СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ НЕОБХОДИМЫЙ ДОКУМЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ НЕОБХОДИМЫЙ ДОКУМЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Чечерина О.П. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно действующему в настоящее время в Российской Федерации законодательству внутри отдельных организаций, могут разрабатываться стандарты, регулирующие внутреннее производство на предприятии. Такая возможность предусмотрена в ст. 17 Федерального закона РФ «О техническом регулировании». В частности, она посвящена стандартам организаций (в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц). Установлено, что такие стандарты могут разрабатываться и утверждаться организациями самостоятельно исходя из крайне важности применения этих стандартов [1].

Согласно ГОСТ Р 1.12-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения», стандартом организации является нормативный документ, утвержденный и применяемый для целей стандартизации, а также совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок [2].

Согласно ФЗ №162 «О стандартизации в Российской Федерации», основной целью разработки стандартов организаций является внедрение результатов исследований по улучшению качества услуг, продукции, технологического процесса. Стандарты организации (СТО) разрабатываются с тем условием, что их требования не противоречат принятым национальным и международным стандартам и техническим регламентам. За основу разработки стандарта организации берутся стандарты Национальной системы стандартизации [3].

Общая схема разработки СТО представлена на рисунке 1.

Р исунок 1 – Блок-схема. Порядок разработки и утверждения СТО.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены СТО по ГОСТ 1.4 устанавливается организациями самостоятельно.

СТО могут разрабатываться любым подразделением организации исходя из его специализации применительно к разрабатываемой теме стандарта. Организациями также самостоятельно устанавливается порядок тиражирования, распространения, хранения и уничтожения утвержденных ими стандартов.

Стандарты могут быть узкого назначения – проверка одного показателя качества, либо широкого назначения – проверка комплекса показателей [5].

Практика обязательной сертификации вызвала необходимость разработки стандартов смешанного вида – стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопасности к продукции (услуге) и методы контроля безопасности [5].

Объектами стандартизации внутри организации по ГОСТ 1.4 могут быть:

– составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой или изготавливаемой продукции;

– процессы организации и управления производством;

– процессы менеджмента;

– технологическая оснастка и инструмент;

– технологические процессы, а также общие технологические нормы и требования с учетом обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды и имущества;

– методы, методики проектирования, проведения испытаний, измерений и/или анализа;

– услуги, оказываемые внутри организации, в том числе и социальные;

– процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции;

– номенклатура сырья, материалов, комплектующих изделий, применяемых в организации и др. [6].

Все предприятия разрабатывают проект стандарта организации на основании нескольких требований:

– порядок разработки установлен в СТО, в ГОСТ Р 1.4;

– структура и содержание установлено в СТО организации на разработку СТО, ГОСТ 1.5 и ГОСТ Р 1.4;

– сам материал разработчики стандарта организации получают (черпают, извлекают) из действующего законодательства (постановления, федеральные законы), действующих национальных стандартов, руководящих указаний (от вышестоящих/руководствующих организаций этого предприятия, например, для лицензирования деятельности – организация руководствуется указаниями и рекомендациями данного лицензирующего органа), отраслевыми стандартами и внутренними документами.

Основные нормативные положения стандарта оформляют в виде разделов, состав и содержание которых устанавливают с учетом требования раздела 7 ГОСТ 1.5. исходя из вида данного стандарта (определенного в соответствии с ГОСТ 1.0), особенностей объекта и аспекта стандартизации. Изложение разделов стандарта должно соответствовать разделу 4 ГОСТ 1.5 [6].

В целом, ТУ и СТО должны показывать покупателю качество соответствующего товара. Нередко разрабатываются технические условия на продукцию, которая не имеет собственного национального стандарта, или если ее производство проходит по другой технологии. Наличия такой документации как технические условия (ТУ) часто требует покупатель (потребитель, приобретатель), поскольку по ней можно определить уровень качества изделий и добросовестность изготовителя.

Кроме того, технические условия должны содержать информацию о том, как следует транспортировать, хранить и использовать продукцию – чтобы ее качество не нарушилось после продажи. В ТУ должны быть прописаны методы, по которым можно определить качество готового товара – это важно, как покупателю, так и конечному потребителю [4].

Согласно техническим условиям проводится сертификация продукции, по итогам которой выдается сертификат соответствия. Роспотребнадзор при вынесении вердикта о соблюдении санитарных норм также учитывает этот документ.

Необходимо сказать, что в настоящее время существует множество организаций, которые не очень ответственно подходят к разработке технической документации. Это обусловлено в первую очередь отсутствием квалифицированных специалистов, знающих и разбирающихся в современных требованиях. В этой связи зачастую разработка ТУ сводится к перенесению сведений из уже существующих и ранее разработанных другими предприятиями нормативных документов без каких-либо изменений в содержании. Корректируются только реквизиты – вносятся данные о той компании, которая будет использовать в своей деятельности эти тех условия. Несомненно, такой подход может привести к достаточно серьезным негативным последствиям в производстве и конкурентоспособности предприятия.

В целом можно отметить, что на сегодняшний день стандарты организаций являются важным инструментом на пути модернизации отечественной нормативной базы в области технического регулирования. Организации, разработавшие и утвердившие СТО на продукцию, поставляемую на внутренний или внешний рынок, могут при необходимости подавать свои предложения для разработки национальных стандартов на базе своих собственных и являются более конкурентоспособными на Российском и международном рынках.

Работа выполнена под руководством старшего преподавателя кафедры метрологии, стандартизации и сертификации Оренбургского государственного университета – Колчиной И.В.

Список литературы

1 Федеральный закон РФ №124 «О техническом регулировании». [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://legalacts.ru. – 10.12.2018.

2 ГОСТ Р 1.12–2004. Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200038793. – 10.12.2018.

3 Федеральный закон РФ №162 «О стандартизации в Российской Федерации». [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420284277. – 10.12.2018.

4 ГОСТ Р 1.4–2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200038434. – 10.12.2018.

5 ГОСТ 1.0–2015. Межгосударственная система стандартизации (МГСС). Основные положения. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200128307. – 11.12.2018.

6 ГОСТ 1.5-2001. Межгосударственная система стандартизации (МГСС). Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению (с Изменением № 1). [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200041658. – 12.12.2018.

Просмотров работы: 17