Роль электронных учебных пособий в организации самостоятельной работы студентов в современном образовательном процессе - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Роль электронных учебных пособий в организации самостоятельной работы студентов в современном образовательном процессе

Птушко П.В. 1
1БГУ имени академика И. Г. Петровского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из самых важных направлений научно-технического процесса современного общества является информатизация образования, то есть процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой создания и применения новейших информационных технологий, направленных на выполнение психолого-педагогических установок обучения и воспитания.

В данный момент в России идёт становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. Возрастает роль и значение информации как важнейшего фактора, который определяет характер и направление развития педагогического процесса. Это влечет за собой большие изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

На сегодня в учебном процессе одновременно с традиционными печатными изданиями обширно используются электронные учебные пособия, которые применяются как для дистанционного обучения, так и для самостоятельной работы в очной и заочной форме обучении. Электронные пособия представляются в качестве ассистентов преподавателей, которые принимают на себя очень большую рутинную работу при передаче нового материала, при проверке знаний учащихся.

Сегодня создание качественных и эффективных электронных обучающих ресурсов является одной из важнейших задач в области информатизации образования в РФ. Если учесть «эволюцию» электронных продуктов, то высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные электронные обучающие ресурсы заменяют текст графическими. В то же время нужно предоставить возможность их сетевого распространения.

Самостоятельная работа в высшем учебном заведении является важнейшей формой обучения, обязательным компонентом учебной, учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов.

Ее эффективность во многом определяет качество профессиональной подготовки будущих специалистов в ВУЗе. Самостоятельная работа с использованием компьютера призвана, в первую очередь, обеспечивать оптимальные условия для эффективного усвоения учебного материала как залога успешного обучения. При применении компьютерных технологий самостоятельная работа по грамматике может быть организована, скорректирована, проконтролирована, а самое главное, адаптирована к индивидуальным особенностям студентов.

Самостоятельная работа студента, в первую очередь, должна быть осознанной и организованной самим студентом как свободная по выбору и осуществляемая им в максимально удобное, рациональное, с его точки зрения, время, а также контролируемая им самим в процессе и по результату внутренне мотивированная деятельность, которая осуществляется на основе опосредованного системного гибкого управления со стороны преподавателя. Она предполагает реализацию студентом большого ряда входящих в ее состав действий: осознание цели деятельности, принятие учебных заданий, придание ей личностного смысла, подчинение реализации этой задачи других интересов и форм занятости студента, самоорганизацию, разумное распределение учебной деятельности во времени, самоконтроль процессе реализации и многие другие.

Стремительный рост объема информации приводит к тому, что недавно полученные знания устаревают за короткий промежуток времени. Поэтому задачей высшего учебного заведения является подготовка специалиста, который не только владел бы определенным объемом знаний, но и смог бы в дальнейшем самостоятельно их пополнять, повышая свою профессиональную квалификацию.

Решение данной проблемы связано с внедрением современных компьютерных технологий в учебную деятельность. Необходимо пересмотреть некоторые положения теории и практики организации самостоятельной работы студентов и ее оптимизации на основе применения компьютерных обучающих программ.

Изучение особенностей разработки и применения в учебном процессе электронных обучающих ресурсов, в том числе и электронных учебников является актуальной задачей, обусловленной целым рядом организационных, дидактических, содержательных причин. К этим причинам включают:

- необходимость использования видео и аудио изображений для более наглядного отражения содержания разделов курса;

- потребность быстрого изменения содержания в соответствии с новыми научными достижениями;

- возможность предоставления студентам доступа к очень большим объемам справочных данных, касающихся специфики исследуемого объекта;

- потребность применения вычислительной мощности компьютера в процессе проведения практических и лабораторных работ;

- возможность закрепления пройденного материала, средствами проверки уровня его усвоения (например, при помощи тестирования);

- отсутствие проблем печати при применении электронных обучающих ресурсов, низкая стоимость копирования данных на электронных носителях.

Существующая система преподавания основана на изучении большого круга дисциплин и предметов, которые имеют свои специфические отличительные черты. В то же время, содержание учебных дисциплин имеет свою специфику, которая характерна для конкретного учебного заведения, определяемую академическими традициями и методами преподавания.

Организация самостоятельной работы предполагает педагогическое взаимодействие. Оно может осуществляться преподавателем как прямое, целенаправленное обучение обучающихся самостоятельной работе или как косвенное взаимодействие со студентом посредством учебных материалов или учебных программ.

В последние годы все больше и больше педагогов-практиков и исследователей в области обучения признают очень большие возможности компьютера и перспективность его использования как средства обучения, можно говорить о новой стадии применения компьютерных технологий в организации самостоятельной работы.

Самостоятельная работа с применением компьютера призвана, в первую очередь, создать оптимальные условия для эффективного усвоения учебного материала, а именно это является залогом успешного обучения. При применении компьютерных технологий самостоятельная работа по грамматике может быть организованна, скорректирована, проконтролирована, а главное, адаптирована к индивидуальным особенностям обучающихся. Это позволяет говорить о ее новой форме – компьютеризированной самостоятельной работе.

Подводя итоги, отметим, что использование компьютера в обучении открывает большие возможности для развития принципиально новой формы самостоятельного познания, которое становится организованным в этих условиях, контролируемым и адаптируемым к индивидуальным особенностям студента. Компьютеризация самостоятельного изучения грамматики призвана, в первую очередь, создать психологически комфортную среду для эффективного усвоения учебного материала.

Список литературы:

Баранова, Ю.Ю. Методика использования электронных учебников в образовательном процессе / Ю.Ю. Баранова // Информатика и образование. - 2000. - 47 с.

Вoзрacтнaя и пeдaгoгичecкaя пcихoлoгия: учeб. пocoбиe / М.В. Мaтюхинa, Т.C. Михaльчик, Н.Ф.Прoкинa и др.; пoд. рeд. М.В. Гaмeзo. М.: Прocвeщeниe, 2013. - 222 c.

Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Учебник - шаг на пути к системе обучения "Информатизации образования". // В сборнике научных трудов "Проблемы школьного учебника". / Научно-методическое издание. М.: ИСМО РАО, 2005. - 283 с.

Просмотров работы: 54