ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ: КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ИХ ПОНИМАНИЕ ШКОЛЬНИКАМ? - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ: КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ИХ ПОНИМАНИЕ ШКОЛЬНИКАМ?

Толкачникова К.К. 1, Капустина К.С. 1, Сальникова А.Г. 1, Матвеенко А.О. 1
1КГПУ им.В.П. Астафьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обучение русскому языку в школе по-прежнему задает проблему непонимания основных закономерностей языковой системы и связи реальности человеческой жизни с тем, как человек пользуется языком, как язык связан с реальностью. Формальный подход к изучению языка широко распространен, учителям предъявлены готовые методические разработки, для средней и старшей школы выполненные в большинстве своем в формальном подходе, а от ученика требуется воспроизведение лингвистической информации, не понятой и не прожитой обучающимися.

В данной статье рассмотрим проблему на материале преподавания в школе темы «Деепричастие».

В качестве примера мы проанализировали учебник по русскому языку для 7 класса (авторы – М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова). В параграфе «Деепричастие как часть речи» сначала даётся теоретический материал в нескольких мини-статьях, которые носят формальный характер и содержат в себе описание внешних признаков деепричастия. Задания имеют репродуктивный характер. В конце теоретической части даётся вопрос, предлагающий воспроизведение предъявленной школьникам информации. Проблемных вопросов практически нет, параграф предлагает готовое теоретическое знание. Гарантий, что педагог сможет оценить, насколько тема понята на самом занятии, нет, обратная связь, которую можно получить от каждого обучающегося, отсрочена и предполагает письменную форму.

Таким образом, заранее исключается эвристический метод работы, когда правило выводится обучающимся самостоятельно.

В дополнение к сказанному следует отметить отсутствие наглядного материала, наличие которого, как нам кажется, может существенно облегчить понимание обучающимися термина «деепричастие», производство и распознавание деепричастий и деепричастных оборотов.

Как известно, школьное обучение русскому языку направлено на развитие той психической реальности, которой является языковое сознание, а также речевой деятельности обучающихся. В аспекте темы важно, что языковое сознание при изучении русского языка и оформляет системные представления о языке. Задача педагога – создать условия для понимания языковых феноменов и закономерностей языка, актуализировать связь между научным знанием и реальной жизнью, языковой практикой людей.

Что необходимо в первую очередь транслировать детям? – Что каждый из них моделирует свою реальность, создает представления о реальности с помощью языка и при производстве высказываний/предложений транслирует их другим.

Деепричастие может быть показано и прочувствовано как часть речи, помогающая структурировать реальность – строить иерархии. Какие иерархии – в случае деепричастия, необходимости в нем?

Исходя из главной цели педагога – обеспечить понимание и научить активно использовать те или иные языковые средства, можно выделить несколько эффективных методов объяснения материала. Это, прежде всего, наглядный метод, который помогает соединить представления о деепричастии с ситуациями, где представлены действия/деятельность людей; активный метод обучения, когда школьники описывают одновременно некоторое множество своих собственных действий; эвристический метод, позволяющий создавать условия для осознания обучающимися лингвистической информации, которую может проблематизировать педагог.

Рассмотрим возможности каждого метода при обучении деепричастию и деепричастному обороту.

Эвристический метод можно использовать как в начале изучения деепричастия, так на завершающем этапе. На первом занятии можно спросить школьников о том, что они понимают о содержании термина «деепричастие», как они считают, что он может обозначать. Распознавание частей слова-термина «де(е)» (ср.: дееспособность, действие) и «причастие» заставляет рассуждать о семантике термина. В результате размышлений делаем совместный вывод, что деепричастие связано с описанием действий и сближено с термином причастие в том смысле, что произведено, как и причастие, от глагола.

В финале изучения деепричастия, когда у школьников появляется опыт описания ситуаций с помощью деепричастий, задаем вопрос, удобным ли показалось использовать деепричастия в своих текстах и каких – письменных или устных? Ставим проблему, какие тексты воспринимаются как более сложные – с деепричастиями, деепричастными оборотами или без них. Актуализируем следующее: тексты имеют иерархическое устройство и отражают логику человека (какое-то действие представляется самым важным, какое-то – «сопутствующим», менее значимым, «обстоятельством» для другого действия либо одно действие предшествует другому в сознании автора); иногда (и особенно в письменных текстах) важно уметь использовать эти языковые средства, чтобы ваш текст был сложнее, «умнее».

Наглядный метод, которым, как нам кажется, незаслуженно пренебрегают в подростковой и старшей школе, позволяет активизировать многие психические процессы – зрительное восприятие, эмоции, воображение, а также создать интерес, мотивацию к использованию адекватных средств языка.

Рассмотрим несколько примеров его реализации. Во-первых, использование различных иллюстраций, видеосюжетов для объяснения темы «деепричастие». Например:

   

Рис. 1. В кино

Рис. 2. Домашний ужин

В качестве примеров предлагаем две похожие картинки, задача обучающихся – определить, какое действие на каждой картинке главное, а какое «второстепенное». При этом можно уточнить семантику этих «второстепенных» действий: например,

На Рис. 1 Люди смотрят фильм, (при этом) жуя попкорн;

На Рис. 2 Люди ужинают, (при этом) смотря телевизор.

Здесь же важно объяснить логику пунктуационного оформления деепричастий и деепричастных оборотов: о чем мы сигнализируем читателю, ставя деепричастия и деепричастные обороты в запятые. Рассматривая изображения, анализируем намерения героев, и намерений может быть несколько, важно определить, какое из них – главное для героев. Так, на первой картинке люди пришли в кинотеатр, чтобы посмотреть фильм. И это основная их цель. Поедание попкорна – вещь приятная, ритуальная, но совсем не обязательная и лишь сопровождающая просмотр кино. Тогда как на второй картинке видно, что семья скорее имеет целью поужинать, а просмотр телевизора действие «второстепенное», сопровождающее главную цель – поужинать.

Кроме представленного примера можно также использовать видеоматериалы, демонстрацию собственных действий. Например, педагог идёт по классу и спрашивает: «Что я сейчас делаю?». Дети называют одно основное действие, тогда задача учителя добавить к своему действию еще одно (читать книгу и т.д.); если ученики называют несколько действий, учитель ставит задачу соотнести их – что считать основным, а что – дополнительным действием. Применяя активный подход, можно предложить обучающимся поработать в парах: описать действия соседа по парте с использованием глагола и деепричастия (деепричастного оборота).

Наглядный метод обучения также востребует использование и создание схем и таблиц. Во втором случае совместно с обучающимися создаем схемы, таблицы, активизируя их мышление. Вписываем деепричастие в схему произведенных от глагола причастий и деепричастий, выявляем семантическое, грамматическое и синтаксическое сходство и различия этих частей речи.

Таким образом, мы предложили психолого-педагогические технологии в рамках эвристического, активного и наглядного методов обучения для обеспечения понимания школьниками деепричастий и деепричастных оборотов (в том числе в системе частей речи) и возможности/ необходимости их использования в различных типах текстов, различных языковых практиках обучающихся.

Просмотров работы: 198