МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ» - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Изучение технических дисциплин в СПО сталкивается с постоянно возрастающим объемом и сложностью учебного материала при ограниченном объеме часов, отведенных на его освоение. В таких условиях привычные для преподавателя формы и методы работы требуют пересмотра и совершенствования. Учитывая требования быстрого приобретения и качественного усвоения студентами информации, а также выработки умения эффективно и творчески ее применять, назрела необходимость в принципиально ином подходе к формированию учебно-методического комплекса технических дисциплин, позволяющего реализовать качественно более глубокий подход к внеаудиторной и самостоятельной работе студентов. Роль современного преподавателя предполагает переход от чисто механического толкования трудных мест в учебнике на аудиторных занятиях как к более творческому сотрудничеству с обучающимися, так и к совместному поиску правильных решений. При этом приходится уделить больше внимания созданию благоприятных условий для самообразования и саморазвития студентов.

Учебный процесс в большей степени должен быть ориентирован не столько на формирование комплекса знаний, умений и навыков, сколько на общее развитие, вооружение методами самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, реализуя, таким образом, переход от устаревшей формулы “образование на всю жизнь” к актуальной “образование через всю жизнь”. Наиболее эффективно такой подход к обучению возможно реализовать формируя новую учебную среду при широком использовании современных технологий. Обратим внимание на то, что студенты технических специальностей, в силу специфики изучаемых дисциплин, отличаются от студентов гуманитарных специальностей, в том числе тем, что вынуждены работать с учебным материалом, насыщенным разнообразными схемами, диаграммами, таблицами, чертежами и т.п. Причем эту особенность нельзя не учитывать.

При изучении технических дисциплин возможна замена значительных объемов текстовой информации графической на основе широкого использования мультимедиа (зрительных эффектов). Большинство студентов технических специальностей, в силу своих ментальных особенностей, склонны к более эффективному усвоению учебного материала представленного именно в таком графическом виде. Процесс усвоения информации в этом случае становится более продуктивным. Ясная, лаконичная графическая информация с использованием мультимедиа и анимации прекрасно усваивается студентами технических специальностей. Применение таких технологий обучения доказало свою эффективность: они достаточно легко реализуются в условиях современного компьютеризированного(безбумажного) обучения. К тому же создание мультимедийных учебных пособий не требует значительных материальных затрат, что тоже не маловажно.

Основные проблемы здесь связаны с использованием наиболее оптимальных приемов представления графической информации. Немаловажно и “качество картинки” на мониторе компьютера. Для повышения наглядности и доступности для понимания учебного материала, необходимо обеспечить фотореалистичность изображения. Это обстоятельство приобретает особую важность, когда речь идет об изучении технических дисциплин, например о «Технических средствах информатизации».

Цель исследования: теоретико-методическое обоснование и практическая разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Технические средства информатизации».

Объект исследования: методика преподавания дисциплины «Технические средства информатизации».

Предмет исследования: структура и содержание учебного модуля по дисциплине «Технические средства информатизации».

Задачи исследования:

1. Изучить понятие технических средств информатизации.

2. Рассмотреть и изучить классификацию технических средств информатизации.

3. Разработать, оформить и представить программу учебной дисциплины «Технические средства информатизации».

4. Проанализировать результаты исследования.

Методы исследования: изучение и анализ теоретико-методической, учебной и специальной литературы по техническим средствам информатизации; изучение и анализ нормативной, учебно-программной и планирующей документации по дисциплине; изучение интернет - ресурсов по проблеме исследования, методы педагогического проектирования, методы предъявления учебной информации обучающимся.

