Организационные формы инновационной деятельности на примере Alibaba Group - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Организационные формы инновационной деятельности на примере Alibaba Group

Чэнь С.А. 1
1ФГБО ВО "Алтайский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основная направленность инновационной деятельности состоит в обеспечении конкурентных преимуществ организаций. Стоит отметить, что деятельность в области инноваций не может быть постоянной и неизменной. Процесс развития инноваций достаточно ресурсоемкий, требуются большие вложения в развитие данной области и получения выгоды при минимальных рисках. Рассмотрим различные организационные формы деятельности по развитию инноваций, которые способствуют снижению рисков при ее осуществлении (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Организационные формы деятельности по развитию инновации [3, с. 25]

Итак, на рисунке представлены основные формы, проанализируем их содержание:

- согласование социальных и экономических интересов субъектов научно-технической деятельности и стратегий развития техники и науки государства осуществляют государственные научные центры;

- осваивают и производят новую продукцию, а также осуществляют НИОКР научные центры и лаборатории в составе корпоративных структур;

- формируют благоприятную среду для развития средних и малых наукоемких инновационных компаний-клиентов, которые занимаются изучением производства и сбытом на рыке инновационной продукции, научно-технологические парки (технопарки), представляющие собой производственно-научный территориальный комплекс;

- освоением новых технологий занимается рисковое подразделение предприятия, которое представляет небольшое независимо управляемое специализированное производство;

- формирование благоприятной обстановки для результативной деятельности малых предприятий связанных с инновационной деятельностью, которые реализуют техническо-научные идеи осуществляет бизнес-инкубатор;

- важную составляющую осуществления инновационного процесса представляет собой бригадное новаторство и временные творческие коллективы. Жизненный цикл и время проектирования продукции сократилось в связи с возросшим темпом нововведений.

- тайную деятельность над внеплановыми проектами, подпольное, контрабандное изобретательство осуществляет бутлегерство [1, с. 17].

Работать в рисковых зонах исследования и увеличивать направления деятельности крупным компаниям помогает разнообразие организационных форм деятельности по развитию инноваций.

Китай на сегодняшний день является достаточно успешной страной, деятельность которой во многом направлена на развитие науки и техники, кроме того уделяется немаловажное значение повышению ее качества. Среди направлений деятельности Китая можно выделить также развитие инноваций и современных механизмов по регулированию рынка. Можно сказать, что на современном этапе инновационная деятельность Китая обуславливает развитие страны в социальном и экономическом отношении. Следовательно, сегодня Китай представляет собой благодатную площадку для развития различных инноваций.

Среди рассмотренных организационных форм в инновационной сфере преимущества на стороне крупных корпораций. Одной из таких корпораций является компания Alibaba Group.

Как и во многих других странах, в Китае сегодня на первый план выходят электронные продажи. Однако стоит отметить, что здесь ее проникновение гораздо глубже и уже давно область торговли офлайн осталась позади. Китай представляет собой большое государство, занимая в общем списке одно из первых мест по площади и первое по количеству населения в стране. Этим объясняется тот факт, что на территории страны многие бренды при открытии своих магазинов сталкиваются с серьезными проблемами в области логистического сопровождения. Это привело к тому, что только в некоторых крупных городах Китая есть брендовые магазины. Все это в свою очередь обусловило бурное развитие электронной коммерции в стране и появление современных маркетплейсов, которые сегодня известны во всем мире [2, с. 57].

Маркетплейс представляет собой своеобразную площадку для продажи через Интернет. Стоит отметить, что данный вид отличается от известных всем Интернет магазинов, так как на его базе представлено большое количество продавцов и покупателей. Можно провести аналогию с рынком, на площадке которого происходят встречи между продавцами и покупателями с целью знакомства, общения, а главное заключения сделок. Существуют различные формы маркетплейсов – отдельный сайт или в варианте мобильного приложения. Стоит отметить, что маркетплейсы выполняют роль посредника между сторонами, участвующими в сделке, на них лежит ответственность за обеспечение безопасности проведения всех сделок, предоставления широкого спектра поставщиков для удобства выбора потребителем, продавцы же в свою очередь, получают уже разогретых клиентов, готовых к заключению сделок.

Компания Алибаба (Alibaba Group) представляет собой крупный маркетплейс в Китае и во всем мире, обеспечивающий проведение электронных сделок между продавцами и покупателями. Данная компания имеет такие конкурентные преимущества, как низкие цены, доступные широкому кругу потребителей, а также широким спектром товаров, представленных на сайте.

