Сегодня сохраняет свою актуальность экспериментальное - «терапевтическое» клонирование, связанное с использованием метода клонирования для получения эмбриональных стволовых клеток для исследований и потенциальных терапевтических целей [1,4]. Многие исследователи считают, что понятие «терапевтическое» предполагает возможные полезные применения клонирования, которые в настоящее время кажутся совершенно необоснованными [2]. В этой связи было проведено социологическое исследование, целью которого является выяснение отношение будущих врачей к проблемам редактирования генома человека (N=58, средний возраст исследуемых – 20,3±1,9 лет). Несмотря на единодушие в основном вопросе «Можно ли считать эмбрион человеком, если да, то с какого периода?», (более 67,4% ответов «да»), мнения относительно возраста эмбриона, когда он может получить правоспособность, разошлись (рис.1).
Р ис.1 Распределение мнений респондентов о периодах признания эмбриона человеком (Примечание: По оси ординат – варианты ответов (1 – с момента рождения, 2 – с 3 мес. внутриутробного развития, 3 – с 6 мес. внутриутробного развития, 4 – с 8 мес внутриутробного развития; по оси абсцисс – число в % %.)
В целом социологический опрос студентов-медиков показал, что их мнение субъективно, эмоционально и носит гендерный характер, что подтверждает значение правового обучения и этического воспитания будущих врачей [3,4].
Литература:
1. Габибова Л.И. Проблема международной синхронизации правового регулирования биомедицинских исследований // Успехи современного естествознания. – 2011. - № 8 – С.234
2. Григорова Е.С. Проблемы правового регулирования репродуктивных технологий // Успехи современного естествознания. – 2011. - № 8 – С.234-235.
3. Доника А.Д. Проблема формирования этических регуляторов профессиональной деятельности врача // Биоэтика – 2015 - № 1(15) – С.58-60.
4. Доника А.Д., Ягупов П.Р. Этическое образование в медицинском вузе: европейская практика // Биоэтика. № 2(22). – 2018. С.31-346.
5. Петров В.И. О чем забыли сказать в новом законе. Биоэтика. 2011. № 2(8). С.28.