ОБУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФОРМ ГЛАГОЛА TO BE В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОБУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФОРМ ГЛАГОЛА TO BE В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В ШКОЛЕ

Маланчук И.Г. 1, Петрова А.В. 1, Худоногова О.Д. 1
1КГПУ им. В. П. Астафьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изучение английского языка в школе, как и других иностранных языков, формирует общекультурную компетенцию, развивает мышление (в разных системах языкового мышления), расширяет представления о формах коммуникативной культуры различных народов, дает возможность приобрести ранние специальные компетенции в области научного знания и творчества, позволяет уже в школьном возрасте сориентироваться в самых перспективных проблемах наук и социальных практик.

Введение обязательного единого государственного экзамена по английскому языку в России, второго иностранного языка потребует качественной подготовки как обучающихся, так и преподавателей.

Однако школьная подготовка по английскому языку остается малоэффективной. Ключевой проблемой в обучении английскому языку, как показывает наш опыт, является проблема непонимания определенных (и многих) языковых феноменов обучающимися.

Система английского глагола имеет, как известно, ряд отличительных особенностей. Одной из них является парадигма глагола to be («быть», «являться (кем-либо, чем-либо)», «находиться»). В отличие от других глаголов английского языка, в настоящем времени данный глагол имеет три формы, выбор которых определяется субъектом. Если субъектом выступает местоимение 1-го лица ед. числа – I («я»), то глагол имеет форму am; если субъект – местоимение 2-го лица ед./мн. числа you («ты», «вы»), 1-го лица мн. числа we («мы»), 3-го лица мн. числа they («они») или существительное во мн. числе, то глагол употребляется в форме are; для местоимений 3-го лица ед. числа he («он»), she («она»), it («оно») и для существительных в ед. числе – is.

Существует проблема непонимания или недопонимания учениками использования глагола to be. Это связано с тем, что в русском синтаксисе в настоящем времени в предложениях типа «Мы в Москве», «Он врач», «Ей тринадцать лет», «Кошка белая», «Я счастлив» и т.п. глагол-связка или сказуемое выражены имплицитно, т.е. не имеют материального выражения в виде глагола «есть». Ванглийскомязыке, напротив, глагол to be внастоящемвременивсегдадолженбытьпредставлен: «We are in Moscow», «He is a doctor», «She is thirteen», «The cat is white», «I am happy».

Известные методики преподавания не обеспечивают ключевого фактора освоения языка – понимания его форм, близкого тому, как они осмысляются носителем языка. Часто правило употребления форм глагола to be в настоящем времени представлено в виде схемы или таблицы. Учителя требуют от обучающихся заучивания таблицы наизусть, однако даже это не обеспечивает быстрого освоения этих, в общем-то, простых форм: автоматическое воспроизведение глагольной парадигмы не преодолевает на первом и даже втором годах обучения межъязыковых несоответствий при построении высказывания.

Чтобы решить проблему, по нашему мнению, стоит использовать целый комплекс упражнений и визуальных материалов.

Для объяснения правил употребления форм глагола to be в настоящем времени мы предлагаем использовать наглядные материалы, в которых будут отражены особенности данной темы. Нами была разработана схема для визуальной ориентировки обучающихся в новом материале и возможности обращаться к этой рисуночной схеме в процессе работы над высказываниями по теме (Рис. 1).

Рис. 1. Употребление форм глагола to be

Как видим, схема задействует ситуацию диалога (с людьми) и разговора с животными, учитывает различные конфигурации групп людей по полу и смешанному составу групп и др. Позволяет моделировать предмет высказывания, задавать вопросы по содержанию рисунка.

Для закрепления темы нами было разработано следующее упражнение:

Fill in the gaps with am, is or are:

I ___ a student.

I ___ intelligent.

I ___ thirteen.

I ___ in room 2.

I ___ in Moscow.

You ___ a doctor.

You ___ brave.

They ___ together.

Anya and Pasha ___ twins.

Cats and dogs ___ animals.

We ___ the champions.

You and me ___ friends.

He ___ my brother.

She ___ my sister.

It ___ my cat.

The pencil ___ red.

My dad ___ tall.

The teacher ___ twenty-five.

The chair ___ broken.

A flower ___ beautiful.

Данное упражнение позволяет выработать навык быстрого, а впоследствии автоматического выбора нужной формы глагола to be. Подлежащие, выраженные рядами местоимений и существительных, коррелирующими с формами глагола, помогают школьникам понять специфику употребления форм глагола в различных целях и ситуациях с различными типами субъектов/объектов – предметов речи, формирует о них представления, аутентичные представлениям носителей английского языка.

Чтобы активизировать процесс запоминания, следует создать для ребенка мотивацию, связанную с двигательной активностью и эмоциональной включенностью в процесс освоения языка. Предлагаем использовать мяч: учитель бросает его, называя существительное или местоимение, к которому ребенок моментально подбирает подходящую форму глагола to be и возвращает мяч. Следует отметить, что важным условием является безопасность: мяч должен быть легким, мягким и непрыгучим. Можно задать ситуацию работы обучающихся в парах, микрогруппах различного состава (в тройках/четверках обучающихся).

Ребенку необходимо научиться самостоятельно конструировать предложения, содержащие глагол to be в настоящем времени. Для этого возможно использовать кубики по типу кубиков Зайцева, где на каждой грани будут расположены местоимения, существительные, формы глагола to be и различные именные части речи, встречающиеся в предложениях подобного типа. Такое комбинаторное упражнение поможет ребенку упорядочить знания о структуре английских предложений с глаголом to be в настоящем времени.

Таким образом, проанализировав как лингвистическую, так и психологическую стороны данного вопроса, мы пришли к выводу, что данная тема не вызовет критических затруднений при правильном подборе и эффективном использовании определенных упражнений. При помощи таких упражнений сначала достигается понимание словоупотребления ребенком. Как только достигнуто понимание, начинается работа над доведением навыка до автоматизма.

Литература:

Harmer, J. How to teach English. Pearson Education Limited, 2010, 289p.

Hashemi L., Murphy R. English Grammar in Use. Supplementary Exercises with answers. Third edition, 2012, 144p.

Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника, М.,1994.

Феклистов Г.Е. Проблемы изучения английского языка в школе // Образование, 1999. №3.

Просмотров работы: 2