Государство, политическая система, общество всегда представляют интересную сферу для исследований, особенно в историческом контексте. Анализ сильных и слабых сторон существовавших и существующих государственных образований в различные исторические периоды позволяет вычленить именно те аспекты, которые выступали позитивными или наоборот, негативными факторами в становлении и функционировании государственных структур, расстановке политических сил. Для стабилизации экономической, политической сфер, развития той или иной страны такое изучение имеет важное значение. Английский парламент, пример одного из наиболее удачно организованных представительных органов, который показал свою устойчивость и эффективность в период повсеместного упадка аналогичных формирований в других государствах, является ярким примером организации взаимодействия власти и общества, решения острых проблем. Наделение Английского парламентами законотворческими функциями, обусловило становление его как важного механизма в обеспечении стабильности в обществе, поддержание политического режима в нужном направлении.
Исторические факты свидетельствуют, что Британский Парламент является одним из самых старейших парламентов среди существующих аналогичных институтов в мире. Этот факт логически приводит к справедливому присвоению ему статуса «foremother» (праматерью) всех парламентов.
Зарождение современного Парламента связывают с созданием англосаксонского «витенагемота» (национального собрания, совета мудрейших) и, учрежденного Вильгельмом Завоевателем в XI веке, «Королевского совета», со второй половине XIII века. С этого периода рассматриваемый политический институт уже не прекращает своей деятельности. Таким образом, на протяжении всей политической истории страны сначала как все тот же Curaregis, а потом уже как Parliament он функционирует без перерывов. Именно благодаря своему Парламенту Англия представлялась наиболее свободной в политическом и правовом смысле страной, самая могущественная держава всего западного мира, гражданское общество, центр гигантской колониальной империи.
Наиболее активное становление и развитие Британского парламента проходило в период с XII по XV вв. Историческим началом сословного представительства являлись собрания вассалов короля, которые с сер. XII века стали неотъемлемой составляющейполитической жизни. В 1146 году при участии епископов и баронов (и те и те – вассалы короля) были утверждены Кларендонские статьи: согласие сословного представительства на законодательные предложения королей. Советы вассалов короля, созываемые им, в этот период играли и роль высшего суда – суда пэров (равных)1 . Ко второй половине XII в. в собраниях принимали участие уже высшие и средние вассалы. В Великой хартии (MagnaCharta) Иоанна Безземельного 1215 года была утверждена обязанность короны созывать подобные собрания в особо необходимых случаях. В будущем, опираясь на Хартию, сословия повели политическую борьбу за влияние на распределение королевских должностей.
К концу первой половины 13-го столетия Совет магнатов (светских и духовных баронов) стал дежурным приложением королевской власти. В обстоятельствах кризиса и начавшейся гражданской войны в Англии (1236–1267) влияние Совета магнатов только усилилось. Тенденция знати поставить только под свой контроль королевскую власть спровоцировало большой протест среди более широких кругов рыцарства и горожан. Военно-политическое лидерство оппозиции закрепилось за представителем французской знати граф Симон де Монфор, приближенным короля Генриха III. Именно по инициативе Де Монфора в Лондоне помимо клириков и знати в парламент были приглашены представители от английских графств и крупных городов. Это событие ознаменовало рождение нового учреждения, где были представлены основные сословия Англии.
К середине XIV века произошло реформирование и, парламент стал двухпалатным. Верхняя палата представляла собой Палату лордов (HouseofLords), а нижняя Палату общин (HouseofCommons). «Верхняя Палата представляла членов светской и церковной аристократии, входивших и в Большой королевский совет. Кворум лордов – порядка ста человек. Заседание этой Палаты проводилось в Белом зале Вестминстерского дворца».2
Как самостоятельная парламентская структура Палата общин сложилась в течение второй половины XIV в. Название нижней палаты происходит от слова «общины» (commons). В XIV веке эта социальная группа включала рыцарство и горожан. На исходе века возникла должность спикера, который избирался депутатами из своих рядов и представлял палату (ноне возглавляя ее) на переговорах с лордами и самим королем.
Депутаты избирались на местах по правилу, действовавшему со времени первого парламента Монфора: 2 рыцаря от отдельногографства и 2 представителя от каждогокрупного города. Члены нижней палаты, в отличие от лордов, получали финансовое довольствие. Палата общин заседала в капитуле Вестминстерского аббатства. Обе палаты объединялись только для участия в торжественной церемонии открытия парламентской сессии.3
С 1330 года английский парламент собирался как минимум один раз в год, или до четырех раз в год в период сложной политической ситуации). Заседания могли продолжатьсяот 2-х до 5 недель. Парламент созывался по приглашению короля, и его члены собирались в том месте, где в настоящий момент находился королевский двор. Языком парламентской документации и деловой речи был французский. Служебные и церковныедокументы велись на латыни. С 1363 года речи парламента произносились и на английском языке.
