ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Богачева В.Е. 1, Куприна А.В. 1
1Тюменский государственный университет, Институт государства и права
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Важнейшим элементом улучшения экономических отношений между государством, с одной стороны, и экономическими субъектами, и широкой общественностью с другой, является укрепление налоговой культуры. Ее состояние определяется надлежащим пополнением бюджета посредством налогов и сборов.

Государственное следование нормативным, налоговым, торговым, социальным и контрольным функциям затруднено проблемой налоговой дисциплины, в случаях избегания налогоплательщиком своих обязательств. Это связано с тем, что наблюдается отсутствие равенства между противотоками: налоги являются общественными благами, некоторые из средств, которые налогоплательщик не получил, расходуются государством, а другая часть косвенно влияет на дизайн социальной среды. С другой стороны, контрольное давление зачастую слишком велико. Эту проблему необходимо решать более эффективными методами, не усиливая государственный контроль, а создавая соответствующую институциональную среду. [7]

В международной практике существуют различные возможности для организации налоговых отношений финансовых учреждений. Ниже приведены следующие модели организации таких отношений:

- модель финансового мониторинга

- юридическая модель

- модель для учета интересов двух сторон.

Необходимо сделать ряд выводов, основанных на систематизации и анализе двух всемирно существующих формах практики налоговой модели. Во-первых, существующая российская налоговая система имеет тенденцию моделировать бюджетный контроль, а во многих развитых странах она моделируется по предпочтениям партнера.

Во-вторых, остается открытым вопрос преобразования налоговых отношения в России в направленную на клиента модель, базирующуюся на дилатации возможностей для открытого обмена информацией в целях предотвращения споров и предоставления налогоплательщикам и государству современных возможностей сотрудничества для ликвидации налоговой неопределенности. [5,с. 56]

В-третьих, в России организационная модель налоговых отношений, основанная главным образом на налоговом контроле и заинтересованности налоговых органов при применении административных и налоговых мер, санкций, будет идентична поведению налогоплательщиков, налоговые формы которых были отклонены. Вместе с этим необходимо принять во внимание некоторые показатели: налоговая ставка, затраты на избежание транзакции, вероятность обнаружения уклонения от уплаты налогов, размер штрафа и т. д.

Механизм создания налоговой культуры содержит в себе определенные взаимодействующие между собой подсистемы:

1. Механизм организации структуры потребностей налоговых субъектов, ценностных ориентировок и ожиданий, один из наиболее важных звеньев институционализации;

2. Механизм основания налоговой культуры, способствующей своевременному поступлению налогов и сборов в домохозяйствах;

3. Механизм гарантии налогового процесса в бюджете, полное получение государством налогов и сборов.

В то же время механизмом формирования налоговой культуры является организация процесса налогообложения в строгом порядке в соответствии с налоговым законодательством. [10, с.81]

Существующие на данные момент споры о взаимодействии налогообложения и налоговой культуры разнообразны, именно поэтому возникает теоретическая и практическая значимость их изучения, институциональное нахождение их роли, иначе остается невозможным определение характера фактических тенденций в современном обществе.

Предполагается, что на сегодняшний день обществу необходима целевая работа государственных органов по обеспечению юридической подготовки налогоплательщиков, а также информационно-просветительская работа с налоговыми субъектами. Во многих странах на данный момент производится обучение в области налогового права, особое внимание уделяется консультированию граждан по вопросам налогов, вся работа осуществляется на высоком профессиональном уровне, за счет государственного бюджета. [8, с. 109]

Особое место в упрочнении культуры отношений между государством и налоговыми субъектами занимает закон. Действующие в рамках налогового законодательства нормативные акты подлежат принудительному исполнению налогоплательщиками и налоговыми органами. Практика показывает, что воспитание уважаемого налогоплательщика, не продемонстрировав примеры добросовестного и правильного применения налогового законодательства невозможно. Кроме того, остается необходимость создания благоприятных условий для налогоплательщика: доверительные отношения между налогоплательщиками и налоговой службой, наличие достоверной информации по вопросам платежей и взносов, рекомендации и советы. Необходимо обеспечение взаимодействия и координация средств массовой информации, а также различных государственных органов, таких как: Министерство финансов РФ, Министерство юстиции России, Генеральный прокурор РФ, суд, другие органы. [5, с. 56]