Структура работы включает введение, основную часть (две главы), заключение, библиографический список.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ»

Определение технических средств информатизации

Технические средства информатизации — это совокупность систем, машин, приборов, механизмов, устройств и прочих видов оборудования, предназначенных для автоматизации различных технологических процессов информатики, причем таких, выходным продуктом которых является именно информация (сведения, знания) или данные, используемые для удовлетворения информационных потребностей в разных областях предметной деятельности общества. 
Современные технические средства информатизации и информационные системы на их основе характеризуются двумя основными свойствами. 
Во-первых, они состоят из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, причем не обязательно одинаковой физической природы, объединенных общностью целей и задач функционирования в составе системы. Во-вторых, они отличаются сложностью процессов движения информации и поведения, что обусловлено большим числом взаимосвязанных функций, реализуемых техническими средствами и системами, случайным характером внешних воздействий, необходимостью функционирования в условиях априорной неопределенности и часто меняющихся обстоятельств.

Все технические средства информатизации в зависимости от выполняемых функций можно разделить на шесть групп: 
•устройства ввода информации; 
•устройства вывода информации; 
•устройства обработки информации; 
•устройства приема и передачи информации; 
•устройства хранения информации; 
• многофункциональные устройства. 


Исходя из представленной выше информации, можно сказать, что большая часть современных технических средств информатизации в той или иной мере связана с электронными вычислительными машинами, которые, по сути, объединяют множество технических средств, обеспечивающих автоматизированную обработку информации.

С одной стороны, пользователь вводит команды или данные в компьютер через устройства ввода для их обработки, с другой стороны, вычислительная система выдает пользователю результаты своей работы посредством устройств вывода. 

Классификация технических средств информатизации

Классификация технических средств информатизации по выполняемым функциям, начиная с самой первой и заканчивая современными персональными компьютерами (ПК), поскольку именно эти устройства обеспечивают взаимодействие пользователя с вычислительной системой. 

Например, устройства ввода и вывода (ввода/вывода) являются непременным и обязательным элементом любой ЭВМ, начиная с самой первой и заканчивая современными ПК, поскольку именно эти устройства обеспечивают взаимодействие пользователя с вычислительной системой.

С одной стороны, пользователь вводит команды или данные в компьютер через устройства ввода для их обработки, с другой стороны, вычислительная система выдает пользователю результаты своей работы посредством устройств вывода.

Все устройства ввода/вывода персонального компьютера относятся к периферийным устройствам, т.е. подключаемым к микропроцессору через системную шину и соответствующие контроллеры. С развитием вычислительной техники они получили существенное развитие. На сегодняшний день существуют целые группы устройств (например, устройства местоуказания, мультимедиа), которые обеспечивают эффективную и удобную работу пользователя.

Главным устройством вычислительной машины является микропроцессор, обеспечивающий в наиболее общем случае управление всеми устройствами и обработку информации. Для решения специфических задач, например, математических вычислений современные персональные компьютеры оснащаются сопроцессорами. Эти устройства относятся к устройствам обработки информации.

Устройства передачи и приема информации (или устройства связи) являются непременными атрибутами современных информационных систем, которые все больше приобретают черты распределенных информационных систем, в которых информация хранится не в одном месте, а распределена в пределах некоторой сети, например, сети предприятия или глобальной сети Интернет.

В зависимости от целого ряда параметров (тип линии связи, вид подключения, удаленность носителей информационных ресурсов и др.) используются различные устройства связи.

Модем (модулятор-демодулятор) – устройство, преобразующее информацию в такой вид, в котором ее можно передавать по телефонным линиям связи. Внутренние модемы имеют PCI-интерфейс и подключаются непосредственно к системной плате. Внешние модемы подключаются через порты COM или USB.

Модемы выполняют цифро-аналоговое преобразование цифровых сигналов ПК для их передачи по телефонной линии связи или аналого-цифровое преобразование аналоговых сигналов из линии связи в цифровые сигналы для обработки в ПК. Модемы передают данные по обычным телефонным каналам со скоростью до 56 000 бит в секунду. Также модемы осуществляют сжатие данных перед отправлением и, соответственно, их реальная скорость может превышать максимальную скорость модема.

Сетевой адаптер (сетевая плата) – электронное устройство, выполненное в виде платы расширения (может быть интегрирован в системную плату) с разъемом для подключения к линии связи. Сетевой адаптер используется для подключения ПК к локальной компьютерной сети.

Устройства хранения информации занимают не последнее место среди всех технических средств информатизации, поскольку используются для временного (непродолжительного) или длительного хранения обрабатываемой и накапливаемой информации.

