ТИПЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ТИПЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность проблемы обуславливается нарастаниемв последние годы психической напряженности людей, повышениемконфликтности, агрессивности, что в свою очередь связано с ростом социальной напряженности в обществе, ухудшением (вследствие рассогласованности требований социальных институтов) воспитательной работы с под-растающим поколением, с повышением уровня стрессогенности в сфере профессиональной деятельности.

Вопросы проявления и разрешения конфликтов напрямую также связаны с сохранением здоровья человека, с необходимостью совершенствования здоворьесберегающих технологий.

Выделяются и описываются характерные особенности проявления конфликта. В статье описаны типы межличностных семейных отношений, их влияние на возникновение и развитие конфликтов. Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с подростками, выделяются недостаточный уровень креативности мышления, приверженность устаревшим правилам поведения, авторитарность суждений, и т.п., а также вредные привычки (употребление алкоголя, наркотиков и т.д.). Среди личностных конфликтогенных особенностей детей выделяется низкая успеваемость, нарушения правил поведения, непослушание, упрямство, эгоизм, леность и т.п.Затронуты вопросы возрастных кризисов детей, как фактора повышенной конфликтности.

Автор приходит к выводу, чтодетско-родительские межличностные отношения – это один из важнейших факторов, влияющих на проявление
и разрешение конфликтов. Каждый человек в той или иной роли вовлечен
в детско-родительские отношения. Межличностный конфликт может проявляться как в конструктивной, так и деструктивной форме. Являясь, стартовойлинией к саморазвитию, конфликт может привести либо к само-совершенствованию, либо к разрушению всего того, что было создано конфликтующими сторонами до начала конфликта.

Полученные выводы могут быть использованы для совершенствования семейного воспитания и технологий здоровьесбережения.

Ключевыеслова: межличностные отношения, типы межличностных отношений, конфликт, семейные отношения, тип воспитания.

TYPES OF INTERPERSONAL RELATIONSHIPS AND THEIR IMPACT ON CONFLICTS IN THE FAMILY

Sabanin, D. L.,

student rate: MPs - 102

Scientific adviser:

doctor of philosophy, Professor Andryukhina L. M.

Russian state professional pedagogical University

Yekaterinburg, Russia

Abstract: the author considers the problem of conflict relations in the family, as well as possible causes of conflict, manifested in the relationship of adolescents with their parents. The urgency of the problem is due to the increase in recent years of mental tension of people, increased conflict, aggressiveness, which in turn is associated with an increase in social tension in society, the deterioration (due to the mismatch of the requirements of social institutions) of educational work with the younger generation, with an increase in the level of stress in the field of professional activity. Issues of manifestation and resolution of conflicts are also directly related to the preservation of human health, the need to improve health-saving technologies.

The characteristic features of the conflict manifestation are singled out and described. The article describes the types of interpersonal family relationships, their impact on the emergence and development of conflicts. Among the personal characteristics of parents contributing to their conflicts with teenagers, there is an insufficient level of creative thinking, adherence to outdated rules of behavior, authoritarian judgments, etc., as well as bad habits (alcohol, drugs, etc.).

Conflict among personal features of children allocated to low performance, misconduct, disobedience, stubbornness, selfishness, laziness, etc. ,the issues of the age crises of children as a factor in increased conflict.

The author comes to the conclusion that parent-child interpersonal relationships are one of the most important factors influencing the manifestation and resolution of conflicts. Each person in a particular role is involved in the child-parent relationship. Interpersonal conflict can manifest itself in both constructive and destructive forms.

As a starting point for self-development, conflict can lead either to self-improvement or to the destruction of everything that was created by the conflicting parties before the conflict.

The findings can be used to improve parenting and health-saving technologies.

Key words: interpersonal relations, conflict, family relations, type of education, disharmony.

Конфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных народов, но и жизнь каждого конкретного человека. Очевидно, что на конфликт в целом, независимо от его проявления влияет множество разных условий, в том числе общественная и социально – политическая обстановка в стране.

Данная проблема имеет особую актуальность, что обусловлено, по крайней мере тремя обстоятельствами.

Первое связано с общей тенденцией нарастания социальной напряженности в обществе, ухудшением (вследствие рассогласованности требовании социальных институтов) воспитательной работы с под-растающем поколением. Ухудшаются условия жизни и деятельности большинства населения, снижается социальная и психологическая защищенность личности и, как следствие всего этого, значительное нарастание психической напряженности людей, повышение конфликтности, агрессивности.

Второе вытекает из особенностей профессиональной деятельности, которая сама по себе часто имеет для человека повышено-стрессовый и даже экстремальный характер. Много времени уходит на конфликты и на их разрешение.

Третье: проблема конфликтов и конфликтных отношений - это и про-блема здоровья человека, здоровья и психического и физического. Стратегии разрешения конфликтов напрямую связаны с вопросами совершенствования здоворьесберегающих технологий.

Что такое конфликт?Проявление конфликта можно определить как отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами, группами или странами.

Каждая из участвующих в конфликтной ситуации сторон делает все, чтобы была принята ее точка видения или цель, и создает препятствия другой стороне делать то же самое.

Конфликткак правило ассоциируется соспорами, угрозами, агрессией,враждебностью, напряжением и другими эмоционально-негативными явлениями [5,с.94-98].

Бытует мнение, что конфликт всегда имеет деструктивные последствия, что его надо как можно скорее разрешить, поскольку он негативно влияет на человеческие взаимоотношения, а, следовательно, отрицательно сказывается на результатах совместной работы.

В психологии под конфликтом, например, понимают столкновение несовместимых, диаметральных направлений в сознании человека, в меж-личностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми отрицательными переживаниями.

