СУЩНОСТЬ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СУЩНОСТЬ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ

Щепелева А.В. 1, Заярная И.А. 1
1Новороссийский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Распределение прибыли в акционерных обществах обычно связано с таким термином, как «дивидентная политика». В общих чертах под термином «дивидентная политика» необходимо понимать структуру формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, учитывая долю его вклада в общую сумму капитала предприятия. [3]

Главным назначением разработки дивидентной политики является соответствие между настоящим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимально увеличивая рыночную стоимость предприятия и обеспечивая его развитие.

Таким образом формулировка понятия дивидентной политики выглядит следующим образом: дивидентная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, которая заключается в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Теоретические исследования формирования дивидентной политики.

Созданию наилучшей дивидентной политики в экономически развитых странах посвящены многочисленные теоретические исследования. [4]

Одними из самых распространенных теорий, связанными с формированием дивидентной политики, являются:

1.Теория предпочтительности дивидентов (или «синица в руках»).

Ее авторы – М. Гордон и Д. Линтер утверждают, что каждая единица текущего дохода (выплаченного в дивидентах), поскольку она освобождена от будущих рисков стоит всегда больше, чем доход, отложенный на перспективу, который в свою очередь подвержен рискам. В данной теории увеличение дивидентных выплат гораздо более приемлемо, чем преобразование средств в добавочный капитал.

Тем не менее оппоненты данной теории утверждают, что очень часто полученный в форме дивидентов доход все равно затем вкладывается в акции своей или любой другой акционерной компании, что мешает использовать фактор риска как аргумент в пользу дивидентной политики (только менталитет собственников определяет фактор риска, который определяется уровнем риска хозяйственной деятельности компании, а не характером дивидентной политики).

2.Теория независимости дивидентов.

Авторы данной концепции М. Миллер и Ф. Модильяни утверждают, что на самом деле дивидентная политика не может оказывать какого-то влияния ни на рыночную стоимость предприятия, ни на материальное благополучие собственников в настоящем периоде или в перспективе, так как эти показатели зависят не от распределяемой прибыли, а от суммы формируемой.

В соответствии с идеей упомянутых авторов дивидентной политике отводится пассивная роль в механизме управления прибылью. К тому же в свою теорию они внесли немалое количество ограничений, которые в реальности обеспечить невозможно в управлении прибылью.

Учитывая все недостатки в практическом использовании, теория ММ положительно повлияла на поиск более приемлемых решений механизма формирования дивидентной политики.

3.Теория минимизации дивидентов (или «теория налоговых предпочтений»).

Согласно данной теории минимизация налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам собственников определяет эффективность дивидентной политики.

Но учитывая, что налогообложение поступающих доходов в форме получаемых дивидендов обычно выше, чем предстоящих, дивидентная политика должна обеспечивать уменьшение выплат по дивидендам, что в свою очередь обеспечит максимизацию капитализации прибыли, необходимую для получения наивысшей налоговой защиты совокупного дохода собственников.

Тем не менее такой подход устраивает не всех. Мелкие акционеры с низким уровнем доходов часто испытывают недостаток поступлений в форме дивидентных выплат, что приводит к снижению спроса на акции таких компаний, а соответственно и котируемую рыночную цену этих акций.

4.Инвестиционная теория дивидентов.

Дж. Уолтер, автор этой теории утверждает, что наибольшая связь дивидентной политики с максимизацией рыночной стоимости предприятия достигается при учете уровня доходности его инвестиционной деятельности.

Превышение уровня доходности инвестиций предприятия над уровнем доходности его акций приводит к снижению размера дивидендных выплат. Если же происходит понижение уровня доходности инвестиций предприятия над уровнем доходности его акций, то размер дивидендных выплат должен возрастать.

5.Сигнальная теория дивидентов (или «теория сигнализирования»).

Даная теория строится на том, что все основные модели оценки текущей реальной стоимости рынка, акций в качестве базисного элемента, испoльзуют размер дивидендов, которые по ней выплачиваются. [2]

Таким образом, можно сказать, что увеличение роста уровня дивидендных выплат определяет автоматический подъем реальной, соответственно и котируемой рыночной стоимости акций, что при их реализации, приносит акционерам дополнительную прибыль.

Помимо этого, оплата значительных, по стоимости, дивидендов «сигнализирует», то что фирма находится на подъеме , в ожидании, значительного роста прибыли в будущем периоде.

Даная концепция неразрывно связана с значительной «прозрачностью» фондового рынка, на котором, информация, оперативно полученная, проявляет значительное влияние на колебания стоимости акций.

6. «Теория клиентуры»

В соответствии с данной концепцией, организация должна вести такую дивидендную политику, которая будет соответствовать большему количеству акционеров и их менталитету.

Если даже состав основных акционеров, отдает свое внимание текущей прибыли, то дивидендная политика, как правило, должна исходить из преимущественного направления дохода на цели текущего потребления. [1]

С другой стороны, если основные акционеры будут отдавать предпочтение подъему своей предстоящей прибыли, то политика дивидендов, будет исходить из преимущественной капитализации доходов, в процессе ее распределения. Данная часть акционеров, которая может быть не согласна, с подобной политикой, реинвестирует свои капитал в акции конкурентов, в результате, состав «клиентуры» станет более похожим.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Ковалев, В.В. Корпоративные финансы и учет: понятия, алгоритмы, показатели: Учебное пособие / В.В. Ковалев, В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2013. - 880 c.

Финансы организаций (предприятий): учеб. для вузов / под ред. Н. В. Колчиной. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 407 с.

Шапкин, А. С. Экономические и финансовые риски: оценка, управление, портфель инвестиций: [учеб. пособие] / А. С. Шапкин, В. А. Шапкин. – 9-е изд. – М.: Дашков и К, 2015. – 543 с. – 5 экз.

Теплова, Т.В. Корпоративные финансы: Учебник для бакалавров / Т.В. Теплова. - М.: Юрайт, 2013. - 655 c. 6.

Просмотров работы: 36