирования в процессе чтения – обычно переход на этот этап происходит на втором году начального обучения); этап автоматизации (техника чтения учащимся текстов настолько доведена до автоматизма, что уже не осознается им, поскольку интеллектуальные усилия учащегося направлены на осознание содержания читаемого и усвоение его форм от идейного замысла автора через композиционное решение и до определение встречающихся художественных средств, главный признак нахождения на данном этапе – это приоритет учащегося чтению про себя, а также инициированное учащимся стремление поделиться прочитанным, мыслями, впечатлениями, эмоциями с педагогом, обсудить с ним прочитанное (происходит переход на данный уровень в последующие этапы начального обучения) [4, с.67-68], [6, с.11-12].

Однако в целях достижения учащимися третьего уровня в условиях начальной школы, как отмечается в «Информационно-методическом письме по предмету «Литературное чтение в четырехлетней начальной школе» педагогу следует помнить об обеспечении на уроках по литературному чтению соблюдение ряда условий в работе над художественным произведением и определенного режима работы [2, с.38]: практика ежедневного упражнения в чтении, а также предупреждению ошибок в нем со стороны педагога; отбор художественных текстов, сообразных возрастным и психологическим особенностям учащихся; организация поэтапного обучения чтению про себя от чтения шепотом либо жужжащего чтения, через беззвучное артикулированное чтение и «тихое чтение» (имеется ввиду внутренняя речь учащегося), до непосредственного чтения про себя.

На примере изучения произведения В.В. Бианки «Сова» во втором классе мы продемонстрируем, каким образом, с помощью каких упражнений происходит подготовка к чтению указанной сказки в контексте развития навыка чтения и его отдельных компонентов. На данном уроке предполагается ознакомление учащихся второго класса с данным произведением как новым материалом. Следует отметить, что второклассники должны находиться на синтетическом этапе формирования навыка чтения, это значит, что они не будут лишнее время тратить на идентификацию букв, слогов, слова и его смыслового содержания как первоклассники, а читая целыми словами, будут читать намного быстрее их, применяя в процессе чтения интонирование.

Для развития правильности чтения на этапе подготовки к чтению сказки весьма удачным является обращение к упражнениям, развивающим внимание и память. В частности, в процессе предварительной беседы мы уточняем у учащихся, как выглядит Сова, какого окраса у нее перышки, какие глаза, какой клюв, какие лапки, затем спрашиваем их, с кем можно сравнить Сову. После того, как учащиеся высказали свои версии, можно добавить, что ответ, с кем сравнивает ее автор – известный русский натуралист-писатель – они найдут прямо в сказке. Далее мы просто дает учащимся задание, внимательно прочитать / прослушать сказку и отыскать по тексту эти сравнения и их авторов-персонажей произведения («Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком» – авторы Старик (так называл в начале сказки) и мыши, «Совушка-вдовушка» – автор Старик – так назвал от Сову, когда пришел просить прощения). Можно учителю, исходя из специфики структуры сказки и манеры ее подачи автором, выбрать по тексту слов, расположенных в парах и звучащих схоже: «хоронишься – сторонишься», «раздолье – приволье», «тощать – сбавлять», «рыщут – ищут», «в гости звать – уваживать». Одним из часто встречающихся упражнений другой группы является определение лексического значения слов, в частности, по сказке таких слов, встречающихся в тексте сказки, как «пустой» (чай), «хоронишься» (от солнца) – «сторонишься» (людей), «вишь» (простореч. от «видишь», «утекай» (простореч.), «раздолье» - «приволье», «кормовистый» (клевер), «цветень», «уваживать».

Для формирования беглости чтения педагог может из текста сказки выбрать определенный фрагмент и после первичного слушания произведения с аудионосителя, декламируемого известным рассказчиком либо чтения учителем, затем после «жужжащего» чтения вслед за учителем либо хорошо читающим учащимся выборочно попросить учащихся прочесть отрывок с разным темпом – быстрым, медленным, плавным либо протяжным. Остальные, предлагаемые в рамках методики упражнения мы не считаем уместными применять на уроке ознакомления с новым произведением.

Сознательность чтения на уроке возможно сформировать в выполнении логических упражнений, материалом для которых явились устойчивые выражения в сказке. Задания связаны с поиском и подбором к выделенному устойчивому выражению синонимичного либо замены выражения одним слова: «Утекай, пока цела» (подобру-поздорову); «стала молока сбавлять» (уменьшился удой); «дело-то не клеится» (не спорится); «клевер на лугу не родится» (не растет); «дружно не грузно, а врозь хоть брось» (берись дружно, не будет грузно).

Выразительность чтения у учащихся вырабатывается в ответ на вчувствование в изучаемое произведение, осмысление характеров его героев, сюжетной линии. Полезно для уточнения характеров героев сказки побеседовать с учащимися по уточняющим вопросам: «Что именно вы знаете о сове? Какую пользу приносят совы? Какой сову изобразил автор сказки? Почему? О какой беде предупреждала сова старика?» (далее уместно рассказать познавательное о совах, чтобы дополнить их образ. Например, «с давних пор сова считалась символом мудрости и знаний, а у древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины, во многих местностях России к сове относились радушно (в сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой), в книгах Дж. Роулинг о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта)); «Каким предстает в сказке старик? Почему? С помощью каких изобразительных средств автор это показывает? Почему, как вы думаете, он не хотел признавать свою вину в ситуации, которая сложилась?» После таких детализаций учащиеся более полно воссоздают образ совы и старика, что помогает развитию выразительного чтения.

Такие упражнения, включенные в разные этапы урока, помогают не только разнообразить виды деятельности учащихся, но и развивать их познавательную активность, творческое осмысление учебного материала, а также непосредственно оказывают влияние на скорейшее формирование навыка чтения, а также на развитие и взаимовлияние его компонентов.

ЛИТЕРАТУРА:

Воюшина, М.П. Методика обучения литературному чтению: учебник / М.П. Воюшина, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева; под ред. М.П. Воюшиной. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.

Информационно-методическое письмо «Литературное чтение в четырехлетней начальной школе» / Авторы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова // Начальная школа. – 2008. – №8. – С.36-41.

Коваленко, Е.Г., Костюкова, Е.В. Система работы по достижению предметных планируемых результатов в процессе развития навыка чтения младших школьников / Е.Г. Коваленко, Е.В. Костюкова // Мир науки. – 2017. – Т.5 - №1. – С.3-13.

Методика обучения литературному чтению / Под ред. М.П. Воюшиной. – М.: Изд. центр «Академия», 2013. – 288 с.

Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Метод. пособие для учителя / М.И. Оморокова. – М.: АРКТИ, 2009. – 160 с.

Светловская, Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2005. – №2. – С.9-14.

Просмотров работы: 46