В XIV–XV столетиях в английском обществе формируется представление о статусе парламентского депутата. Это понятие касалось членов обеих палат и содержало ряд юридических привилегий, а в частности депутатскую неприкосновенность. Например, с XV века жизнь и имущество депутата полностью охранялась, он был свободен от ареста (но только во время сессии).4
Авторитет органа был обусловлен теми возможностями, которые были закреплены за Парламентом в первые полтора столетия его деятельности. Его компетенция к середине XV века была уже полностью осознана обществом. Указанный периода развития государственности характеризуется процессом становления механизма государственного управления в Англии. Главным компонентом данного процесса стала дифференциация функций королевской администрации (что-то наподобие современной исполнительной власти) и самого парламента. Палата общин имела опыт и сильные позиции в отрасли налогообложения и таможенных пошлин. В законодательстве к середине XV столетия в Англии было 2 типа высших правовых актов. Король издавал указы (ордонансы, ordonnance – фр. «приказ»). Парламентские акты (статуты, statutum - лат.«постановление»), принятые обеими палатами и королем, также обладали полноценной силой закона. Процедура обнародования статута предполагал разработку предложений Палаты общин. Создание билля (билль, англ. bill; от среднев. лат. libellus–«грамота»).5 Билль, одобренный Палатой лордов, отправлялся на подпись монарху. В XV веке ни один закон на Туманном Альбионе уже не мог быть принят без одобрения нижней палаты.
Палата лордов была наделена функциями судопроизводства . К концу XIV века она была наделена дополнительными компетенциями и получила статус Суда пэров и Верховного суда английского королевства, рассматривавшего политические и уголовные преступления, и даже апелляции. Будучи высшей судебной инстанцией и законодательным органом, Парламент принимал большое количество самых различных петиций по разноплановым вопросам, что давало возможность центральной власти получать полную информацию о состоянии дел в королевстве. Кворум Палаты общин в середине XIV века был определен в двести человек, а к началу XVIII столетия членов общин это критерий достиг уже более пяти сотен. В середине XV века в английском Парламенте было представлено более 100 городов. Депутатские места от городов позже все чаще получали не горожане, а сельские землевладельцы. Избирателями не могли быть люди, которые не входили в городскую общину.6
Представители Нижней палаты должны были иметь юридическое образование. Посредством выражения воли короля депутатами зачастую становились чиновники различных ведомств, находящиеся под покровительством короля. Именно с их помощью была сформирована дееспособная, почти профессиональная организация.
Парламент XVIII–XIX веков воспринял организацию исторического английского Парламента, но в деяниях его сложилось новые связанные с законодательством и взаимоотношениями с короной конституционные практики.
Парламент стал более многочисленным и представительным органом. К XVIII веку количественный состав нижней палаты был постоянным и в XIX веке составлял 658 человек. В состав Палаты лордов к середине XIX века входило 465 светских и духовных аристократов (в т.ч. 207 епископов). В XVII веке членство в Палате лордов допускалось для наследственных аристократов с 16 лет. В XIX веке установился возрастной ценз в 21 год. В начале XIX века в Парламент получили доступ католики. В 1858 году избран первый еврей – барон Ротшильд.
В XVIII веке окончательно складывается верховенство парламента. Характеристики власти Парламента: суверенность, неограниченность, неподконтрольность. Основной формой деятельности Парламента было законодательство. В законодательной процедуре первое место принадлежало Палате общин. В частности, только она могла инициировать финансовые билли (связанные с налогообложением и расходованием государственных средств).Но со второй половины XIX века Правительство стало оказывать все более определяющее воздействие на законодательную процедуру. С 1881 года вошло в обиход «правило спешности», согласно которому премьер-министр был в праве предложить Палате общин обсудить билль вне установленной очередности в силу особой государственной важности.7
Длительный исторический путь становления обусловил характерную для высшего представительного органа страны преемственность. Для современного Британского парламента характерно бескомпромиссное сочетание старых и новых форм организации и функционирования. Специфичные особенности, индивидуальность Британского парламента проявляется и в той роли, которую в организации его деятельности занимают различного рода церемонии. Пышность и торжественность, приверженность старинным ритуалам сопровождает каждое очередное открытие парламентских сессий. Палата общин и Палата лордов имеют свои символы – черный жезл и булаву. С историческими традициями связано и место проведения заседаний – Вестминстерский дворец.
Список литературы.
ГаланзаП.Н. История государства и права зарубежных стран. М.: 2006.
Ерофеев Н.А. Очерки по истории Англии 1815-1917 г. М., 1959.
Зайцев И. Средневековые сословно-представительные учреждения (Англия и Франция) // История (газета), № 24, 1998.
Петряев К.Д. Курс лекций по истории Германии, Франции, Англии и США.Киев, 1960.
Штокмар В.В. История Англии в Средние века. СПб.: Издательство «Алетейя», 2000.
1Петряев К.Д. Курс лекций по истории Германии, Франции, Англии и США.Киев, 1960. - С. 91.
2ГаланзаП.Н. История государства и права зарубежных стран. М.: 2006.- С. 76
3Штокмар В.В. История Англии в Средние века. СПб.: Издательство «Алетейя», 2000.- C. 101.
4ГаланзаП.Н. История государства и права зарубежных стран. М.: 2006.- С.85.
5Штокмар В.В. История Англии в Средние века. СПб.: Издательство «Алетейя», 2000. - С.123
6 Зайцев И. Средневековые сословно-представительные учреждения (Англия и Франция) // История (газета), № 24, 1998.- С.4.
7Ерофеев Н.А. Очерки по истории Англии 1815-1917 г. М., 1959.-С.56