Обращаясь к истории создания данной площадки, мы можем проследить непростой путь развития компании ее владельцем и основателем Джеком Ма, который не имел специального образования и навыков в данной области, а также необходимых средств для развития своего предприятия. Изначально идея заключалась в том, чтобы создать торговую площадку, на которой смогут предлагать свои товары компании среднего и мелкого уровня. Вскоре стало очевидным, что формат такого рода достаточно успешен и востребован со стороны продавцов и покупателей. В результате успешного старта, уже к концу 90-х годов прошлого века в компанию поступили крупные инвестиции от банков Японии и Китая. Немного позже, в 2000 году, был дан старт новому проекту, получившему название TaoBao [4].

Рассматриваемый маркетплейс не является производителем каких-либо товаров, это лишь посредник, который зарабатывает на взносах от регистраций на сайте крупных поставщиков (продавцов), дополнительную прибыль компания получает, рекламируя товары.

Отметим, что Алибаба создана в качестве площадки для торговли между представителями мелких и средних компаний, что обуславливает возможность торговли оптом. Для розничных покупок был создан отдельный сервис – Aliexpress, который на сегодняшний день бьет все рекорды по популярности среди частных покупателей. Удобство сервиса в том, что при заказе на нем частные лица имеют возможность покупать маленькими партиями, вплоть до одной единицы товара, оптовые партии начинаются с пяти штук одного наименования.

Формат работы рассматриваемой интернет площадки представляет собой аукцион. Здесь продаются товары только китайского производства. На сегодняшний день сервис предлагает своим покупателям широкий спектр товаров: ассортимент повседневных товаров, автозапчасти и непосредственно автомобили, современные гаджеты и аксессуары к ним.

Алибаба позволяет владельцам российских компаний наладить контакты с производителями китайской продукции и наладить их поставку из Китая в Россию. Для расчетов в дочерней организации Таобао площадка Алибаба создала свою платежную систему Alipay.

Рассмотрим дочерние организации, которыми владеет Алибаба:

- Alibaba – основной актив, площадка для торговых операций компаний;

- Alibaba Pictures – собственная фирма Alibaba по созданию кинофильмов;

- Aliexpress – всемирная компания по мелкооптовым продажам в сети Интернет, с осуществлением доставки товара. Для осуществления защиты покупателя, при совершении сделок в данном Интернет магазине, деньги продавцу перечисляются после доставки товара;

- Taobao – интернет-аукцион китайской продукции. Также товары, данного магазина, можно приобрести на сайте компании Aliexpress [4].

Торговыми площадками компании Алибаба пользуются люди около 200 стран.

Помимо торговых площадок и кинокомпанией Алибаба владеет футбольным клубом и активно занимается поиском дохода, который не имеет отношения к электронной коммерции.

Анализируя площадку Alibaba.com, можно сказать, что сегодня она является популярнейшей среди площадок модели B2B. Причина ее создания – осознание того факта, что пришло время организации общего пространства, на котором компании среднего и мелкого уровня смогут предлагать свои товары, напрямую общаясь друг с другом.

Уникальность площадки заключается в том, что она позволяет продавать товары, заключая сделки в режиме реального времени, а также облегчает действия по поиску оптимально подходящих покупателю или продавцу партнеров. На сегодняшний день на площадке используются в основном английский и китайский языки, однако есть возможность перевода еще на более чем 10 языков.

Особенность площадки в том, что она дает возможность партнерам со всего мира продавать свои товары оптом и в розницу, производить обмен необходимой для ведения бизнеса информацией. Необходимая информация о товарах и продавцах сосредоточена в их профилях. Сегодня компания разработала специальную программу, с помощью которой можно легко и эффективно осуществлять процесс управления своими продажами через рассматриваемый маркетплейс.

Компании из разных стран могут размещать свои услуги и товары на Alibaba.com. На данной площадке существует огромный ассортимент услуг и товаров: бытовая химия, косметика, сельскохозяйственная продукция, обувь, одежда, продукция для сада и дома, медицинские товары, электронная техника, товары для детей и игрушки, а также многое другое.

Рассмотрим конкурентные преимущества данного маркетплейса. Компании производители, торговые компании или компании совершающие оптовые закупки представляют основных пользователей днной торговой площадки. Основным отличием Alibaba.com является предложение выгодной цены благодаря автоматическому фильтру продавцов и предложений по запрашиваемому товару.

