Образовательное право в системе современного российского права - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Образовательное право в системе современного российского права

Байгужин А.Ш. 1
1БГПУ им. М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Формирование и выделение новых элементов системы права является процессом историческим и объективным. Элементом права в данном направлении является право на образование, реализация принципов образования, правовое управление образованием. Такое понимание позволяет выделить правоотношения в сфере образования в самостоятельный автономный предмет правового регулирования.

Реформа образования вновь новообразованном Российском государстве 90-х годов ставила новые цели в характере правовых отношений в сфере образования и в понятии образовательного законодательства. Так, В. М. Сырых [4],Д. А. Ягофаров [5], В. И. Шкатулла [6] и др. настаивают на том, что образовательное право есть самостоятельная комплексная отрасль российской правовой системы. Они полагают, что сама специфика педагогических отношений дают все необходимые и достаточные основания для выделения образовательного права в самостоятельное звено правовой системы.

В то же время формируется другая позиция согласно которой образовательное право представляет комплексную отрасль законодательства. Например, Е. А. Суханов считает, что «образовательное право» это сугубо условное понятие, за которым стоит массив нормативных актов комплексного характера, с явным преобладанием административноправовой природы[7,с.68]. В.В.Кванина же говорит, что образовательные отношения представляют разновидность гражданско-правовых отношений в рамках договора на оказание образовательных услуг[8, с. 273]. Д. Б. Миннигулова указывает на то, что выделение комплексной отрасли образовательного права рушит концепцию дифференциации российского права на отрасли в зависимости от предмета и метода правового регулирования [9, с. 23].

В данный момент существует три основных направления исследований образовательного права. Первые придерживаются мнения, что образовательные правоотношения имеют административно-правовую природу и, соответственно, нет оснований для выделения какой-либо регулирующей их специализированной отрасли права. Другие формируют мнение о наличии самостоятельной отрасли образовательного права. Третьи так называемое большинство считают образовательное право комплексной отраслью законодательства. Следует отметить, что ни одно из них не отличается внутренним единством ввиду естественного понимания в различии правовых взаимоотношений. Современное законодательство формирует образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства», «совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции в целях развития личности».

Образовательная система представляет совокупность взаимодействующих звеньев: а) преемственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня и направленности; б) сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; в) органов управления образованием, подведомственных им учреждений и организаций.

Отметим что образовательная система занимает одну из важнейших ниш в общественных взаимоотношениях в купе с другими социальными институтами. Выполняет историческую функцию передачи социального опыта, обучения и воспитания человека. Развивается и формирует новые социальные ценности и ориентиры. Следовательно эта система должна регулироваться правовыми институтами на основе специально созданных регулируемых норм права. Дискуссионность обозначенной проблемы о возможности существования комплексных отраслей права (в том числе образовательного права), нивелируется, в рамках ретроспективного подхода. Законодательство, как и право, выступая средством регуляции общественных отношений, имеет свою историческую проекцию и по мере накопления законодательного массива структурируется и систематизируется. В основе систематизации законодательства лежат генетические, структурные и функциональные связи, которые подвержены в различные периоды глубоким изменениям, влекущим и качественные изменения в правовом регулировании определенной сферы общественных отношений, тем самым способствуя трансформации отрасли законодательства в иное качество — в отрасль права.

1. Сапаргалиев Г. С., Баянов Е. Б. Правовые основы развития народного образования. Алма-Ата, 1983.

2. Сырых В. М. Образовательное право как отрасль российского права. М., 2000.

3. Ягофаров Д. А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системыобразования. М., 2008.

4. Шкатулла В. И. Образовательное право. М., 2001.

5. Кванина В. В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования. М., 2005.

6. Миннигулова Д. Б. Проблемы понятия и структуры образовательного права // Право и образование. 2009. № 4.

Просмотров работы: 548