Вопрос развития выразительности чтения у учащихся является актуальной проблемой в методике обучения русскому языку и литературному чтению в начальной школе. Выразительностью чтения называют, способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и своё собственное отношение к нему. Понятие выразительность, тесно связно с сознательностью чтения, есть утверждение, что выразительность – показатель сознательности. На сегодняшний день выразительному чтению уделяется большое внимание. Об этом свидетельствуют требования программы, специальные указания, различные рекомендации, предназначенные учителям начальных классов. В нормативных документах определены следующие требования к выразительному чтению у младших школьников, в соответствии с возрастной категорией: в первом классе от ученика требуется умение соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого, а также паузы, диктуемые знаками препинания. Во втором классе от ученика требуются соблюдение интонации в конце предложения, соблюдение при чтении пауз и интонации, соответствующих знакам препинания в конце предложения и выделение при чтении важных слов. К третьему и четвёртому классам младший школьник должен освоить виды интонации, то есть темп, ударение, паузы, тон, которые соответствуют содержанию читаемого текста. А также использовать основные средства выразительности для правильного чтения.
В выразительности чтения, одним из основных средств устной речи является интонация. Интонация – совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, с помощью которых говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части. Значительной частью работы над выразительностью чтения является работа над интонацией как главным её средством.
В работе над выразительностью чтения выделяются несколько компонентов:
технический, который включает в себя тренировку дыхания, а также полное совершенствование артикуляционного аппарата;
смысловой, он предполагает реализацию всей системы работы по осмыслению идеи литературного произведения;
интонационный, основывается на специальной работе над видами интонации;
тренировочный, практикует детей в упражнении над выразительным чтением произведения.
В своей работе мы привели в качестве примера работы над выразительностью чтения отрывок из стихотворения А.Т. Твардовского «День пригреет»:
День пригреет – возле дома
Пахнет позднею травой,
Яровой, сухой соломой
И картофельной ботвой.
И хотя земля устала,
Всё ещё добра, тепла:
Лён разостланный отава
У краёв приподняла.
Но уже темнеют реки,
Тянет кверху дым костра.
Отошли грибы, орехи.
Смотришь, утром со двора
Скот не вышел. В поле пусто.
Белый утренник зернист.
И свежо, морозно, вкусно
Заскрипел капустный лист.
И за криком журавлиным,
Завершая хлебный год,
На ремонт идут машины,
В колеях ломая лёд.
Проанализируем первое четверостишие:
День пригреет – возле дома
Пахнет позднею травой,
Яровой, сухой соломой
И картофельной ботвой.
Сперва для того, чтобы младшие школьники смогли выразительно и грамотно прочитать данное стихотворение, необходимо объяснить лексическое значение незнакомых им слов: яровая – солома от засеянных весной злаковых растений, солома – сухая трава, ботва – стебли или листья растений, у которых в пищу употребляются корни.
Также необходимо объяснить наличие таких выразительных средств, как метафора: день пригреет, эпитет: поздняя трава. С помощью данных выразительных средств, читатель может догадаться, что в стихотворении говорится об осени, хотя в стихотворении отсутствует слово осень вовсе.
Для развития выразительного чтения, к данному стихотворению можно задать анализирующие вопросы, например:
прочитайте первую фразу стихотворения;
почему автор использует глагол пригреет, а не греет;
какой день можно представить, читая это стихотворение;
как назвал автор стихотворения траву;
какие признаки в стихотворении указывают на осень;
какую картину к данному стихотворению вы бы нарисовали;
какое настроение вы испытываете, читая стихотворение;
прочитайте четверостишие так, чтобы слушатели почувствовали и догадались, о каком времени года идёт речь и, что при этом испытывает автор.
Таким образом, развитие выразительности чтения обеспечивает осмысленное и эмоциональное восприятие произведения, организовывает его воспитательное воздействие, а также положительно влияет на правильность и чистоту речи младшего школьника. Овладев средствами передачи выразительности чтения в результате применения системы упражнений способствует выработке у младшего школьника выразительного чтения художественного текста.
Список литературы:
Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007 – 464 с.
Оморокова, М. И. Совершенствование чтения младших школьников / М. И. Оморокова ; М-во общ. и проф. образования РФ. - Москва : Аркти, 1997. - 154 с.
Сборник рабочих программ «Школа России»: пособие для учителей образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. 527 с.