Свободная экономическая зона (далее - СЭЗ) - ограниченная территория в регионах с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей.
Цели создания таких зон, с точки зрения государства: привлечение прямых иностранных капиталов, передовых технологий производства товаров и услуг; создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала; развитие экспортной базы; импортозамещение.
Таким образом, к основным целям создания свободных экономических зон относят:
1. Ускорение развития отсталых регионов и активизация производства.
2. Привлечение иностранных инвестиций и передовых технологий.
3. Повышение экспортного потенциала региона страны.
4. Рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.
5. Создание современной рыночной инфраструктуры.
6. Уменьшение уровня безработицы и повышение квалификации рабочей силы.
7. Приобретение мирового опыта в сфере организации, управления и международного предпринимательства.
В марте 2014 г. сразу же после присоединения Крыма к России, было объявлено о том, что на территории полуострова будет создана свободная экономическая зона, в основу формирования которой лягут два принципа. Первый заключается в стимулировании развития инфраструктуры и производства, второй - в необходимости смягчения правил для крымского бизнеса, чтобы в дальнейшем искоренить существенные межрегиональные различия и преодолеть отсталость экономики.
Крым обладает выгодным географическим положением, имеет выход к Черному морю, тем самым на полуострове существует инфраструктура незамерзающих морских портов (Ялтинский порт, Евпаторийский морской торговый порт, Керченский морской торговый порт и др.). У региона существует обширная сырьевая база, включающая запасы нефти, газа и газового конденсата. Огромное значение имеют природные рекреационные ресурсы.
СЭЗ Крыма создана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополь и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». СЭЗ создана на всей территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Главная задача СЭЗ - дать Крыму мощный экономический рывок. За несколько лет наверстать то, что было упущено за годы нахождения в составе Украины, когда полуостров испытывал острый инвестиционный голод и сильно отстал в своём развитии от российских регионов. Мощная промышленность Крыма, оставшаяся в наследие от Советского Союза, пришла в упадок. Свободная экономическая зона призвана это исправить.
Целью создания послужило экономическое развитие Крымского полуострова и города федерального значения Севастополя, создание благоприятных условий для ведения бизнеса, а также привлечение новых инвесторов и инвестиций в экономику региона.
Свободная экономическая зона (СЭЗ) в Крыму создается сроком на 25 лет
Весь крымский полуостров до 2040 года официально признан Специальной Экономической Зоной (СЭЗ), и этот шаг можно смело считать благоприятным фактором для развития бизнеса в Крыму и привлечения новых инвестиций в экономику республики.
На сегодняшний момент в свободной экономической зоне Крыма зарегистрировано более 1300 резидентов.
Для того, чтобы стать резидентом СЭЗ необходимо обязательное соблюдение установленных условий вступления в Свободную экономическую зону Крым (СЭЗ Крым).
Условия вступления в Свободную экономическую зону Крым:
Местонахождение предприятия, ИП на территории Республики Крым или г. Севастополя;
Территория реализации инвестиционного проекта - территория Республики Крым или г. Севастополя;
Объем капитальных вложений в первые 3 года должен составлять не менее:
- 3 млн.руб. - для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- 30 млн.руб. - для иных.
Современные условия СЭЗ в Крыму являются максимально привлекательными для инвесторов, благодаря целому ряду причин.
Участники СЭЗ получают пониженные ставки по налогу на прибыль, на 10 лет освобождаются от налога на имущество, на 3 года от земельного налога, получают пониженные тарифы страховых взносов - в пенсионный фонд, соцстрах и ОМС. По поводу последнего пункта он распространяется только на те компании, которые вошли в свободную зону в первые три года её существования, то есть до конца 2017 года.
Эти, как и многие другие, условия призваны стимулировать и развивать хозяйственную деятельность предпринимателей на крымском полуострове.
Кроме того, лояльность обусловлена еще и тем, что возникшие политические и экономические риски, санкционные настроения, имеющие непосредственное отношение к деятельности на полуострове, требуют определенной компенсации. А данные виды льгот способны подтолкнуть развитие бизнеса в Крыму, и сделать условия максимально выгодными и привлекательными, как для местных предпринимателей, так и для зарубежных спонсоров.
Стоит отметить, что предпринимательская деятельность в СЭЗ ограничена, она не может касаться пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых, разработки месторождений континентального шельфа Российской Федерации.