Анализируя текущее состояние российского консалтингового рынка в области налогообложения, удалось обозначить и классифицировать некоторые факторы его несовершенства:

1. Отсутствие конкуренции на российском рынке. Поскольку у России не было необходимости справляться с жесткой конкуренцией в определенных отраслях, возможность принятия рациональных решений, не допуская при этом ошибок в результате сохранения своих позиций на рынке, остается возможностью. [6, с. 16]

2. Несовершенство культуры руководства. Большинство менеджеров не придают особого значения организационным решениям, требующим высокопрофессионального уровня знаний и глубокого опыта, не желают делегировать определенные шаги принятия решений внешнему консультанту. Кроме того, трансформация стиля лидерства зачастую связана с изменением манеры поведения менеджера.

3. Отсутствие финансирования программ, направленных на повышение знаний общества в области налогообложения.

4. Проблемы образовательного плана: недостаток преподавателей для обучения налоговых консультантов, отсутствие выбора учебно-методической литературы.

Оценка налоговой культуры зависит от поведения налогоплательщиков, а также от выбранной модели налоговых отношений. Для определения эффективности модели образования налоговой культуры, необходимо разграничивать критерии, этапы и показатели ее возникновения. Проанализировав различные подходы к определению структурных компонентов налоговой культуры налоговых субъектов, были сформулированы некоторые общие выводы и представлена собственная версию структуры культуры налогообложения с учетом характеристик профессиональной деятельности и требований к квалификации. [3, с. 303]

На сегодняшний день, в качестве объектов оценки для уровней культуры контроля выделяют: когнитивные, коммуникативные и отражающие компоненты. Когнитивная деятельность включает в себя приобретение знаний по стандартам налоговой культуры, как набора форм и методов организации профессиональной деятельности налоговых органов, информационной защищенности налогоплательщиков и интеллектуальных возможностей, направленных на обработку полезной информации. Этот компонент реализует требование владения налоговой культурой.

Коммуникативный компонент представляет собой возможность поддержки объективного взаимодействия между налоговыми органами, применение посреднических форм налоговых отношений, объективную оценку вопросов налогоплательщиков. Напрямую связан с нормативными требованиями, включающими в себя этику речи, а также с исключительностью профессиональной деятельности сотрудников налоговых органов.

Также в качестве критериев формирования налоговой культуры можно обозначить мотивацию налогового поведения, самоконтроль, стремление к повышению профессиональных навыков, как следствие повышение компетентности, все вышеназванное отображает контент-характеристики когнитивных, коммуникативных и рефлексивных составляющих налоговой культуры в единстве и взаимосвязи, определяемые характером налоговых отношений и содержанием прогрессивных процессов в обществе.

Необходимым условием эффективности государственных программ по улучшению налоговой культуры является активное использование информационного взаимодействия. Например, регулярные опросы общественного мнения, организация налоговых форумов на официальном сайте Российской федеральной налоговой службы, налогообложение, бухгалтерский учет, контроль сборов и расходов налогоплательщиков, организация контрольных мероприятий, которые в свою очередь позволяют выявлять группы и регионы риска. Посредством активной разъяснительной работы появляется отличная возможность информирования и консультирования граждан и как следствие повышение налоговой культуры. Посредством современных финансовых, социологических и информационных инструментов представляется возможным создание системы из нескольких нормативов, которая положит отличное начало формированию достойного уровня налоговой культуры в регионах.

Налоговая политика и налоговые правила всегда были в центре внимания отечественных и зарубежных ученых, например, в работах: С.В. Барулин, Э.С. Вилкова, Е.А. Ермакова, М.В. Романовский, В.А. Свищева и других авторы.

