Проект учебного занятия по дисциплине «Информатика» на тему «Системы счисления». - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Проект учебного занятия по дисциплине «Информатика» на тему «Системы счисления».

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

План-конспект урока.

Тема: «Системы счисления»

Учебная группа: Рр-131.

Специальность:Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств.

Дидактическая единица: MS PowerPoint, Прикладное программное обеспечение.

Тип урока: комбинированный.

Уровень усвоения темы: III.

Оборудование: Компьютер, телевизор, доска.

Цели преподавания и учения:

Образовательные: познакомить учащихся с основными понятиями данной темы.

Воспитательные: развивать у учащихся стремление к активной познавательной деятельности; развивать умение работать самостоятельно и формировать навыки исследовательской деятельности.

Развивающие: воспитывать информационную культуру учащихся.

Орг. Момент (5 минут)

Пояснение построения прохождения учебного занятия (3 минуты)

Актуальность темы занятия ( 3 минуты)

Целевая ориентация (2 минуты)

Объяснение новой темы (60 минут)

Подведение итогов занятия (5 минут)

Рефлексия (7 минут)

Домашнее задание (5 минут)

Ход урока:

Организационный момент.

Включить презентацию, представиться, поздороваться, проверить присутствующих.

Педагог: Всем доброе утро, меня зовут Максим Андреевич, я студент 4 курса ЮУрГГПУ, и сегодня пару у вас проведу я. Сначала отметил отсутствующих. Заранее извиняюсь, если неправильно назову фамилию…

Пояснение построения прохождения учебного занятия.

Педагог: Сегодня мы с вами познакомимся с такой темой как «Системы счисления» (далее СС). Сначала я вас ознакомлю с основными понятиями, расскажу для чего вообще нужны СС. Рассмотрим алгоритмы переводов между СС. И немного порешаем примеров. За эту пару любой может получить оценку за ответы на вопросы и за решения у доски. Также запомните правило, первые три человека, которые решили быстрее, чем у доски, могут поднять руку и тоже получить балл. В конце занятия подведем итоги.

Актуальность темы занятия.

Педагог: Каждый из вас наверняка видел такую картинку, где зеленые цифры на черном фоне сверху вниз 101010111 и тд. Любой программист знает, что это машинный код, который лежит в основе всех компьютеров. Грамотный специалист должен уметь разбираться в нем.

4. Постановка и объяснение целей и задач занятия.

Знать:

Уровень усвоения

Уметь:

Уровень усвоения

Понятие «Система счисления»

2

Переводить число из десятичной СС в 2-,8-

16ричную и наоборот

2

Какие системы счислении наиболее популярны у программистов

2

Переводить число из двоичной СС в 8-,10-,

16ричную и наоборот

2

Отличие позиционных СС от непозиционных

2

   

Объяснение новой темы:

Педагог: С появлением человека появилась необходимость в счете. Сначала люди просто отличали один предмет перед ними, и если он был не один, говорили «много». Таким образом, первая система счисления стала единичная. Количество предметов в ней изображалось нанесением черточек на какой-либо твердой поверхности, будь то глина, камень, кора дерево и т.д. Одна засечка – одна единица. Однако с развитием земледелия и скотоводства, появилась необходимость в числах побольше. Единичная запись таких чисел была громоздкой и неудобной. Люди стали искать более компактные способы для записи числа, и так появились обозначения для записи пятерок, десяток, сотен и т.д. Очень наглядной была СС Древнего Египта. Одна из древнейших СС известная человеку. Более современный пример – римская СС.

Запишем с вами определение. Система счисления - это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.

Продолжаем запись основных определений:

Цифры - это знаки, используемые для записи чисел.

Числа - это некоторая абстрактная сущность для описания количества.

Алфавит - совокупность различных цифр, используемых для записи числа.

Основание СС – количество цифр, используемых для представления чисел.

Системы счисления бывают двух видов : позиционные и непозиционные.

Под непозиционные СС пишем: «Это когда количественное значение цифры не зависит от его положения в числе». Пример СС древнего Египта.

Под позиционные – «Это когда количественное значение цифры зависит от его положения в числе». Запишем число 354 и мы заметим, что 3 -это сотни, 5 - это десятки и 4 – это единицы. При записи числа 345 мы получим совсем другое число. Т.е. видна четкая зависимость количественного значения цифры от его положения в числе.