Педагогика же определяет конфликт, как напряжение в отношениях, возникшее в результате явных или скрытых разногласий, противоборстве различных взглядов, стремлений, мотивов людей, переходящих в борьбу сторон [2, с. 23-24]. Такое определение конфликта предлагает Л. Болотина.

В словаре русского языка Т.Е. Ефремовой понятие «конфликт» понимается как серьезное разногласие, столкновение противоположенных сторон, мнении, сил [6, с. 389].

Ф.М.БородкиниН.М.Коряк уточняют понятие конфликта. По их мнению, конфликт – это такая деятельностьлюдей, или определенных групп, которая предполагаетпреследованиецели.

Отсюда следует, что конфликтующие стороны обязательно должны быть деятельными субъектами. И это позволяет отделить реальных участников конфликта от таких индивидов и групп, которые выступают в ка-честве инструментов, орудий, средств борьбы каких-либо субъектов конфликтного взаимодействия [3, с.115].

Под межличностным же конфликтом можно понимать процесс протекания возникающих между людьми разногласий по вопросам личной или служебной жизни и, или деятельности, проходящей в форме взаимного противодействия сторон и сопровождающийся негативным эмоциональным состояниям.

Таким образом, по моему мнению, причина конфликта – это разность взглядов по какому либо мнениюпротиворечия по поводу какой-либо проблеме, вытекающие в жесткую конфронтацию.

В последнее время достаточно остро стоит проблема внутрисемейных конфликтов Данныйвид конфликтов - один из самых распространенных

в окружающей нас жизни. Нельзя найти такую семью, где бы не присут-ствовали конфликты между родителями и детьми.

Даже в благополучных семьях отмечаются конфликтные ситуации

(с точки зрения подростка) с обоими родителями [1, с.356]

Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Кроме общих причин, создающих конфликтные ситуации взаимоотношения людей, которые рассмотрены выше, выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.

Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармонично развивающейся семье устанавливается психологическое равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать возникающие противоречия.

Дисгармония семьи - это негативноепроявление супружеских взаимоотношений, проявляющеесяв конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет определенную тенденцию к нарастанию, приводя к различным деструктивным реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного психологического напряжения у детей.

Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

-разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

-противоречивость,

-непоследовательность,

-неадекватность;

-гиперопека и запреты во многих сферах деятельности детей;

-повышенные требования к детям,

-частое применение угроз, осуждений.

Очень важную роль играют возрастные кризисы детей, которые можно рассматривать как факторы их повышенной конфликтности.

Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому.

В переходные периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они регулярно вступают в конфликты с окружающими людьми, особенно с родителями.

У них возникает негативное отношение к ранее выполнявшимся обязанностям, требованиям, доходящее до упрямства.

Выделяют следующие возрастные кризисы детей: кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству); кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту); кризис 6-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту); кризис полового созревания (переход от младше школьного к подростковому возрасту - 12-14 лет); подростковый кризис 15-17 лет [3, с. 357 -358].

Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с подростками, выделяют неспособность к изменению традиционных устоев и порядков, неразвитость креативности мышления, приверженность устаревшим правилам поведения, а также вредным привычкам (употребление алкоголя, наркотиков и т.д.), авторитарность суждений, и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций психологов, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эго-центризм, самоуверенность, леность и т.п.

Таким образом, возникающие конфликты могут быть проявлением как ошибок родителей так и детей.

Выделяют следующиетипы отношенийродителей и детей:

1) оптимальный тип отношений родителей и детей;

2) родители вникают в интересы детей( хотя потребностью это назвать нельзя), а дети делятся с ними своими мыслями;

3) скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);

4) скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;

5) поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;

6) поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;

7) родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними, т.е. противоречия не замечались родителями и пе-реросли в конфликты, взаимное отчуждение [1, с. 358].

Больше всего конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); «конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

Основная масса детей школьного, а особенно подросткового возраста на первое место ставит непонимание родителями проблем ребенка, его внутренней позиции и только потом уже отмечаются социальные проявления негативного характера (аморальность семьи, физическое и моральное насилие, жесткая система наказании)[4, с. 46-48].

Таким образом, можно заключить, чтодетско-родительские отношения – это один из важнейших факторов, влияющих на проявление и разрешение конфликтов. Каждый человек в той или иной роли вовлечен в детско-родительские отношения.

Воспитание и детство ребенка в семье определяет дальнейшее развитие ребенка и его самостоятельную взрослую жизнь. Отношения в семье между родителями являются главным фактором развития детей и формирования личности ребенка.

Естественно, что межличностный конфликт может выступать как

с конструктивной, так и деструктивной формах. Являясь, стартовой линией
к саморазвитию, конфликт может приводить либо к самосо-вершенствованию, либо к разрушению всего того, что было создано конфликтующими сторонами до начала конфликта.

Это позволяет утверждать, что становление эмоционально-ценностного отношения ребенка к себе, как стержневого процесса развития самосознания, определяется качественным уровнем общения и взаимодействия ребенка
с близкими взрослыми. Психологическое консультирование и социально-психологический тренинг могут оказать благоприятное воздействие на систему эмоциональных отношений ребенка с близкими взрослыми, изменяя и преобразуя развитие эмоционального мироощущения ребенка.

Список использованных источников:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1999. 507 с.

2. Болотина Л. Краткий словарь социального педагога общеобразовательного учреждения // Воспитание школьников. – 2004. – №7. – С. 31-33.

3. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание! Конфликт - Учебное пособие. — Новосибирск: Наука, 1989. — 189 с.

4. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб.пособие для ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.С. 46–48.

5. Воронин Г. Л. Конфликты в школе / Г. Л. Воронин // Социологические исследования. 1994. № 3. С. 94–98.

6. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный.- М.: Рус.яз. 2000.- в 2 т.- 1209 с. - (Б-ка словарей рус. яз).

Просмотров работы: 78