Многие исследования напрямую связаны с развитием вопросов материального и организационного налогообложения, включая работы авторов: А.В. Аронов, А.В., Бризгалин, Л.И. Гончаренко, В.А. Красницкий, М. В. Мышустина, В. Г. Панскова, А. Б., Ханафеев и других.

Несмотря на значимость результатов институциональных аспектов в построении налоговой культуры, а также повышение социальной и регуляторной значимости в налоговой организации, полученных в предыдущих исследованиях, все еще остается необходимость дополнительного исследования содержания организационного и финансового механизма налоговой культуры, внедрение электронных информационных технологий, новых форм налоговых отношений, а также поиск путей совершенствования налоговой дисциплины участников процесса налогообложения.

Поскольку 80-90% доходов в бюджетной системе РФ обеспечены налогами и сборами, их развитие в меняющейся современной экономике по-прежнему остается одним из важнейших сегментов современной налоговой системы. Без непрерывной модернизации государственных институтов, которые накапливают и распределяют денежные потоки в России невозможны социально-экономические изменения российского общества. [6, с. 74]

Используемые реформы в сфере налогообложения во многом определяются отсутствием бюджетных ресурсов и неравномерной ролью налогов и сборов в семьях разного финансового достатка. Ограничение средств, увеличение налоговых поступлений в связи с изменением устройства общей налоговой нагрузки на субъект налоговых отношений, формирование положений для развития другого раздела управления – все это требует поиска резервов увеличения доходов за счет укрепления финансовой дисциплины налоговых субъектов, что является функциями не только правительственных чиновников, но и других субъектов налоговой политики.

Единственным решением данной проблемы не может являться увеличение налоговой и административной ответственности за нарушение налогового законодательства. В качестве одного из наиболее спорных вопросов в процессе управления налоговой культурой является обеспечение социальной налоговой справедливости и сохранение идентичности интересов между государством и налогоплательщиками в процессе уплаты налогов. Решение данных проблем может смягчить социальное неравенство различных субъектов налоговых отношений, избежав возникновения конфликтов или, наоборот, усугубить ситуацию.

На данный момент процесс налогообложения в российском обществе устраняет социальный разрыв между различными группами налогоплательщиков, в исключительных случаях, увеличивает поляризацию социальных и материальных факторов, следствием чего являются налоговые споры и социальные конфликты. [8, с. 81]

В качестве фундаментального шага появляется необходимость детальной разработки государственной стратегии по созданию налоговой культуры участников налогового процесса.

Многолетний опыт показывает, что в данном правительственном сегменте существует необходимость разработки общих научных подходов к формированию национальной налоговой культуры, учитывая экономические, демографические, социальные и финансовые аспекты развития государства.

В современных условиях налогообложение во многом зависит от налоговой культуры налогоплательщика. Налоговая дисциплина граждан во многом определяется ценностными ориентациями, включая компетентное использование нормативных правил, мотивацию и традиции, которые непосредственно влияют на учреждение и усовершенствование налоговой культуры. В России уровень налоговой культуры исторически довольно низок. Проблема низкой налоговой культуры специфична не только для России, но и для ряда других стран. Так, например, жёсткие налоговые ставки установлены во Франции, что явилось причиной отъезда людей из страны.

Значительная часть представителей социологических, педагогических и других гуманитарных наук изучают формирование различных культурных ценностей, в то время как в российском научном сообществе данный вопрос остается в рамках финансовых и налоговых отношений за пределами исследовательских интересов (табл. 1)

Таблица 1

Походы к определению налоговой культуры

Автор

Определение

Показатели

А.Г. Плева

Налоговая культура представляет собой часть общенациональной культуры страны, связанная с деятельностью участников налоговых отношений, отражающая уровень знаний и соблюдения налогового законодательства, правильность и полноту их начисления, а также знание прав и обязанностей налогоплательщиков.

-уровень знаний налогоплательщика о своих правах и обязанностей;

- правильность и полнота начисления налогов;

-склонность налогоплательщиков к сокрытию своих доходов с целью избегания налогообложения.

