СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Косточка А.А. 1, Хомякова А.В. 1
1РГППУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Стремительная интернационализация образования и рынков труда обусловливает увеличение внимания к результатам международных сравнений, которые позволяют ориентироваться в вопросах выработки эффективной образовательной политики, помогают определить направления развития образовательных систем и пути повышения отдачи от вложений в образование для общества и отдельных людей [7]. «Международные сопоставления и сравнительный анализ играют ключевую роль в формировании обоснованной образовательной политики», – отмечалось в материалах совместного заседания Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России от 31 августа 2010 г.

Именно поэтому сегодня все больше стран включаются в международные программы исследований и выработку общих подходов к решению проблем.

Мы проанализировали ряд материалов, посвященных сравнительному анализу высшего образования Германии и России, с целью выявления с позиции студентов наиболее привлекательных сторон образования в Германии. Такой анализ, на наш взгляд, актуален для дальнейшей модернизации образования в России.

Высшее образование в Германии, как и в России, предполагает наличие бюджетных мест. Немецкие дипломы признают во всем мире, в отличие от российских, которые, несмотря на вступление в Болонский процесс, до сих пор признаются не везде.

Плата за образование в Германии считается одной из самых низких в мире, в том числе и для иностранных студентов. Этого нельзя сказать о платном образовании в России, которое имеет высокую стоимость, хотя качество его заметно уступает Германскому [5].

Образование в Германии предоставляет возможность обучения на английском языке, в России обучение ведется лишь на русском.

Только в Германии можно получить двуязычный диплом и аттестат. В этой стране высокий спрос со стороны рынка труда: в стране огромное количество международных организаций и иностранных компаний, заинтересованных в молодых специалистах. Также в Германии обязательны профессиональные стажировки в крупных компаниях, что расширяет перспективы трудоустройства.

Прекрасное техническое оснащение университетов, природа, экология, безопасность проживания и качество жизни - все это делает Германию настоящим раем для студенческого сообщества.

В Германии насчитывается 379 аккредитованных немецких вузов, 240 из них - государственные, 99  - частные, 40 - в ведении церкви. В настоящее время немецкие вузы предлагают свыше 14000 программ обучения.

Все высшие учебные заведения Германии делятся на несколько типов: университеты,технические университеты, университеты прикладных наук, творческие вузы, частные вузы [3]. Типология российских вузов не сильно отличается от немецкой. В ней также есть все представленные выше виды, только в России это институты, академии, университеты [8].

 Начало семестров, в отличие от российских вузов, в Германии может отличаться в зависимости от локации вуза. Но почти везде зимний семестр начинается в сентябре-октябре, летний - в марте-апреле. Зачисление новых студентов происходит два раза в год: весной, перед летним семестром, и осенью, перед зимним семестром.

Один из основных принципов высшего образования в Германии - "академическая свобода". Не только сами немецкие вузы являются автономными образованиями, но и каждому студенту предоставлена свобода и самостоятельность. В стране нет жесткой и обязательной программы обучения. Каждый студент обладает довольно большой свободой выбора, однако такую свободу не стоит воспринимать буквально: расчет делается на ответственность и самодисциплину. Студент немецкого вуза не посещает общих обязательных для всех занятий, а должен сам, выбрав определенную специальность и соответствующую учебную программу, организовать свой учебный план и свое время в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к обучающимся по данной программе. Каждый студент может более или менее произвольно записаться на те лекции и семинары, которые ему интересны, он может сам выбирать удобное время для стажировок и практики и т. д. Однако большинство студентов не укладываются в стандартный период обучения - пять лет (3 года бакалавриат и 2 года магистратура) [1]

Германия активно поддерживает идею строительства Европы знаний и Болонский процесс. В 1999 году ею была подписана Болонская Декларация, целью которой является создание единой системы образования, максимально обеспечивающей высокий уровень знаний, и построение к 2010 году единого общеевропейского пространства высшего образования, позволяющего увеличить мобильность студентов, предоставляя возможность во время обучения менять страну и вуз. Согласно требованиям Болонского процесса все вузы Германии к 2010 году перешли на двухуровневую подготовку - бакалавриат и магистратуру [6]. Сегодня студентам немецких вузов открыты все дороги: во время обучения они могут менять учебные заведения по всей Европе, академические степени, присвоенные студентам немецких вузов, признаются во всем мире. А благодаря признанию качества обучения и уровня научных разработок, вузы Германии имеют прочные и давние партнерские отношения и с лучшими вузами за пределами Европы - в Северной Америке и Азии. Как уже было сказано, вступление в Болонский процесс России не дало такого результата, как в Германии. Российское образование до сих пор не является общедействительным и не считается престижным в мире [2].

 Таким образом, можно выделить следующие наиболее привлекательные стороны системы высшего образования Германии:

высокий престиж и качество высшего образования, признанные во всем мире;

академическая мобильность не только как возможность, но как развитая практика системы высшего образования;

билингвизм и возможность получить двуязычный диплом и аттестат

практико-ориентированный характер образования, многообразие форм социального партнерства вузов с организациями работодателями.

Изучение опыта и образовательных практик высшего образования Германии, также как и сотрудничество в международных проектах может, тем самым, во многом рассматриваться как инновационный ресурс модернизации российского высшего образования.

Список литературы

Беспалова Т.А. Система образования в России и Германии: сравнительный анализ // Образование и общество. – 2006 – №5. C. 67-75.

Виды и типы учебных заведений (образовательных учреждений) в современной России // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.uchebnyezavedenia.ru/article/kinds-and-types-of-educational-institutions-schools-in-contemporary-russia/ (дата обращения: 17.12.2018).

Высшее образование в Германии // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.education-medelle.com/education/higher_education/higher_education_in_Germany/ (дата обращения: 17.11.2018).

Гетц Т., Паерш С., Лютге М. Высшее образование в Германии. Практическое руководство для абитуриентов. – М.: Гребенников, – 2011 – 220 c.

Десять мифов об учебе в Германии // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.de-online.ru/news/desjat_mifov_ob_uchebe_v_germanii/ 2012-11-06-110 (дата обращения: 17.11.2018).

Кочеткова Т.О., Носков М.В., Шершнева В.А. Высшее образование в России и Германии: болонские реформы продолжаются. Высшее образование в России. №12, 2012. С.125 - 130.

Калугина Т. Г., Корнещук Н. Г., Овчинникова И. Г. Рамка квалификаций для Уральского региона в контексте европейского пространства высшего образования// Образование и наука. 2011. № 2 (81). С. 16 -31

Сумина Т. Г. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для вузов. – Екатеринбург : Издательство РГППУ – 2008. – 126 с.

Просмотров работы: 145