ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Сафошкина Д.О. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время общепризнанно, что профессиональный стресс является объективной закономерностью, проявляющейся во многих разновидностях профессиональной деятельности, и способен оказывать существенное влияние на эффективность ее выполнения, на профессиональное становление и личностное развитие субъекта труда, его профессиональное долголетие, соматическое и психическое здоровье [4, c.90].

Профессиональное выгорание — это синдром, который чаще всего встречается у представителей «помогающих профессий», к которым относится социальная работа. Он имеет ряд характерных особенностей, которые напрямую связаны с профессиональной деятельностью.

Многие исследования показывают подверженность выгоранию молодых специалистов [6, с. 11], что проявляется в их нежелании заниматься своим родом деятельности. Важность и актуальность этой темы обусловлена еще и тем, что в современных условиях деятельность специалиста коммуникативной сферы  буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность,  недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие молодые люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Однако, отсутствие опыта, стресс в адаптационный период оказывают сильное влияние на молодого специалиста, что в свою очередь влечет потерю интереса к профессии [10, с. 193].

По мнению Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой, синдром профессионального выгорания - это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты [2, с.9]. Р. Кочюнас дает определение «синдрому выгорания» как «сложному психофизиологическому феномену, сопровождающемуся эмоциональным, умственным и физическим истощением из-за продолжительной эмоциональной нагрузки» [9, с.92].

Таким образом, эмоциональное выгорание приобретается в процессе профессиональной деятельности специалиста и является выработанным личностью механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций.

Выгорание можно назвать функциональным стереотипом, так как оно позволяет человеку грамотно распоряжаться своими ресурсами. В то же время синдром выгорания негативно влияет на сферу профессиональной деятельности, межличностных отношений, соматического здоровья. Исследователи пришли к выводу, что негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса - профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, что отрицательно сказывается на профессиональном становлении личности. Сам феномен выгорания, как правило, рассматривается и как результат, и как процесс [3, с.226].

В современных исследованиях представлена общая точка зрения и на структуру выгорания, согласно которой этот синдром включает в себя следующие основные составляющие:

− эмоциональное истощение, опустошенность и усталость, вызванные собственной работой;

− деперсонализация, циничное отношение к труду и объектам своего труда, бесчувственное, негуманное отношение к клиентам;

− обесценивание профессиональных достижений, возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, ощущение личной неуспешности, недовольства результатами работы [29, с.10].

По мнению японских ученых, к трехфакторной модели К. Маслач необходимо добавить четвертый фактор - зависимость, вовлеченность. К нему можно отнести следующие симптомы: головные боли, нарушение сна и аппетита, раздражительность и другие психовегетативные нарушения, но самое главное - это наличие зависимостей (алкоголизм, табакокурение, наркотическая зависимость и др.). Однако данные симптомы можно рассматривать как проявления или последствия выгорания, а не как формирующие факторы [7, с.145].

Выгорающие профессионалы часто неспособны преодолевать новые эмоциональные стрессы, связанные с работой. Реакцией на выгорание является уход, смена работы, переход в другую организацию или окончательная смена профессии. Негативным явлением психического выгорания являются действия, усиливающие эффект выгорания. К этим действиям относится злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими средствами избавления от враждебности и депрессии. Если эмоциональное напряжение не снимается во время работы, оно часто дает о себе знать дома, в семье. После эмоционально насыщенного дня, проведенного с клиентами или пациентами, человек испытывает потребность уйти на некоторое время от всех людей. Поэтому могут быть заявления, типа: «Я не хочу никого слышать», «Хочу побыть один» и т. д. [8, с.113].

Здоровье специалиста необходимо рассматривать в качестве предпосылки для выполнения специалистом намеченных профессиональных целей и задач. Главный принцип профессионального здоровья заключается не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье (физическое и психическое), а в том, чтобы посредством своего здоровья достичь самореализации, выполнить свою миссию. Синдром профессионального выгорания негативно влияет на профессиональное здоровье и личность специалиста [1, c.25].

Затрагивая личность работника, необходимо учитывать эмоциональную составляющую. Tак термин «burnout» переводится, как «синдром эмоционального перегорания», что является причиной профессионального выгорания.

Существует ряд специальных диагностических методик для определения уровня и основных составляющих профессионального выгорания. Одним из наиболее эффективных, по мнению Е.С. Старченковой и Н.Е. Водопьяновой, является опросник «Профессиональное выгорание».