Многофункциональные устройства стали появляться сравнительно недавно. Отличительная особенность этих устройств заключается в сочетании целого ряда функций (например, сканирование и печать или печать и брошюровка печатных копий, и т.д.) по автоматизации действий пользователя. К многофункциональным устройствам относятся издательские системы, устройства копирования, размножения информации.

Вывод по Главе 1.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: современные технические средства информатизации в общем случае можно представить в виде информационно-вычислительного комплекса, содержащего компьютер с его основными конструктивными элементами, а также периферийные устройства. Что касается классификации технических средств информатизации, то на примерах существующих стандартов видно, что большая часть современных технических средств информатизации в той или иной мере связана с ЭВМ – персональными компьютерами (ПК).

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ»

2.1 Структура и примерное содержание учебной дисциплины.

Область применения программы.

Рабочая программа данной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, базовый уровень.

Программирование в компьютерных системах.

Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: программист, техник-программист.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

выбирать рациональную конфигурацию оборудования в соответствии с решаемой задачей;

определять совместимость аппаратного и программного обеспечения;

осуществлять модернизацию аппаратных средств;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

основные конструктивные элементы средств вычислительной техники;

периферийные устройства вычислительной техники;

нестандартные периферийные устройства.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 138 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 92 часов; самостоятельной работы обучающегося 46 часов.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

138

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

92

в том числе:

 

    лабораторные занятия

36

    контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

46

в том числе:

 

подготовка рефератов

индивидуальные задания

36

10

Итоговая аттестация в форме зачета      

Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Технические средства информатизации» 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Классификация технических средств информатизации

Этапы развития вычислительной техники

Устройство и принцип действия ЭВМ

Классификация ЭВМ

2

1

Раздел 1. Основные конструктивные элементы средств вычислительной техники

 

34

 

Тема 1.1. Корпус, блок питания и система охлаждения ПК

1

Виды корпусов персонального компьютера

Компании – производители корпусов

Форм-фактор корпуса

Тип корпуса

Конструкция корпусов ATX, BTX

Достоинства и недостатки компактных корпусов

Понятие о Barebone-системах

6

1

2

Блок питания персонального компьютера

Параметры блока питания

Блоки питания семейства ATX

Разъемы блоков питания

1

3

Система охлаждения персонального компьютера

Размещение вентиляторов в корпусе ATX

Применение системы охлаждения CAG

Применение тепловых трубок

Охлаждение корпуса BTX

 

1

Тема 1.2. Материнские платы

Содержание учебного материала

4

 

1

Материнские платы

Назначение системной платы

Типы системных плат

Соединители системной платы

Типы процессорных разъемов

Разъемы модулей памяти

Слоты шин PCI и PCI-Express

Разъем графического порта AGP

Использование устройств SATA

Шины и порты ввода-вывода

Цифровой интерфейс IEEE

Конструктивные отличия системных плат

2

2

Чипсет

Назначение чипсетов

Характеристики чипсетов

Чипсеты Hub-архитектуры

Технология Extreme Graphics, Matrix Storage, Hyper-Threading

Встроенные графические акселераторы

Интегрированная аудиосистема Intel High Definition Audio

Особенности чипсетов различных фирм производителей

2

Практические занятия

4

 

Установка конфигурации системы при помощи утилиты CMOS Setup

Тестирование компонентов системной платы диагностическими программами

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферата на тему: «Современные материнские платы»

4

Тема 1.3. Процессор

Содержание учебного материала

2

1

Поколения процессоров

Микроархитектура ядра процессора

Назначение основных узлов процессора

Параметры шин процессора

Основные характеристики процессора

Протоколы мультимедиа-расширения команд процессора

Маркировка процессоров

Обзор процессоров различных фирм-производителей

1

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферата на тему: «Современные процессоры»

4

 