На исследуемой площадке на сегодняшний день предлагает свои товары большое количество производителей. Безусловно, стоит обратить внимание на тот факт, что при таком количестве участников существует высокий риск появления мошенничества. Для того, чтобы избежать проблем и наступления таких ситуаций, необходимо тщательно подходить к выбору поставщика и изучать информацию о нем.

Производители, которые размещают подробную информацию о компании и производимых ею товаров, а также прошли проверку в других службах, получают больше доверия со стороны покупателей, а соответственно и большее количество заказов.

Товары на площадке Alibaba имеют разное качество, так как свои товары предлагает большое количество заводов и фабрик, у которых индивидуальное производство. Не все представленные товары имеют низкое качество или высокое. Зная, как устроены инструменты по поиску предлагаемой продукции на сайте Alibaba можно найти товары самого высокого качества [4].

Большинство компаний платят за размещение товаров на сайте. Как правило, риск работы с данными компаниями очень мал, так как они дорожат своим имиджем. Хорошими продавцами считаются те компании, которые на сайте находятся более трех лет и имеют голд-статус.

Конечно, компания не может проверить всех своих продавцов, которые прошли регистрацию на сайте. Но немаловажным является то, что каждый покупатель, который получил негативный опыт работы на площадке или столкнулся с мошенническими схемами, может сообщить об этом ответственным лицам площадки. В результате такие ненадежные продавцы блокируются на сайте. Также важно обращать внимание на размещенные отзывы о компаниях и продавцах, написанные реальными покупателями.

Процесс выбора надежного поставщика можно представить следующим образом. Необходимо подобрать несколько поставщиков нужно товара, и провести мероприятия по проверке. От этого будет зависеть успех сделки. Для того, чтобы не нарваться на перекупщиков, нужно обратить внимание на то, как заканчивается компания, важно, чтобы это были .Co или .Ltd. Также следует учесть какие отмечены виды деятельности у поставщика.

Довольно часто возникает вопрос можно ли найти на Алибаба известные марки, чьи товары являются оригинальными. К сожалению, чаще всего нет. Даже если продукция продаются на сайте как оригинальный продукт, то на самом деле он таковым не является. В том случае, если продавец настаивает, что товар оригинальный, необходимо запросить у него лицензионное соглашение с владельцем марки.

Заказывая товары, содержащие товарный торговый знак следует проверить его регистрацию на сайте Роспатента, а также определить правообладателя и получить одобрение на ввоз товара. Если это не сделать, то товар могут изъять на таможне как контрафактную продукцию.

Продавцы на сайте стараются указать как можно больше информации о товаре и о себе, например сумму выручки, наличие сертификации качества товаров, место производства и так далее. Данную информацию необходимо анализировать и проверять на достоверность. Наличие собственного сайта и регистрации компании в Китае дает дополнительные гарантии для покупателей. Аккаунт с начальным набором функций можно зарегистрировать без оплаты.

На площадке не предусмотрено взимание каких-либо комиссий или платежей за осуществленные сделки. Можно сравнить площадку с торговой витриной, благодаря которой осуществляется поиск продавцов и покупателей между собой. В дальнейшем общение между сторонами не регулируется платформой и возможно любыми способами, точно также как и оплата. На платформе предусмотрено наличие необходимой информации для правильной работы с площадкой.

Таким образом, Алибаба представляет собой современный сервис для осуществления сделок через интернет. При правильной работе с площадкой, использованием всех имеющихся на ней возможностей, можно выгодно приобретать товары у надежных поставщиков.

Китай довольно быстрыми темпами развивается на базе знаний и национальной системы развития инновационной деятельности, и занимает довольно высокое место в области развития инноваций. Страна стремиться внедрить максимум новейших технологий во все направления промышленности, развитие науки в Китае опережает все прогнозы. Безусловно, исходя из сегодняшней ситуации на рынке, с его кризисными явлениями, большинство стран значительно уменьшили расходы в области науки, поэтому бюджетные технологии из Китая непременно будут востребованы.

Список литературы

Готлиб Е.М. Инновационная политика Китая: учебное пособие / Е.М. Готлиб, Т.Ю. Калинин. – Казань: КГТУ, 2009. – 88 с.

Ковалев М.М. Китай строит экономику знаний: моногр. / М.М. Ковалев, Ван Син. – Минск: Изд. центр БГУ, 2015. – 152 с.

Наумова, А.Ф. Инновационная деятельность предприятия: Учебник / Наумов А.Ф., Захарова А.А. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 256 с.

Понимание бизнес-модели Алибаба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://joor.me/magazine/skola-investicij/1/1 – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 95