Музыкотерапия, как метод психолого-педагогической коррекции - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Музыкотерапия, как метод психолого-педагогической коррекции

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С самых древних времен человечество отмечало, что музыкальные ритмы и звуки оказывают очень сильное влияние на психическое, эмоциональное и физическое состояние человека.

Одним из самых старых свидетельств позитивного музыкально-терапевтическом влияния высокоодухотворенной музыки на человека является упоминание из Ветхого завета, в котором отмечается, что «богодухновенное пение псалмопевца Давида излечило Саула от нервной болезни и депрессии». Историки музыки и педагогики в своих работах неоднократно приводили в качестве примера опыт великих философов и мыслителей Греции и Рима – Пифагора и Платона. Последние в своих трудах неоднократно упоминали позитивное влияние музыки на воспитание детей.

Первые научно-теоретические попытки научного обоснования анализируемого феномена были предприняты в 17-18 веках. В трудах С.С. Корсакова, Л.С. Брусиловского, А. Швабе, В.М. Бехтерев, Н. Галинской, В.Ю. Завьялова и др. указывалось на важное место музыки в системе лечения. Полноценные исследования уникальных уникальные музыкально-терапевтические средств музыки начались лишь к концу 19 столетия, когда на смену эмпирическому этапу использования музыки пришел этап экспериментально-физиологических исследований. На рубеже веков ученые стали предпринимать попытки подвести теоретическое обоснование и физиологический базис под эмпирические факты. В 1913 г. в России под руководством В. М. Бехтерева было основано «Общество для выяснения лечебно-воспитательного значения музыки и гигиены».

В настоящее время музыкотерапию рассматривают как важнейших психотерапевтический метод, в котором музыка выполняет роль средства коррекции. Методы музыкотерапии используют либо как основное и ведущее средство воздействия в рамках целостного и изолированного использования (музицирование индивидуально и в группах, прослушивание музыкальных произведений и т.д.), либо как дополнение к иным коррекционным методам в части повышения эффективности и усиления их воздействия.

Музыкотерапия находится на стыке многих наук – музыковедения, музыкальной психологии, медицины, коррекционной психологии. Данная «пограничность» неслучайна, т.к. к моменту ее обособления смежные гуманитарные и медицинские сферы знаний уже обладали и огромным числом научных теорий, и развитым научным аппаратом, и системой прикладных методов диагностики. При этом очевидно, что наиболее успешно музыкотерапия стала развиваться в содружестве с психиатрией и коррекционной педагогикой.

По нашему мнению, педагогическая музыкотерапия – это полноценно сформировавшееся научное направление. Технологии и методы, используемые в нем давно и успешно применяются в работе, как со здоровыми детьми, так и с детьми с задержкой психического развития. Опыт показывает, что многие педагоги-практики используют музыкальные произведения при проведении занятий. Cамое естественное и глубокое применение нашли технологии и методики педагогической музыкотерапии в коррекционной педагогике и в теории и практике музыкального воспитания детей с задержкой психического развития. Это и составляет основное содержание коррекционной музыкотерапии. Таким образом, коррекционная музыкотерапия является важной составляющей педагогической музыкотерапии, поскольку часто ее применение связано с педагогическими и психологическими целями и задачами воспитания детей с отклонениями в развитии.

Необходимо отметить тот факт, что экономические и социальные проблемы существующие в современном обществе, ухудшение экологии, изменение нравственных приоритетов провоцирует условия ухудшения здоровья населения в целом, и детей в частности. Учащаются случаи пограничных нарушений в развитии у ребёнка значимых для физиологических и психологических высших психических функций. Наблюдается положительный тренд числа детей, которые страдают ослабленным здоровьем и имеют психические заболевания, не имея при этом классически выраженных отклонений. Такие дети развиваясь испытывают некоторые трудности в социальной адаптации. Они плохо реализуют социальную роль ученика, и уже со школьных лет теряют надежду занять достойное место в жизни. Увеличение числа детей с подобной задержкой психического развития отмечена во многих странах, в том числе и в России.