Наряду с разработкой и созданием свободной экономической зоны создается ее аналог и в таможенном плане - Свободная таможенная зона, что является значительным преимуществом. В пределах ведения СТЗ любые товары смогут использоваться и размещаться на территории СЭЗ без уплаты налогов и таможенных пошлин. Также не будут применяться меры нетарифного или неограниченного регулирования отдельных видов продукции. Для импорта товаров с нулевым налогообложением участникам СЭЗ необходимо будет представить свидетельство, подтверждающее участие резидента в реестре СЭЗ.
Таким образом, если участники свободной экономической зоны получают экономию на налогах (в федеральный и местный бюджет), то участники свободной таможенной зоны получают еще и освобождение от уплаты ввозных импортных пошлин. Такая прогрессивная система льгот ведет к росту производственных мощностей на территории, увеличению ВВП и соответственно отчислений в бюджеты. Однако для получения таможенных преференций в виде отмены таможенных пошлин и НДС, компании и предприятия должны быть зарегистрированы именно на территории Республики Крым. А ввозимые товары должны использоваться именно в Крыму, загружая местные производственные мощности, либо формируя основные производственные фонды местных предприятий.
Факты статистики: с 2015 года резиденты СЭЗ и СТЗ оформили импортных товаров на 2,8 миллиарда рублей. При этом их таможенные преференции составили почти 633 миллиона рублей. В период с 2015 по 2018 годы процедуру свободной таможенной зоны применили 42 резидента СЭЗ, ими было подано в общей сложности 319 таможенных деклараций по данной процедуре. По данным таможенной статистики, более половины всех поставок по льготному режиму пришлось на ввоз промышленного и сельскохозяйственного оборудования.
Однако, как очевидно из приведенных цифр, несмотря на существенные выгоды, процент участников СЭЗ применяющих процедуру свободной таможенной зоны очень мал.
Есть несколько причин - организационного, экономического и политического характера.
Во-первых, при ввозе товаров по процедуре свободной таможенной зоны они могут использоваться только на территории СТЗ, а если резидент захочет их продать, тогда ему необходимо уплатить все причитающиеся пошлины и НДС. Некоторые резиденты не совсем правильно понимают назначение СТЗ и пытаются использовать ее преимущества не по назначению. Например, осуществляя беспошлинный ввоз оборудования - передать его потом в аренду. Этого делать нельзя, поскольку при этом нарушаются требования и таможенники контролируют целевое использование ввезенного товара.
Во-вторых, некоторые виды уникального оборудования, ввозимого для формирования основных производственных фондов предприятий и так ввозится беспошлинно, следовательно, применение процедуры СТЗ в данном случае теряет свою уникальность.
В-третьих, в применение преференций свободной таможенной зоны вмешались политические причины, а именно применяемые в отношение нашей страны санкции. Ужесточение санкций после 2016 года лишило крымские предприятия и организации возможности проводить платежи иностранным поставщикам. На данный момент готовится изменения в Федеральный закон №377 в части функционирования свободных экономических зон. Изменения должны распространить действие закона не только на резидентов СЭЗ, но и на других резидентов. Для этого планируется введение в закон дополнительных терминов «резидент-юрлицо» и «резидент Республики Крым».
За весь период существования СЭЗ Крым, резиденты крымской свободной экономической зоны (СЭЗ) с начала ее работы инвестировали в экономику региона около 52 млрд рублей, общий объем заявленных ими инвестиций - 120,5 млрд. рублей. Участники зоны с 2015 года инвестировали в экономику более 51,8 млрд. рублей, при этом было создано 27,5 тыс. рабочих мест. Участники СЭЗ реализуют в Крыму инвестиционные проекты в таких отраслях, как строительство, промышленность, сфере услуг, торговле, сельском хозяйстве. Туризм только на шестом месте по объему вложений.
Согласно данным Минэкономразвития, объем инвестиций в Крым по итогам 2017 года вырос на 92% по сравнению с уровнем 2016 года и достиг 36,4 млрд. рублей (за прошлый год).
Сообщается, что резиденты СЭЗ заплатили 15,6 млрд. рублей налогов в бюджеты всех уровней, что на 40% превышает показатель 2016 года.
В целом Минэкономразвития оценивает работу экономической зоны полуострова на 4,4 балла из 5.
Список использованных источников
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru
О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.11.2014 N 377-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // www.consultant.ru
Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым [Электронный ресурс]: Закон Республики Крым от 24 декабря 2014 г. № 61-ЗРК // www.consultant.ru:
Федеральная таможенная служба России [Электронный ресурс]: Сайт ФТС России/ http://www.customs.ru