НЕОБХОДИМОСТЬ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ СТАНДАРТИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

НЕОБХОДИМОСТЬ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Крассовская Т.В. 1
1ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», Оренбург
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

О том насколько важны стандарты задумывается не каждый. Мы пользуемся им все чаще, возможно не замечая этого. Стандарты упорядочивают нашу жизнь держа ее в строгости и целесообразности.

Если мы обратимся к ГОСТ 1.1-2002 то поймем, что стандарт – это нормативный документ, который разработан на основе консенсуса, принят признанным на соответствующем уровне органом и устанавливает для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Каждый стандарт, например ГОСТ, имеет номер, год выпуска, название и содержание. Нумерация обычно сквозная. Большинство из них дополняют номером категории, который расположен перед самим номером.

ГОСТы не должны быть подвержены перепечатке, так как возможно допущение ошибок. Вместо перепечатки можно сделать фото– или ксерокопию, сканирование, а перепечатка доступна только Росстандарту. В наше время — это очень проблематично, ведь в связи с развитием современных технологий, ручной набор стал неактуален.

Каждый школьник знает с парты, как важны стране стандарты. При отказе от стандартов, каждый производитель будет создавать свою продукцию отличную от другой, изделия перестанут быть взаимозаменяемыми и совместимыми.

Соблюдение стандартов, давно доказало свои преимущества. Например, производитель, создающий продукцию в соответствии со стандартом, доказывает ее качество, а начальник, соблюдающий рекомендации по построению системы управления предприятием, уменьшает количество брака, а также сроки изготовления.

Если рассмотреть виды стандартов организаций, можно увидеть следующее. Стандарты можно разделить на несколько групп. Ограничительные стандарты – создание на основе государственных стандартов, организационные – включающие систему менеджмента качества, на правила оформления документации и еще одна группа оригинальные – имеют обозначение с индексом СТП, регистрационный номер и год утверждения.

Следовательно, благодаря стандартам мир становится доступнее для всех. Люди начинают говорить на одном языке в целом мире, не боясь недопонимания.

Неспроста каждый год, 14 октября проходит празднование Всемирного дня стандартизации или День стандартов, который был введен в 1970 году президентом ISO господином Фарук Сунтер, для того чтобы подчеркнуть важность стандартизации.

Службы стандартизации – организации, учреждения, объединения их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определённых функций по стандартизации. В масштабах государства службы стандартизации имеют свою иерархию ветвей, в том числе ряд технических комитетов, два десятка научно-исследовательских институтов, каждый из которых занимается строго отведённой деятельностью. Так, например, ВНИИМАШ курирует стандарты и сертификаты в области машиностроения; а ВНИИНП – в области нефтепереработки.

Что касается самой стандартизации, можно обнаружить следующее, стандартизация регулирует отношения в продукции, нормах, требованиях, методах, строительстве, транспорте, здравоохранении и других сферах. Она существенно влияет на темпы развития, а также уровень производства.

В связи с этим службы стандартизации стали появляться на каждом производстве или же организации. Основные функции, которые выполняют отделы стандартизации – формирование, комплектование и актуализации фонда документов в области стандартизации и метрологии, а также на предприятиях и организациях независимо от формы собственности. И так как деятельность данных служб углублена в работу с нормативными документами, ни раз поднимался вопрос о цифровой трансформации служб стандартизации. Также, помимо обязанностей службы стандартизации имеют права на проведение работ по вопросам стандартизации в других организациях от имени представляющего предприятия, на участие в испытаниях, проводимых иными органами; осуществление проверки стандартов при разработке и внедрении новой продукции.

Службы стандартизации в лице Ростехрегулирования выполняют определенные задачи:

Принятие программы разработки национальных стандартов;

Утверждение национальных стандартов;

Учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области;

Введение в действие общероссийских классификаторов технико- экономической и социальной информации.

Выполнение поставленных задач Ростехрегулирование осуществляет как межрегиональными территориальными управлениями (МТУ), так и Российскими службами стандартизации.

Уже сегодня мировая индустрия стоит на новом этапе развития. Ведь начавшаяся 4-ая промышленная революция, включающая в себя новые технологии и инновации, подразумевает активное введение компьютеризации и роботизации всех видов работ. Для беспрепятственного крупномасштабного ввода, как в рамках страны, так и в рамках конкретно взятого предприятия, безусловно нужны новые стандарты, соответствующие нововведению по технологическому уровню. Нетрудно заметить, что стандарт является необходимой основой для распространения технических новшеств.

