ОТРАЖЕНИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ГЁТЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОТРАЖЕНИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ГЁТЕ

Воронцова А.С. 1
1Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье рассмотрено творчество величайшего немецкого поэта эпохи Просвещения - Иоганна Вольфганга Гете (1749—1832) – и его знаменитая трагедия "Фауст", оставившая неизгладимый след в культуре данной эпохи. Предметом исследования является отражение просветительской художественной мысли, заключенной в его произведениях.

Иоганн Вольфганг Гёте родился во Франкфурте-на-Майне в семье бюргеров. Он был не только искусным литератором, но и человеком энциклопедических знаний, крупнейшим ученым в разных областях науки: Гёте получил превосходное по тому времени образование, овладев различными языками (живыми и классическими), интересовался точными и гуманитарными науками: физикой, биологией, анатомией, естествознанием, историей, философией, а также музыкой. Литературный талант Гёте открыл в себе на довольно ранней стадии своего жизненного пути и уже тогда имел определенный успех. Его первые произведения воодушевили передовую молодежь Германии и распространились не только на территории его родины, но и за ее пределами.

Едва вступив на литературное поприще, И. В. Гёте стал одним из ярчайших представителей нового знаменательного течения немецкой литературы, известного в истории как «Буря и натиск». Оно отразило рост социальных противоречий и было проникнуто духом антифеодальных настроений того периода. Его последователи, «бурные гении», отстаивали мысль «характерного, самобытного искусства», индивидуального по всем своим параметрам. Они поощряли изображение в произведениях сильных чувств, эмоций, стойких личностей, не сломленных феодальным деспотическим режимом.

Обладая высоким литературным потенциалом, Гёте экспериментировал, осваивая все новые жанры и литературные стили, обеспечивая своим шедеврам почетное место в немецкой литературе конца XVIII — начала XIX веков.

Лирика Гёте, включающая в общей сложности около 1500 стихотворений и баллад, наполнена философской мыслью, жизнерадостностью, воспевая неповторимость и индивидуальность личности, раскрывая всю глубину испытываемых чувств различных духовных состояний поэта, обогащая мировую литературу новыми образами, которыми восхищались и русские гении: Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Баратынский.

Наиболее известными крупными произведениями являются историческая драма «Гец фон Берлихинген с железной рукой», роман «Страдания юного Вертера», затрагивающий социальную проблематику современного юному Гёте обществу и принесший ему мировую славу, сатирическая поэма о феодальном обществе «Рейнеке Лис» и революционная трагедия «Эгмонт», повествующая о событиях национально-освободительного движения в Нидерландах и содержащая лучший женский персонаж в творчестве поэта в лице храброй девушки из народа по имени Клерхен, совершающей героические поступки во имя любви.

Но все же главным произведением, раскрывшим все возможности гения Гёте и прочно закрепившимся среди шедевров мировой культуры, остается наполненная глубоким смыслом трагедия в двух частях под названием «Фауст». Поэт работал над этим трудом почти всю свою жизнь: первая часть трагедии была завершена в 1806 году и опубликована в 1808, а вторая вышла в свет спустя более двадцати лет, в 1832, - уже после смерти Гёте. Трагедия включает изложение в поэтической форме известной в то время легенды о жизни и деятельности доктора Фауста и благодаря замысловатой структуре ритмов и мелодики является одной из вершин немецкой поэзии.

Гёте проявил себя как превосходный реалист, описав положение германского социума, его нравственно-политическую проблематику. Белинский утверждал, что «Фауст» - «полное отражение всей жизни современного ему немецкого общества», и что в этой трагедии «заключены все нравственные вопросы, какие только могут возникнуть в груди внутреннего человека нашего времени» [2, c.797]. Автор воодушевляет творческие силы народа, напоминая человечеству о необходимости духовного непрерывного движения, о высоком назначении образованной личности и значимости созидательного труда, направленного на благо общества.

Путь к истинному познанию, достижение настоящего духовного величия по Гёте нелегок: преодолев падения, взлеты, испытав муки любви, испробовав себя в качестве государственного и политического деятеля, главный герой обретает внутреннюю гармонию, но ценой сделки с самим Дьяволом. Таким образом, Фауст восстает против стагнации в современной ему немецкой действительности во имя свободы действия и мысли, отражая стремления и нравственно-политические настроения того общества. Духовную гармонию обеспечивает именно созидательный труд на благо социума. В финальном видении перед Фаустом предстает идеальная картина властелина – свободного человека, лишенного деспотичного гнета. В «Фаусте» наиболее ярко показаны идеи того времени.

Достаточно смел и общий замысел трагедии. Новаторство заключается в том, что автор заставляет героя переживать не единичный, отдельный конфликт, а целую цепь конфликтов на всем его жизненном пути, или, говоря словами Гете, «чреда все более высоких и чистых видов деятельности героя» [1, c. 39].Тем не менее, трагедия немного опередила свое время, будучи ориентированной на диалог с представителями культуры будущих поколений, являясь частью прочного фундамента культурного наследия.

Таким образом, читатели вместе с Фаустом и другими героями произведений Гёте, познают помыслы, догадки самого автора, многие оттенки его универсального мышления, идеи эпохи Просвещения о значимой роли каждого человека в создании индивидуальной реальности бытия.

Список литературы

Гете И. Ф. Фауст. М., 2002.

В. Г. Белинский, Собр. соч. в трех томах М. 1948. Т. 3.

Бонвеч Б..История Германии. Т. 1. С древнейших времен до создания Германской империи.

Конради К.О. Гёте. Жизнь и творчество. М., 1987. Т. 1

Просмотров работы: 285