Неслучайно за последние годы в российской науке сформировалась качественная научная школа, представленная такими учеными и практиками, как Н.В. Бабкина, Л.Б. Баряева, Н.Л. Белопольская, Н.Ю. Борякова, Т.А. Власова, Н.Г. Цыпина, И.Ю. Левченко, И.В. Евтушенко и др. В рамках научных изысканий сформировались коррекционные музыкотерапевтические технологии и методики (В.М. Бехтерев, Л.С. Брусиловский, В.А. Гиляровский, Ю.П. Лисицын, В.И. Петрушин, И.В. Темкин, ГП. Шипулина, В.С. Шущард-жан и др.).

Методы коррекционный музыкотерапии в педагогике можно разделить на пассивные и активные. Первый основываться на том, что ребёнок получает музыкальную терапию, не участвуя при этом в ней активно. Например, дети прослушивают музыку, в которой имитируется журчание ручейка, шум дождя, шум моря. Специально подобранные музыкальные произведения улучшают настроение, снимают досаду, гасят гнев, благотворно влияют на самочувствие. При этом детям предлагают занять удобную позу, выполнять движения, связанные с наклонами и потягиваем. В данном контексте становится очевидным, что музыка в рамках пассивной музыкотерапевтической технологии является фоном. При этом можно выделить следующие терапевтические механизмы:

музыка снимает психологическую защиту, способствует снижению недоверия ребенка;

музыка активизирует или наоборот успокаивает ребенка;

музыка помогает пережить стресс;

музыка позволяет укрепить дружеские отношения с другими детьми, с учителем, способствует развитию межличностных отношений.

При применении активных методов музыкотерапии дети непосредственно участвуют в процессе оздоровления. Они поют (вокалотерапия), играют на музыкальных инструментах, двигаются под музыку по специально разработанным программам. Среди технологий активной педагогической музыкотерапии выделим вокалотерапию, логопедическую ритмику и игру на музыкальных инструментах.

Пение (вокалотерапия) является самым доступным, активным, действенным методом музыкотерапии, которые способствуют укреплению голосового аппарата и лёгких, общего развития организма, выработки правильной осанки.

Не менее эффективным средством педагогической музыкотерапии являются музыкально-ритмические упражнения и движения. Выполняя их, дети воспринимают музыкальные образы, развивают свои музыкальные способности и основы музыкальной культуры, учатся эмоциональной отзывчивости на музыку, формируют слуховые представления, чувство такта и ритма, развивают творческие способности. Показ музыкальных ритмических упражнений и движений имеет важное значение для освоения детьми.

И, наконец, важным видом педагогической музыкотерапии является игра на музыкальных инструментах. Использование музыкальных инструментов помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления учащихся, развивает их музыкальные способности, обогащает музыкальные впечатления детей.

Список использованных источников

Ануфриева Е.В. Музыкотерапия как средство сохранения и восстановления психологического здоровья личности // В книге: Практическая психология личности Учебное пособие для бакалавров психологии. Под редакцией О. И. Каяшевой, Н. В. Николаевой. Санкт-Петербург, 2017. С. 80-87.

Ивлева А.Н. Музыкотерапия как метод социальной реабилитации // В сборнике: Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения сборник статей победителей III международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 162-165.

Керимова М.В. Музыкотерапия как метод коррекции функциональных нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья // В сборнике: Продуктивное обучение: опыт и перспективы материалы IX Международной научной конференции. Самарский государственный социально-педагогический университет. 2017. С. 87-89.

Койфман Д.Ю. Музыкотерапия как средство формирования, развития, воспитания и обучения личности // В сборнике: Актуальные вопросы в науке и практике Сборник статей по материалам IV международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. 2017. С. 101-107.

Лобанова А.П., Моногарова О.В. Музыкотерапия - как одно из средств, влияющих на психическое здоровье ребенка // В сборнике: Молодежь и научно-технический прогресс сборник докладов X Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 4 т.. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 2017. С. 120-122.

Стефанова А.И. Музыкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // В сборнике: Актуальные проблемы музыкального образования и этномузыкологии Материалы I Всероссийской заочной научно-практической конференции. 2017. С. 49-51.

Просмотров работы: 168