Возможности использования графических диктантов при обучении младших школьников - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Возможности использования графических диктантов при обучении младших школьников

Налимова Е.И. 1
1ЧГПУ им.И.Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мы живём в век быстрого развития информационных технологий, доступности разнообразных гаджетов детям даже дошкольного возраста. Ребёнок с лёгкостью погружается в виртуальный мир игр, фильмов, приключений только одним нажиманием на кнопочки. Поэтому вызвать у него интерес на уроках, увлечь новыми знаниями, помочь испытать удовольствие от приобретения новых навыков, очень сложно.  Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, является графический диктант.

Графические диктанты уже давно применяются на уроках в начальной школе для развития руки первоклассника, его мыслительных способностей и воображения, для формирования пространственных представлений у школьника и активизации его внимания, для закрепления навыков счета.

Рисование по клеточкам в начальной школе – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у ребенка пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

Цель графических диктантов в том, чтобы  происходило формирование личности ребенка,  в познавательной и коммуникативной деятельности, готовности к самостоятельному добыванию знаний, усвоению культурно –исторических ценностей.  Задачами этой работы является способствование становлению личности ребенка, развитию  мышления,  формированию интеллектуальной и эмоционально - волевой активности учащихся, предоставление  каждому ребенку опыта и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других   видах  деятельности,  содействие формированию  представлений о изучаемых        науках, формирование  знаний,   умений, навыков, необходимых  ученику в жизни и для  продолжения обучения.

       В организации графических диктантов придерживаются следующих требований:

1) правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал должен быть посилен для всех детей;

2) дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию;

3) диктант интересен тем, что в нем участвует каждый ребенок;

4) подведение результатов должно быть справедливым и четким.

Каждое занятие включает в себя данный вид работы, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку. Работу с графическим диктантом можно выстраивать в разной последовательности. Сначала сделать графический диктант, а потом скороговорки и пальчиковая гимнастика. Или наоборот сделать пальчиковую гимнастику, прочитать скороговорки и чистоговорки, а затем сделать графический диктант. Загадки можно загадывать в конце занятия.

Когда дети нарисуют рисунок, можно поговорить о том, что есть предметы и есть их изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематичное изображение. Графический диктант – это схематичное изображение предмета. Если, например, рисуете животное, поговорите о том, что каждое животное имеет свои отличительные особенности. Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет. Можно спросить у детей, какие отличительные особенности у животного, которого они нарисовали. Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги, и так далее.

Эффективными средствами работы на уроках являются скороговорки и чистоговорки, которые применяются разными способами:

можно взять в руки мяч и, ритмично подбрасывать и ловить его руками, проговаривая скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог;

можно проговаривать скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую;

можно проговаривать скороговорку, прохлопывая ритм ладошками;

можно проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

Пальчиковую гимнастику надо делать вместе, чтобы дети видели и повторяли движения за вами. Это основные правила проведения графического диктанта. Разнообразия форм работы с написанным диктантом: проводится работа не только с рисунком, но и работа с названием, получившегося изображения на уровне звука, буквы, слога, слова.  А также разные виды штриховки рисунка. Присутствуют творческие минутки: раскрасить, дорисовать рисунок, придумать рассказ или сказку о нарисованном герое.

После проведённого диктанта, осуществляем итоговый самоконтроль и учимся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Дети, как правило, очень любят рисовать по клеточкам, это увлекательно и полезно. Этот способ развития необходимых игровых навыков. Очень хорошо рекомендовать эти задания родителям для летнего периода. Можно заниматься графическими диктантами в дороге, в парке, на пляже, на даче. Это несколько разнообразит ежедневные игры и занятия.

Данные задания можно использовать на различных уроках в школе. В том виде как они представлены выше, например, на уроках математики в начальной школе кроме основной цели - развития внимания, дополнительно с целью развития ориентировки в пространстве учащихся.

Диктант у детей развивает воображение, фантазия, логика, умение ориентироваться в тетради. Графическим диктантам уделяется 5 – 6 минут в начале урока математики, что помогает организации урока, дает детям возможность быстрее собраться. Дети очень любят графические диктанты, сами придумывают рисунки, в 3-4 классах могут провести такой диктант. В процессе работы можно придумывать различные задания:

1. В первом классе начинаем с самых простых диктантов – узоров. После диктовки учителя дети продолжают сами.

2. Под диктовку учителя делают рисунки, дополняют недостающие детали – глаза, уши или раскрашивают.

3. Учитель диктует только половину рисунка, другую половину дорисовывают сами дети.

4. Под диктовку учителя делают рисунок, затем дается задание сделать этот же рисунок в зеркальном отражении.

5. На доске или в карточках дается “зашифрованный рисунок”, где указаны стрелками направление и количество клеточек. Дети молча делают задание, затем сверяют друг с другом.

Такой диктант поможет подготовить руку к письму, развить пространственное воображение, внимание, память.  В первый класс приходят дети с разным уровнем подготовки к школе. Для успешного обучения необходимо, чтобы первоклассники могли внимательно слушать и точно выполнять указания учителя, правильно ориентироваться в тетради, самостоятельно действовать по указанию педагога. Рисование по клеточкам помогает планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с различными видами диктантов развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики.

Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет. Выполняя предложенные задания в графических диктантах, ребенок расширяет кругозор, увеличивает словарный запас, учится ориентироваться в тетради, знакомится с разными способами изображения предметов.

Список использованных источников:

https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-graficheskie-diktanti-1725253.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/06/15/graficheskie-diktanty

https://infourok.ru/doklad-raznoobraznie-formi-i-metodi-raboti-na-uroke-v-nachalnoy-shkole-867453.html

Просмотров работы: 142