Тема 1.4. Память персонального компьютера

Содержание учебного материала

2

1

Память персонального компьютера

Разновидности памяти компьютера

Микросхемы флеш-BIOS на системной плате

Энергонезависимая память

Стандартная динамическая память

Характеристики модулей DIMM SDRAM, DIMM DDR, DIMM DDR2, DIMM DDR3, RIMM

Маркировка модулей памяти

2

Лабораторные работы

2

 

Тестирование оперативной памяти различными утилитами на наличие ошибок

Контрольные работы

Основные конструктивные элементы средств вычислительной техники (в виде тестирования)

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферата на тему: «Основные характеристики современных модулей ОЗУ»

4

Раздел 2. Периферийные устройства персонального компьютера

 

102

Тема 2.1. Накопители информации

Содержание учебного материала

4

1

Накопители на жестких магнитных дисках

Конструкция и принцип действия накопителей на жестких магнитных дисках

Интерфейсы жестких дисков

Основные характеристики жестких дисков

Маркировка жестких дисков

2

2

Накопители на гибких, компакт дисках, магнитной ленте

Основные элементы, входящие в состав накопителей гибких дисков

Виды накопителей FDD

Приводы CD ROM

Накопители с однократной и многократной записью

Накопители DVD

Основные характеристики накопителей на магнитной ленте

Характеристики внешних носителей информации

2

Лабораторные работы

6

 

Форматирование магнитных дисков. Запись информации на оптические носители

Дефрагментация жесткого диска

Проверка жесткого диска различными утилитами на наличие ошибок

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферата на тему: «Характеристика современных жестких дисков»

4

Тема 2.2. Устройства отображения информации

Содержание учебного материала

6

1

Мониторы

Мониторы на основе ЭЛТ

Мультимедийные мониторы

Плоскопанельные мониторы

1

2

Проекционные аппараты и устройства формирования объемных изображений

Оверхед-проекторы и ЖК панели

Мультимедийные проекторы

3D очки, 3D мониторы, 3D проекторы

Шлемы виртуальной реальности

2

3

Видеоадаптеры

Режимы работы видеоадаптера

2D и 3D акселераторы

Синтез трехмерного изображения. 3D конвейер

Устройство и характеристики видео адаптера

2

Лабораторные работы

4

 

Запись и воспроизведение видео файлов

Подключение и настройка мультимедиа проектора

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферата на тему: «Характеристики современных видеокарт»

4

Тема 2.3. Системы обработки и воспроизведения аудиоинформации

Содержание учебного материала

4

1

Системы обработки и воспроизведения аудиоинформации

Звуковая система персонального компьютера

Акустические системы

Направление совершенствования звуковой системы

2

2

Модули обработки и воспроизведения аудиоинформации

Модуль записи и воспроизведения

Модуль синтезатора

Модуль интерфейсов

Модуль микшера

2

Лабораторные работы

2

 

Запись, воспроизведение и обработка звуковой информации

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферата на тему: «Современные акустические системы»

4

Тема 2.4. Устройства ввода информации

Содержание учебного материала

10

1

Клавиатура и оптико-механические манипуляторы

Виды клавиатуры

Мышь, трекбол, джойстик

1

2

Сканеры

Принцип действия и классификация сканеров

Фотодатчики, применяемые в сканерах

Типы сканеров,

Аппаратный и программный интерфейсы сканеров

Характеристики сканеров

2

3

Цифровые камеры

Принцип работы цифровых камер

Устройство цифровых камер

Характеристики цифровых камер

2

4

Цифровые фотоаппараты

Принцип работы цифровых фотоаппаратов

Устройство цифровых фотоаппаратов

Характеристики цифровых фотоаппаратов

 

2

5

Дигитайзеры

Принцип работы дигитайзера

Устройство дигитайзера

Характеристики дигитайзеров

 

2

Лабораторные работы

10

 

Подключение и инсталляция сканеров. Настройка параметров работы сканера

Сканирование и обработка документов в программе ABBY Finereader

Ввод и обработка информации с помощью графического планшета

Подключение и настройка Web камеры

Подключение и настройка цифровых фотоаппаратов

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферата на тему: «Характеристика современных сканеров»

