Институциональная структура банковской сферы - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Институциональная структура банковской сферы

Зорченко А.В. 1
1Финансовый университет при Правительстве РФ (ЛФ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Институциональное развитие банковской системы является одной из составляющих ее модернизации. В связи с этим особенно актуальным становится выявление институциональных особенностей современной банковской системы.

Организационная структура банковской системы России включает на первом уровне Банк России, на втором – банки, Государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» Внешэкономбанк, представительства иностранных банков, небанковские кредитные организации, банковскую инфраструктуру.

Банковская инфраструктура включает в себя Агентство по страхованию вкладов (АСВ), Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) и его дочерние структуры, бюро кредитных историй, коллекторские агентства, банковские союзы и ассоциации.

Основным органом, осуществляющим регулирование банковской системы, является Центральный банк Российской Федерации.

Важнейшей особенностью, присущей в настоящее время первому уровню банковской системы России, является его реструктуризация посредством создания мегарегулятора.

Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) как представители параллельных структур демонополизированного уровня органов банковского надзора достаточно широко представлены в других странах (США — Федеральная корпорация страхования депозитов; Канада — Бюро надзора за финансовыми учреждениями; Германия — Федеральное ведомство по контролю над банками; Бельгия— Банковская комиссия;

АРКО учрежден Правительством и Банком России в качестве небанковской кредитной организации, в задачи которой входят:

оперативная работа по взаимодействию с восстанавливаемыми банками из числа проблемных;

участие в проведении ликвидации (ликвидный контроль) обанкротившихся банков, в том числе и по реализации имущества ликвидируемых банков.

Банк России с 01.09.2013г. функционирует в качестве мегарегулятора финансового рынка, т.е. государственного учреждения, осуществляющего функции по регулированию, контролю и надзору на финансовом рынке России.

Необходимо отметить, что до Банка России регулирование, контроль и надзор в большинстве сегментов финансового рынка (кроме деятельности кредитных организаций) осуществляла Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР).

Банки (кредитные учреждения) с контрольным пакетом в акционерном капитале, принадлежащим государству (Центральному банку, Правительству, региональным властям), осуществляют банковскую деятельность хотя и под достаточно жестким контролем, но с высоким уровнем государственной гарантии, что определяет и соответственно высокий уровень доверия к ним.

Эти «государственные» банки, являясь по сути правительственными агентами, берут на себя значительную нагрузку по реализации денежно-кредитной политики, в связи с чем в их функции и операции входят:

работа с бюджетными счетами (параллельно с казначейством);

работа со средствами спецфондов льготного кредитования;

кредитование инвестиционных проектов, в том числе из средств Бюджета развития Российской Федерации;

операции с государственными займами;

программы гарантии сохранности сбережений населения и т.д.

Этот элемент банковской системы России представлен действующими Сбербанком РФ и «Банком Москвы» [1, с. 57].

Представительства иностранных банков – это обособленные подразделения иностранных банков, расположенные на территории России, которые представляют интересы иностранных банков и осуществляют их защиту. В отличие от филиалов представительства не осуществляют банковской деятельности и не играют существенной роли в банковской системе.

Необходимо отметить, что большинство средних и малых банков, в основном региональных, в настоящее время попадают в неравные конкурентные условия в связи с отсутствием доступа к дешевым ресурсам, в частности к программам рефинансирования. Это вынуждает их поддерживать высокую достаточность капитала за счет сокращения рентабельности бизнеса и снижает их конкурентоспособность.

Список использованных источников

Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.:Финансы и статистика, 2014.- с.110

Информационное агентство России. [Электронный ресурс]: http:// tass.ru /ekonomika/4525456 (Дата обращения 05.12.18)

Просмотров работы: 182