Использование нетрадиционных формулировок заданий при обучении математике младших школьников - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Использование нетрадиционных формулировок заданий при обучении математике младших школьников

Парамонова В.А. 1
1ЧГПУ им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Среди требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования особое место занимают метапредметные результаты обучения, в частности, познавательные универсальные учебные действия. Для их формирования учитель должен вести целенаправленную работу по развитию познавательной активности младших школьников, которая характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями.

Познавательная активность представляет собой качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, вмобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели. Основным требованием к активизации познавательной деятельности школьника является такая организация ее с учащимися, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика [4, с. 5].

Субъектом познавательной деятельности является ученик, и поэтому в центре учения, имеющего социально-педагогические основы, стоит его личность, сознание, отношение к познаваемому миру, к самому процессу познания, к соучастникам познавательной деятельности: к школьникам и учителям, организующим и направляющим его учение [5, с. 41].

Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. Для активизации познавательной активности учеников необходимо тщательно отбирать и анализировать упражнения для проведения урока.

Приведем примеры нетрадиционных формулировок заданий на уроках математики на тему «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание».

– Кощей Бессмертный украл Елену Прекрасную. Вы должны помочь Василию-царевичу выполнить три задания, чтобы спасти свою суженую.

Задание 1. Какое число лишнее в каждой группе? Почему?

58, 26, 30, 29;

50, 40, 61, 20.

Задание 2. Найдите ошибку в составлении ряда чисел: 0, 3, 9, 12, 16... Составьте свои ряды чисел.

Задание 3. Решите задачу: «Баба Яга добавила в зелье 16 мухоморов, потом еще 5. Сколько всего мухоморов добавила Баба Яга?»

При изучении нумерации чисел в пределах 100 младшие школьники должны научиться считать и записывать числа. Пример формулировки заданий для закрепления этой темы:

– Помогите Золушке выполнить задания мачехи, чтобы она успела попасть на бал.

Задание 1. Запишите числа, которые на 2 десятка больше чисел 37, 62, 29, 93, 77.

Задание 2. Запишите числа, которые на 1 десяток меньше чисел 39, 25, 82, 98, 61.

Задание 3. Присчитывая по 10, запишите 5 чисел, начиная с 23.

Простые, необъемные задачи используются в начале или в конце занятия с целью создания положительного настроя в детском коллективе, концентрации внимания.

– Помогите Незнайке решить задачу. Одна сторона треугольника равна 6 см., вторая – 9 см., а третья – на 4 см. больше второй стороны. Найдите периметр треугольника.

Все эти игры и упражнения, введение какого-либо сказочного персонажа способствуют повышению интереса младших школьников к уроку математики, а также развитию их познавательной активности.

Итак, использование нетрадиционных формулировок заданий способствует снижению утомляемости, развитию творческих способностей детей, а также мотивирует их на обучение. Каждый учитель может, используя фактор занимательности, приобщить учащихся к творческому поиску, вовлечь их в активное сотрудничество, пробудить любознательность.

Список литературы

1. Баранова, Э. А. Развитие познавательных интересов у детей 6-7 лет / Э. А. Баранова. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 2003. – 159 с.

2. Маркова, И. В. Методика проведения дидактических игр с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики / И. В. Маркова // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов / Чуваш. гос. пед. ун-т. – 2006. – № 1 (7), т. 2. – С. 102–106.

3. Сагдиева, И. Т. Организация познавательной деятельности младших школьников / И. Т. Сагдиева // Инновации в образовании. – 2013. – № 1. – С. 110–116.

4. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова – Москва : Педагогика, 1982. – 208 с.

5. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе : [учеб. пособие для студентов пед. ин-тов] / Г. И. Щукина. – Москва : Просвещение, 1979. – 160 с.

6. Ялукова, И. В. Активизация познавательной деятельности младших школьников / И. В. Ялукова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. – 2013. – № 3 (79) : Гуманитарные и педагогические науки. ­– С. 210–213.

Просмотров работы: 3