4

Тема 2.5. Печатающие устройства

Содержание учебного материала

4

1

Печатающие устройства

Принтеры ударного типа

Струйные принтеры

Фотоэлектронные принтеры

Термические принтеры

2

2

Плоттер

Устройство плоттера

Виды плоттеров

Технические характеристики плоттеров

2

Лабораторные работы

4

 

Подключение и инсталляция принтеров

Настройка параметров плоттера

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферата на тему: «Характеристики современных принтеров»

4

Тема 2.6. Технические средства систем дистанционной передачи информации

Содержание учебного материала

4

1

Технические средства систем дистанционной передачи информации

Структура и основные характеристики

Локальные сети

Системы пейджинговой радиотелефонной связи

Системы сотовой подвижной связи

Факсимильная связь

3

2

Обмен информацией через модем

Устройство модема

Технические характеристики модема

2

Лабораторные работы

2

 

Подключение и настройка параметров работы модема

Самостоятельная работа обучающихся

Индивидуальное задание: «Подбор сетевого оборудования для оснащения различных рабочих мест»

4

Тема 2.7. Устройства для работы с информацией на твердых носителях

Содержание учебного материала

2

1

Устройства для работы с информацией на твердых носителях

Копировальная техника

Электрографическое, термографическое, диазографическое, фотографическое, электронографическое копирование

Цифровые технологии копирования

Уничтожители документов

2

Лабораторные работы

2

 

Настройка параметров работы ксерокса. Ксерокопирование документов

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферата на тему: «Характеристика МФУ»

4

Тема 2.8. Организация рабочих мест и обслуживание технических средств информатизации

Содержание учебного материала

2

1

Организация рабочих мест и обслуживание технических средств информатизации

Организация профессионально-ориентированных комплексов технических средств информатизации

Обслуживание технических средств информатизации

3

Контрольные работы

Периферийные устройства персонального компьютера (в виде тестирования)

2

 

Самостоятельная работа обучающихся

Индивидуальное задание: «Составить план оснащения различных рабочих мест техническими средствами информатизации»

6

Всего:

138

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

144

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

96

в том числе:

 

лабораторные работы

48

практические

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

48

Итоговая аттестация в форме - диф.зачет

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики.

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

комплект учебно-наглядных пособий «Технические средства информатизации»;

образцы внутренних устройств ПК (Материнская плата, видеокарта, сетевая карта, жесткий диск);

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

по количеству обучающихся:

персональный компьютер;

наушники;

на кабинет:

принтер;

сканер;

МФУ;

плоттер;

web-камера;

модем;

графический планшет;

мультимедиапроектор.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения

Выбирать рациональную конфигурацию оборудования в соответствии с решаемой задачей

Лабораторные работы, внеаудиторные самостоятельные занятия

Определять совместимость аппаратного и программного обеспечения

Лабораторные работы, внеаудиторные самостоятельные занятия

Осуществлять модернизацию аппаратных средств

Лабораторные работы, внеаудиторные самостоятельные занятия

Знания

Основные конструктивные элементы средств вычислительной техники

Контрольная работа

Периферийные устройства вычислительной техники

Контрольная работа

Нестандартные периферийные устройства

Контрольная работа

2.2 План – конспект урока на тему «Классификация и свойства технических средств информатизации»

Предмет: Технические средства информатизации

Тема занятия: «Классификация и свойства технических средств информатизации»

Тип занятия: Комбинированный урок

Цель занятия: Освоение знаний и способов деятельности по распознаванию и различению технических средств информатизации.

Задачи занятия:

Дидактические задачи

Обеспечение усвоения понятий из данной предметной области;

Создание условий для формирования умений различения технических средств информатизации;

2. Воспитательные задачи

Воспитание внимания к коллегам путём коллективного обсуждения

Воспитание интереса к дисциплине, учебной работе;

Формирование сдержанности, уважения к чужому мнению.

3. Развивающие задачи

Совершенствование умений и навыков учебной деятельности;

Дальнейшее совершенствования памяти, внимания, мышления;

Совершенствование навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог.