И.И. Курков

Налоговая культура представляет собой систему ценностей, норм, установленных правил и принципов в сфере налоговых отношений; некую модель, которая включает в себя правомерные действия, как налогоплательщиков, так и налоговых органов.

- ценности, нормы, правила и принципы в сфере налоговых отношений и их соблюдение;

- подражание модели правомерных действий налогоплательщиков и налоговых органов.

О.Н. Савина, П.Ю. Раминская

Налоговая культура - это совокупная гражданская позиция населения по отношению к уплате налогов и сборов и налоговой системе в целом.

- наличие гражданской позиции;

- характер налогового поведения.

Т.Н. Богославец

Налоговая культура – это подсистема экономической и общей культуры человека, связанной с ней едиными категориями: культурой мышления, поведения, общения и деятельности и раскрывающей частный аспект бытия человека в налоговой сфере.

- наличие единых критериев мышления;

- степень раскрытия частного аспекта бытия человека в налоговой сфере.

Налоговая культура представляет собой форму экономического поведения, которая зависит от морального и психологического состояния налоговых субъектов. Например, во время практической реализации реформ некоторые налогоплательщики платят полное налоговое бремя, а некоторые из них обходят налоговые платежи как законным, так и незаконным образом.

Практические задачи по разработке эффективной налоговой политики обновляют изучение налогового поведения компаний и анализ изменений их деятельности, происходящих под влиянием налогообложения. Наблюдаемые в различных странах экономические реакции на идентичные меры государственного регулирования, многие особенности национального управления и отношение контроля показывают, что влияние институциональных норм, формальных и неформальных ограничений является существенным фактором для развития стереотипов поведения управления, в конечном счете, в некоторых странах отражаются в виде макроэкономических эффектов. Включение этого фактора в экономический анализ требует выхода за границы неоклассического направления и использования концептуальных положений неоинституциональной теории для исследования налогового поведения.

Большая доля статей, причастных к анализу налогообложения, относятся к исследованиям по двум основополагающим аспектам: налоговый платеж и эффективность влияния налогов на деятельность экономических агентов. Авторы используют в качестве фундаментальной гипотезы глубокую форму осмысленности налогового субъекта. Поэтому из-за проблем с рационализацией рассматриваются проблемы теневой деятельности (уклонение от уплаты налогов).

Фактически, налоговое поведение идентифицируется с решением об уклонении от уплаты налогов, основанным на приоритетности критерия чистой прибыли. Налоговое поведение хозяйствующего субъекта не ограничивается оптимальным выбором. Исход выбора может рассматриваться как отправная точка, инициируя последовательные этапы: меры по организации и ведению налогового учета, установление доверительных отношений с налоговыми органами и т. д.

С точки зрения поведения, абсолютно объективно различать экономическое поведение людей, которые реагируют на налоговые льготы. Афонсевич С. и Лыкова Л. в своих трудах используют термин «контрольные реакции» для определения поведения налогоплательщиков. Тем не менее, кажется неправильным заменить налоговое поведение налоговыми декларациями, фактически рассмотренными авторами: изменение производства с более низкими ставками НДС и меньшей прибылью, увеличение заработной платы для сокращения взносов в систему социального страхования, увеличение инвестиций и снижение налогов и т. д.

Вне сомнения необходимо изучать и разъяснять взаимодействие налоговых деклараций и налогового поведения. Изменения в экономическом поведении за счет налогов, характер налоговых деклараций – это две различные тенденции. На основе биологической аналогии можно сказать, что налог действует как стимул, благодаря которому субъект экономики реагирует на определенные действия.

Взаимосвязь между налоговыми декларациями и налоговым поведением отражается в их содержании. Ввиду того что введение акциза на определенные товары приводит к изменению выбора потребителей, это налоговый отклик последнего. Необходимо уяснить налоговое поведение потребителя, когда он принимает статус налогоплательщика. В качестве другого примера можно привести снижение ставки налога на добавленную стоимость, которое привело к снижению цен на продукцию в компании, изменению экономического поведения налогового субъекта в ответ на налоговый стимул. В то же время неизвестно, как меняется его налоговое поведение, а именно отношения с налоговыми органами, налоговая дисциплина, количество теневых продаж и т. д.