Понятие цифровая трансформация существует давно, однако имеет разный смысл. Ранее под данным понятием подразумевалось перевод традиционных форм данных в цифровой формат или хранение в цифровом формате. На данный момент понятие цифровая трансформация гораздо шире – это использование современных технологий для кардинального повышения производительности и ценности предприятий.

Общество склоняется думать о создании цифровых стандартов, так как они будут положительно влиять на цифровую трансформацию экономики в РФ. Ведь именно сегодня информационные технологии становятся конкурентами для компаний. Поэтому практически каждое российское предприятие спешит развиваться и перенимать знания иностранных коллег, уделяя большое внимание изучению международного опыта.

Каждая организация, предприятие и т.д. спешат шагать в ногу с современными технологиями. Мир не стоит на месте. Общество стремится улучшить качество продукции, услуг, процессов за счет оптимизации нормативной базы, исключения из нее ошибок.

Так, в конце XX в. в мировом производстве произошло массовое внедрение станков с числовым программным управлением (ЧПУ). Это повысило производительность, снизило затраты на материалы, и повысило процент взаимозаменяемости, за счет высокоточной автоматизированной системы, и сократило время на изготовление сложной детали. Из общего ряда станки с ЧПУ отличаются высокой надежностью, но для долгой бесперебойной работы необходим подбор высококвалифицированных специалистов.

При развитии цифровой и автоматизированной системы нельзя оставлять без внимания их безопасность. В мире процветает большое количество вирусов, а некоторые системы требуют сильной защиты. Все основные требования к защите прописаны в стандартах, поэтому каждая организация должна соответствовать стандартам, а так как контроль соответствия должен ужесточаться, то стандарты и оценка соответствия должны быть развиты на одном уровне.

Переход к цифровым стандартам очень важен. В каждом НД присутствует много требований и разделов, которые в свою очередь имеют подпункты. Помимо этого, многие НД связаны с некоторыми другими, а в связи с увеличением нормативно-технической документации, внедрению новых документов, с наложением на старые, выявляются противоречия, которые не всегда замечают, а значит и не устраняют. Поэтому возникает потребность в вычисление их. Имея в качестве анализатора документации человека, а не автоматизированную систему, приобретаем потерю времени, которую могли бы направить в создание новых и качественных стандартов.

Включая в нашу жизнь информационные технологии сможем выявить и внести изменения вовремя, избавиться от недостатков, а также развиваться быстрее. Следовательно, исключаем человеческий фактор и достигаем четкую и контролируемую систему.

Выходит, для автоматизации системы, мы должны сделать все документы машиночитаемыми. То есть при наличии цифровых параметров, мы сможем реализовать эту задачу, привязав к требованиям такими образом, чтобы они читались автоматизированными системами.

Что поможет упростить работу службам стандартизации. Ведь согласно выше сказанному, база стандартов огромная, а количество человек в каждой организации на данном подразделение оказывается не более 3 – 4.

Вопрос достаточно интересный и полезный, несмотря на то что о переходе к цифровой трансформации мы можем говорить только тогда, когда автоматизированные системы будут работать без вмешательства человека. Значит нам нужен цифровой стандарт с требованиями, которые будет включать в себя параметры читаемые ЭВМ.

Этот вопрос рассматривают не впервые, например, в апреле 2017 года был утвержден план по внедрению технологий информационного моделирования. План включал в себя пункт о разработке национальных стандартов, все ЖЦП капитального строительства. Сейчас решается вопрос о внесении изменения в ГК РФ и ФЗ об инвестиционной деятельности, для введения самого понятия «информационная модель».

Вопрос вызвал большой резонанс у специалистов, в следствие чего показал востребованность.

В заключение хотелось бы добавить, что на сегодняшний день разработка стандартов отстает от ее потребностей. Требуется новые стандарты об информационных технологиях, а также овладение работой с НД в электронном виде. Создание автоматизированных систем и машиночитаемых стандартов принесет большую пользу для всех участников производственного процесса.

Работа выполнена под руководством старшего преподавателя кафедры метрологи стандартизации и сертификации Оренбургского государственного университет Колчиной Ириной Викторовной.

Список литературы

1 ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации (МГСС). Термины и определения – Введ. 01-07-2003 – М.: ИПК Издательство стандартов, 2003 – 36 с.

2 Международные стандарты и четвертая промышленная революция. Послание ко Всемирному дню стандартизации – Режим доступа: https://gosstandart.gov.by/assets/files/News/DS2018/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_.pdf - Время обращения: 23.11.2018.

Просмотров работы: 41