Методические материалы:

Письменная работа (для закрепления нового материала)

Тестовое задание

План – конспект урока

Регистрационный лист

Учебные пособия:

Электронные средства образовательного назначения (слайдовая презентация).

Ход урока.

Тема: «Классификация и свойства технических средств информатизации»

1 этап. Организационный момент.

Приветствие, проверка посещаемости, объяснение плана урока и условий оценки учебной работы.

2 этап. Целевая ориентация.

Требования к результатам освоения темы студентами.

Студент в результате освоения темы должен:

Знать

Уметь

Классификацию ТСИ

Объяснить свойства ТСИ

Свойства ТСИ

Различать классификации и иметь общее представление о каждой

3 этап. Актуализация опорных знаний.

Педагог: Прежде чем приступить к освоению нового материала, давайте вспомним, что мы изучали ранее. Итак, дайте определение технических средств информатизации?

Студенты: Это совокупность систем, машин, приборов, механизмов, устройств и прочих видов оборудования, предназначенных для автоматизации различных технологических процессов информатики, причем таких, выходным продуктом которых является именно информация (сведения, знания) или данные, используемые для удовлетворения информационных потребностей в разных областях предметной деятельности общества.

Педагог: Отлично! Вижу, что пройденный материал вами очень хорошо усвоен. Давайте приступим к новой теме.

4 этап. Изложение нового материала.

Педагог: Кто-нибудь знает, на сколько групп подразделяются технические средства информатизации?

Студенты: Технические средства информатизации подразделяются на шесть групп.

Педагог: Именно так. Сегодня мы с вами рассмотрим каждую из этих групп.

Итак, как мы уже сказали, технические средства информатизации делятся на шесть групп, а именно:

• устройства ввода информации; 
• устройства вывода информации; 
• устройства обработки информации; 
• устройства приема и передачи информации; 
• устройства хранения информации; 
• многофункциональные устройства. 

Устройства ввода и вывода (ввода/вывода) являются непременным и обязательным элементом любой ЭВМ, начиная с самой первой и заканчивая современными ПК, поскольку именно эти устройства обеспечивают взаимодействие пользователя с вычислительной системой.

С одной стороны, пользователь вводит команды или данные в компьютер через устройства ввода для их обработки, с другой стороны, вычислительная система выдает пользователю результаты своей работы посредством устройств вывода. Кто мне может сказать, что относится к данным устройствам.

Студенты: К устройствам ввода относятся микрофон, компьютерная мышь, сканер, а к устройствам вывода – звуковые колонки, наушники, принтер и монитор.

Педагог: Совершенно верно. Все устройства ввода/вывода персонального компьютера относятся к периферийным устройствам, т.е. подключаемым к микропроцессору через системную шину и соответствующие контроллеры. С развитием вычислительной техники они получили существенное развитие. На сегодняшний день существуют целые группы устройств (например, устройства местоуказания, мультимедиа), которые обеспечивают эффективную и удобную работу пользователя.

Главным устройством вычислительной машины является микропроцессор, обеспечивающий в наиболее общем случае управление всеми устройствами и обработку информации. Для решения специфических задач, например, математических вычислений современные персональные компьютеры оснащаются сопроцессорами. Эти устройства относятся к устройствам обработки информации.

Устройства передачи и приема информации (или устройства связи) являются непременными атрибутами современных информационных систем, которые все больше приобретают черты распределенных информационных систем, в которых информация хранится не в одном месте, а распределена в пределах некоторой сети, например, сети предприятия или глобальной сети Интернет. Как вы считаете, что относится к устройствам передачи и приёма информации?

Студенты: Модем и сетевой адаптер.

Педагог: Молодцы, совершенно верно!

Устройства хранения информации занимают не последнее место среди всех технических средств информатизации, поскольку используются для временного (непродолжительного) или длительного хранения обрабатываемой и накапливаемой информации.

Многофункциональные устройства. Отличительная особенность этих устройств заключается в сочетании целого ряда функций (например, сканирование и печать или печать и брошюровка печатных копий, и т.д.) по автоматизации действий пользователя. К многофункциональным устройствам относятся издательские системы, устройства копирования, размножения информации.