Специалистам по социальной работе в количестве 30 человек, был представлен опросник «Профессиональное выгорание», который разработан на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой, который содержит 22 высказывания. У каждого высказывания необходимо поставить оценку от «0» (никогда) до «6» (каждый день).

Данная методика позволяет выявить уровень следующих показателей:

1. Эмоциональное истощение - основная составляющая «профессионального выгорания»: переживание пониженного эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение.

2. Деперсонализация - нарушение самовосприятия. Человек начинает воспринимать себя, свое тело как бы со стороны. Обесценивание межличностных отношений, негативизм, циничность по отношению к чужим чувствам и переживаниям.

3. Редукция личных достижений - тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизм относительно служебных достоинств и возможностей или редукция собственного достоинства, ограничение своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, снятие с себя ответственности и перекладывания ее

Рассмотрим результаты диагностики социальных работников по выделенным показателям:

Уровень эмоционального истощения.

Рис. 1 - Диагностика уровня эмоционального истощения молодых специалистов социальной сферы

Мы можем наблюдать, что у 45% социальных работников показатель эмоционального выгорания на среднем уровне. Высокий уровень эмоционального истощения у 35%. Данная профессиональная деформация возникает из-за тесного общения с людьми во время выполнения своих должностных обязанностей, также из-за высокой ответственности за свой профессиональный труд.

2. Уровень деперсонализации.

Рис. 2 - Констатирующая диагностика уровня деперсонализации молодых специалистов социальной сферы

Мы можем наблюдать, что у 50% специалистов показатель деперсонализации находится на среднем уровне. Высокий уровень зафиксирован у 30% представителей. Низкий уровень деперсонализации отмечен у 20% специалистов социальной сферы в каждой группе (Рис. 2). Подобное состояние нередко возникает как защитная функция психики на сильное потрясение и стресс.

3. Уровень редукции профессиональных достижений.

Рис. 3 - Констатирующая диагностика уровня редукции персональных достижений молодых специалистов социальной сферы

Полученные данные свидетельствуют о том, что у 50% респондентов высокий показатель по шкале «Редукция персональных достижений». Низкий уровень наблюдается лишь у 10% специалистов социальной сферы (Рис. 3). Высокий уровень редукции связан с тем, что социальный работник помогает всем нуждающимся, что накладывает на него большую ответственность.

Таким образом, можно сделать вывод о важности ориентированности профессиональной подготовки социальных работников к мерам профилактики профессионального выгорания. У молодого специалиста, готового к трудностям на работе, умеющего диагностировать и преодолевать профессиональное выгорание на ранних этапах, адаптации на рабочем месте будет более успешной.

Список литературы.

Бажук, О.В. Педагогическая профилактика профессионального здоровья студентов на основе ресурсного подхода: монография / О.В. Бажук. - М.: Флинта, 2015. - 115 с.

Водопьянова, Н.Е., Старченкова, Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.

Инновационные методы практики социальной работы / Мусина-Мазнова Г.Х., Потапова И.А., Коробкова О.М. - М.:Дашков и К, 2017. - 320 с.

Кленина, А.Н., Бижин, А.С., Филиппова, А.В. Стрессоустойчивость в профессиональной деятельности вольнонаемных работников главного управления Федеральной службы исполнения наказания России / А.Н Кленина., А.С. Бижин, А.В. Филиппова // Психология экстремальных профессий: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Архангельск, 18-19 декабря 2014 г.): сборник статей / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Институт педагогики и психологии; отв. ред. и сост. Я.А. Корнеева. - Архангельск: САФУ, 2015. - С. 90-94.

Лукьянова, В.В. Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Лукьяновой, А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой; Курск. гос. ун-т.- Курск, 2013. - 440 с.

Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал, 2001, Т.22, № 1, С.90-101.

Полозов, А.А. Cлагаемые максимальной продолжительности жизни: что нового? / А.А. Полозов. - М.: Советский спорт, 2011. - 392 с.

Пырьев, Е.А. Психология труда: учебное пособие / Е.А. Пырьев. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 455 с.

Райкова, Е.Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий / Е.Ю. Райкова // Молодой ученый. - 2011. - №5 (28) том 2. - С. 92-97.

Сушенцова Л. В. Профессиональное выгорание педагога: сущность, диагностика, профилактика // Инновационная сельская школа: от идеи к результату: сб. ст. Йошкар-Ола: ГОУВПО «Мар. гос. ун-т», 2006. С. 190–198.

Просмотров работы: 559