Актуальность исследования в сфере предоставления комплексных услуг самозанятому населению подчеркивается джентрификацией (англ. «gentrification» - реконструкция пришедших в упадок городских кварталов с помощью притока более состоятельных жителей) и ростом цен на недвижимость, за счет чего индивидуальная аренда стала экономически нецелесообразной для начинающих предпринимателей и фрилансеров.
Целью данного исследования является анализ: потребителей услуг коворкинга, факторов, которые могут влиять на деятельность коворкинга, а также востребованности коворкинг-центров.
Принципиальным отличием коворкинга от других форм организации труда является формирование группы людей из разных сфер деятельности с разным уровнем квалификации и практических навыков. [3]
В некоторых случаях коворкинги могут формироваться на основе специализированных сообществ, например по сфере профессиональной деятельности (журналистика, искусство, WEB-разработка, дизайн), по гендерному или национальному признаку. По мнению большинства участников коворкинга, работа в пространстве, в котором присутствуют представители различных профессий, способствует обмену опытом, идеями и знаниями, повышает производительность труда, а также оказывает помощь в поиске нестандартных и оптимальных решений рабочих задач.
Многие предприниматели, которые решают открыть свое коворкинг-пространство совершают ряд ошибок, связанных с неточностью исследования сферы фриланса, а также ограниченностью в представлении о том, чем на самом деле является ковркинг-пространство. При планировании и организации деятельности коворкинг-центра необходимо в первую очередь подробно исследовать данную сферу, провести маркетинговые исследования, проконсультироваться со специалистами из разных профессиональных сфер деятельности, а самое главное - познакомиться и получить больше информации о сфере коворкингов с предпринимателями, имеющими большой опыт работы и активно развивающимися коворкингами.
Для того, чтобы избежать подобных организационных ошибок в планировании коворкинг-центра необходимо:
Исследовать потребителей услуг коворкинга;
Провести качественный PEST-анализ;
Проанализировать сильные и слабые стороны предприятия, оценить возможности и угрозы и на их основе разработать SWOT-анализ;
Изучить конкурентный рынок;
Разработать бизнес-план.
В первую очередь, проведем анализ потребителей услуг коворкинга.
Современный бизнес адаптируется под новые требования и нужды субъектов экономических отношений. Отдельные специалисты и профессиональные группы ищут альтернативные варианты организации рабочего пространства. Привычные офисы, на аренду которых тратятся существенные суммы, заменяются так называемыми коворкинг-центрами - местом, где можно работать, проводить деловые встречи, пользоваться Wi-Fi и отдыхать.
В последние годы коворкинг-центры набирают популярность, поскольку наблюдается тенденция перехода специалистов на удаленную работу. Фотографы, дизайнеры, IT-специалисты, писатели, юристы - представители абсолютно разных профессий приходят к выводу, что пользование коворкинг-центрами намного удобнее и дешевле, нежели аренда дорогих офисов в центре города.
Так как в процессе исследования было выявлено, что основными потребителями услуг коворкинг-пространств являются фрилансеры, необходимо выявить условия для их работы:
Низкий уровень окружающего шума;
Дизайн помещения, не вызывающий раздражения или негативных эмоций;
Место для перекуса или полноценного принятия пищи, а также санузел;
Наличие многофункциональных устройств (печать, сканирование, копирование и т.д.);
Наличие дополнительных помещений для проведения лекций, мастер-классов, дискуссий, и другой творческой деятельности;
Рабочая атмосфера;
Удобный график работы коворкинга.
Коворкинг-центры имеют преимущества перед обычными офисами в создании креативной творческой обстановки на рабочем месте. Обычно, именно коворкинги становятся местом сосредоточения групп фрилансеров и людей, так или иначе, связанных с творчеством.
Проанализирем факторы, которые могут влиять на деятельность коворкинга. Для этого необходимо провести PEST-анализ.
PEST-анализ востребованности коворкинг-центра:
Для того, чтобы выяснить какие факторы влияют на функционирование и развитие коворкинга, необходимо провести PEST-анализ (Таблица 1).
PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) - это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.[1]
Политика - регулирует власть, определяющую среду в компании и обеспечивает получение основных ресурсов для её деятельности.
Ключевая причина изучения экономики - это формирование структуры распределения ресурсов на уровне государства, что является важным условием для деятельности предприятия.
Потребительские предпочтения определяются при помощи социо-культурного компонента PEST-анализа.
Целью технологического компонента является выявление тенденций в процессе развития современных технологий, которые зачастую становятся причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.
Главная задача PEST-анализа - это прогнозирование изменения существенных факторов внешней среды, которые могут оказать реальное влияние на деятельность предприятия в перспективе. В зависимости от того, какие факторы будут улучшаться, а какие ухудшаться предприятию следует разработать свою стратегию и по возможности нейтрализовать влияние нежелательных факторов.
Таблица 1 – PEST-анализ востребованности коворкинг-центра
Политические факторы |
Экономические факторы |
Развитие рынка фрилансеров привело к тому, что с 2019 года в России самозанятая часть населения будет выплачивать налог 3 % для лиц, оказывающих услуги физическим лицам, и 6 %, если услуги оказываются юридическим лицам. [4] Однако, налоги на труд офисных работников гораздо больше,что приводит к тому, что чистая заработная плата фрилансера будет выше, чем у офисного работника. Уровень защиты трудовых прав у наемных работников гораздо ниже, чем у штатных работников в организации из-за того, что правовая защита фриланса в России еще не носит законодательный характер. |
Увеличение спроса на услуги фрилансеров и рост объема выполняемой работы. [2] Фрилансерам выгоднее пользоваться услугами коворкинг-центра, чем образовывать собственную организацию. Интернет, печать документов, копий,офисные принадлежности входят в стоимость использования рабочего места в коворкинге, что значительно снижает траты фрилансеров. |
Социо-культурные факторы |
Технологические факторы |
Ежегодно отмечается рост среди людей, которые отдали предпочтение свободному и независимому графику работы.[2] Благодаря развитию фриланса людям, работающим удаленно, нужна территория, помощь, материальное обеспечение для работы. |
Высокий процент компьютеризации, доступность Интернета. Благодаря развитию современных технологий, появляются новые услуги, а также виды деятельности, которые индивидуальные предприниматели могут предоставлять посредством сети Интернет, поэтому необходимость в постоянном нахождении работников в офисе исчезает, что подтверждает целесообразность функционирования коворкинг-центров. Также, благодаря доступности Интернета практически в любой точке мира фрилансеры сами могут выбирать себе заказчиков или проекты, с которыми они хотят работать. То есть, они сами для себя являются директорами. |
Таким образом можно сделать вывод о том, что социо-культурные и экономические факторы имеют наибольшее значение для коворкинга. Однако, политические факторы в силу своей неопределенности в законодательном плане также оказывать влияние на организацию и планирование коворкинг-центра.
Несовершенство политической и юридической защиты в сфере фриланса является основной проблемой в развитии данной организации труда в России.
Экономические факторы положительно влияют на доходы фрилансеров, так как использование услуг коворкинг-центров снижает их траты на иные потребности.
Технологические факторы являются основополагающими для деятельности работников фриланса, так как именно благодаря доступности Интернета практически в любой точке мира стала доступной удаленная работа.
Данная статья позволяет сделать вывод о том, что принципиальным отличием коворкинга от других форм организации труда является формирование группы людей из разных сфер деятельности с разным уровнем квалификации и практических навыков. Научный материал, представленный в статье, будет полезен студентам экономических вузов, начинающим предпринимателям, которые намерены открыть свое коворкинг-пространство, а также представителям фриланса.
Список литературы и информационных источников:
Анализ внешней среды - https://studopedia.ru
Диджитал Брокколи - https://digitalbroccoli.com
Discovered - http://discovered.com.ua
ТАСС, информационное агентство - https://tass.ru/ekonomika/4965850