Студенты: А почему о многофункциональных устройствах так мало информации?

Педагог: Потому что они появились относительно недавно, и их до сих пор изучают. Я ответила на вопрос? Есть то, что не вы не поняли?

Студенты: Да, спасибо. Нам всё понятно.

Педагог: Ну что ж, раз вопросов больше нет, давайте проведём с вами небольшую письменную работу.

Письменная работа: студенты делятся на три варианта. Первый вариант должен написать классификацию и свойства устройств ввода информации и обработки информации, второй вариант - классификацию и свойства устройств передачи и приёма информации, а также многофункциональных устройств; третий вариант - классификацию и свойства устройств вывода информации и хранения информации.

5 этап. Подведение итогов.

Педагог анализирует учебную работу студентов, отмечает достоинства и недостатки учебной работы, называет оценки, назначает поощрительные баллы, дает рекомендации.

6 этап. Рефлексия.

Обучающиеся отвечают на вопросы:

Что поняли по теме занятия?

В чем разобрались, что нового узнали?

Что понравилось на занятии, а что нет?

7 этап. Домашнее задание.

Преподаватель выдает домашнее задание под запись и проводит инструктаж по его выполнению: Самостоятельно произвести проверку домашнего компьютера на наличие вирусов и принести результаты проверки в форме скриншота. Для выполнения задания использовать записи с урока.

Вывод по Главе 2.

Во второй главе «Разработка методики преподавания дисциплины «Технические средства информатизации»» было представлено методическое обеспечение процесса подготовки специалистов в области программирование в компьютерных сетях по представленной теме в соответствии с ФГОС. Выявили, что является целью освоения дисциплины, её составляющие. Определили, сколько отводится на изучение темы и какие литературные источники используются при этом в помощь, какие программное и материально-техническое обеспечение используются. Дополнительно мы разработали план-конспект урока на тему «Классификация и свойства технических средств информатизации». Определили требования к результатам усвоения темы студентами в соответствии с уровнями усвоения и составили план-конспект с применением игровых методов в процессе обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе написания методической работы были изучены общие вопросы методики обучения техническим средствам информатизации. Анализ педагогической и научно-методической литературы показал, что в условиях нарастания темпов информатизации образования и внедрения компетентностного подхода актуальны вопросы разработки модели методики обучения дисциплине «Технические средства информатизации». Разработаны структура и содержание учебного модуля по теме «Классификация и свойства технических средств информатизации» но основе применения плана-конспекта изучения темы. Основные положения и выводы, содержащиеся в методической работе, дают основание считать, что цель исследования достигнута и поставленные задачи выполнены.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Гребенюк Е.И., Технические средства информатизации. Учебник для студ. Сред. Проф. Образования – 3-е изд. – М: Издательский дом «Академия», 2007

Гук М. Аппаратные интерфейсы ПК: Энциклопедия. – СПб.: Питер, 2002.

Гук М. Аппаратные средства локальных сетей: Энциклопедия. – СПб.: Питер, 2002.

Дополнительные источники:

Жаров А. Железо IBM 2001. – М.: МикроАрт, 2001.

Колесниченко О.В., Шишигин И.В. Аппаратные средства РС.– 5-е изд. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.

Мюллер Скотт. Модернизация и ремонт ПК. – М.: Вильямс, 2002.

Нортон П., Гудман Дж. Персональный компьютер. Аппаратно - программная организация. – СПб.: BHV - Санкт – Петербург, 2000. – Книга 1. Наиболее полное руководство в подлиннике. 

Настройка, оптимизация, разгон: Практическое руководство /В. Рудометов, Е. Рудометов. – СПб.:BHV - Санкт – Петербург, 2000.

Ральф Вебер. Сборка, конфигурирование, настройка, модернизация и разгон ПК. – ДиаСофт, 2001.

Сайков  Б.П. Сбои компьютера. Диагностика,  профилактика, лечение. – М.: Лаборатория базовых знаний,  2002.

Просмотров работы: 1117