Концепция налоговой дисциплины, являющаяся многозначительным элементом налоговой культуры, также тесно связана с концепцией налогового поведения. Налоговая дисциплина представляет собой систематическое просвещение, развитие и контроль моральных и финансовых навыков, а также умение налогоплательщика рассчитать счета домашних хозяйств, взаимодействуя с налоговыми органами в отношении соблюдения налогового законодательства.

Реализация контрольной функции налогов, их полнота и глубина в определенной степени зависят от налоговой дисциплины. Роль налоговых органов заключается в том, чтобы побуждать налогоплательщиков добровольно отказаться от использования инструментов уклонения от уплаты, а не наоборот, наказать налогоплательщиков посредством налоговых проверок.

Преимущества соблюдения налогового законодательства очевидны: возможность выбора выгодной налоговой системы, повышение привлекательности организации в качестве делового партнера. Налоговая дисциплина налогоплательщика в первую очередь зависит от предварительной налоговой оценки налоговых и служебных правонарушений, их частоты и характера, соблюдения налоговых часов налогоплательщика и наличия информации от надзорных и правоохранительных органов по преследуемым нарушениям.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что единственным решением проблемы налоговой культуры не может служить ужесточение мер налоговой и административной ответственности за налоговые правонарушения, поскольку одним из спорных вопросов налогового процесса является обеспечение справедливости налогообложения и соблюдение паритета интересов государства и плательщиков в налоговом процессе.

Решение данных проблем позволяет либо сглаживать социальное неравенство в доходах различных групп плательщиков и, таким образом, предотвращать конфликты, либо, напротив, - обострять. Однако действующему на сегодняшний день в российском обществе порядку налогообложения не удается не только сглаживать социальный разрыв различных групп налогоплательщиков, а, напротив, усугублять социальную и материальную поляризацию, побуждая возникновение налоговых споров и социальных конфликтов.

Вопрос о необходимости выработки государственной стратегии формирования налоговой культуры участников налогового процесса в качестве кардинальной меры в последнее время рассматривается довольно часто. [3, с. 213]

Приоритетными направления формирования институциональных основ налоговой культуры в России можно назвать:

Адаптация налогового законодательства для различных социальных групп.

Совершенствование механизма урегулирования налоговых споров.

Создание условий для эффективного взаимодействия участников налоговых отношений.

Повышение качества информирования и консультирования граждан по вопросам налогового поведения.

Информационно-просветительские мероприятия, взаимодействие с СМИ.

Популяризация налоговой культуры, дисциплины и ответственности.

Список литературы

Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

Налоговый кодекс РФ. [Электронный ресурс] : от 31.07.1998 № 146-ФЗ : (ред. от 15.02.2016 N 32-ФЗ, от 05.04.2016 N 101-ФЗ, от 05.04.2016 N 102-ФЗ, от 26.04.2016 N 110-ФЗ, // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/

Бюджет как финансовый регулятор экономического развития / Под ред. В.П. Горегляд. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика». – 2017. – 348 с.

Владыка М.В. Налоги и налогообложение: Учебник / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина; Под общ. ред. В.Ф. Тарасова. - М.: КноРус, 2015. - 488 c.

Дадашев А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие / А.З. Дадашев, Д.А. Мешкова, Ю.А. Топчи. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 175 c.

Кондраков Н.П. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах: Учебное пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - М.: Проспект, 2016. - 224 c.

Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Лыкова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 353 c.

Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для СПО / В.Г. Пансков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 392 c.

Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика в 2 т. том 2: Учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Г. Пансков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 398 c.

Стельмашенко С.В. Формирование налоговой культуры налогоплательщиков/ Материалы Четвертой международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Издательство: Камчатский государственный технический университет. 2015.-С. 80-83

Просмотров работы: 45