Двоичная СС. Это целочисленная позиционная СС с основанием два и алфавитом 0 1. Она позволяет закодировать любое число, т.е. представить его в виде в последовательностей нулей и единиц. Причем, можно представить не только цифры, но и тексты, картинки, аудио и видео файлы. Инженеров двоичное кодирование привлекает тем, что легко реализуется технически. Оно лежит в самой основе работы ПК. В компьютерных схемах, процессорах, платах имеются , так называемые, выключатели (или байты). Если на какой либо схеме выключатель стоит на «выкл», то ему соответствует 0, если на «вкл», то единица. Благодаря таким массовым чередованиям позиций вкл/выкл и соответствующих им 0 и 1 и работают абсолютно все ПК. Такая запись называется «машинный код». Однако для людей он слишком громоздкий, поэтому были введены более простые СС, такие как 8 и 16.

Числа 8 и 16 являются степенями двойки, поэтому проводить с ними преобразования относительно просто. Восьмеричная СС – позиционная, целочисленная с основанием 8 и алфавитом 0-7. Используется в компьютерной документации.

16 СС. Широко используется в низкоуровневом программировании и компьютерной документации, поскольку в современных компьютерах минимальной адресуемой единицей памяти является 8-битный байт, значения которого удобно записывать двумя шестнадцатеричными цифрами.

Обратите внимание на алфавит 16ричной СС. 0-F. После 9 идут буквы латинского алфавита, предлагаю вам начертить таблицу, чтобы не запутаться при расчетах.

Перевод из 10-ной СС. Внимательно прочитайте и спишите алгоритм с экрана. Сейчас будем с ним разбираться.

Перевод числа из десятичной системы в

систему счисления c другим основанием:

Педагог:

Последовательно выполнять деление исходного целого числа на основание той системы, в которую переводим, пока не получится частное меньшее делителя.

Записать полученные остатки в обратном порядке, начиная с последнего частного.

Все поняли? Кто хочет выйти к доске, выполнить задание и получить балл?

Педагог:

Перевод в десятичную СС. Прочитайте и спишите алгоритм с экрана.

Для того, чтобы число из любой СС в десятичную, необходимо:

1). Пронумеровать разряды числа справа на лево начиная с 0.

2). Представляем двоичное число в виде суммы произведений цифр числа на основание системы счисления, в степени, соответствующей разряду цифры в числе

150413020110= 1*25+0*24+1*23+0*22+0*21+1*20

Все поняли? Кто хочет выйти к доске, выполнить задание и получить балл?

Педагог:

Перевод из двоичной в восьмеричную. Для начала нам надо разделить число на триады – группы с тремя цифрами. Далее из каждой триады получить число в восьмеричной СС. Решаем у доски. Все поняли? Кто хочет выйти к доске, выполнить задание и получить балл?

Перевод из двоичной в шестнадцатеричную. Для начала нам надо разделить число на тетрады – группы с четырьмя цифрами. Далее, из каждой триады получить число в восьмеричной СС. Решаем у доски. Все поняли? Кто хочет выйти к доске, выполнить задание и получить балл?

Перевод из восьмеричной СС в двоичную. Количество чисел в восьмеричной СС равно количеству триад в двоичной СС. Решаем у доски. Все поняли? Кто хочет выйти к доске, выполнить задание и получить балл?

Перевод из шестнадцатеричной СС в двоичную. Количество чисел в шестнадцатеричной СС равно количеству тетрад в двоичной СС. Решаем у доски. Все поняли? Кто хочет выйти к доске, выполнить задание и получить балл?

Закрепление полученного материала.

Педагог:

Что такое система счисления?

Чем цифра отличается от числа?

В чем отличие между позиционными и непозиционными системами счисления?

1). Какие числа являются четными?

а) 1010 б) 10110

в) 101101 г) 101011

Выявите закономерность четности двоичного числа.

2). Расположите числа в порядке возрастания

а) 6410 б) 768

в) 1111012 г) 3F16

Подведение итогов занятия. Показ листа с оценками, вычисление среднего балла, оценка за весь урок, выявление лучшего результата за занятие.

Педагог: Сегодня пятерки у нас получают: Воробьев Семен, Лоскутов Юрий, Пермяков Михаил, Семенов Иван.

7. Рефлексия.

Педагог:Что нового вы сегодня узнали? Что показалось вам особенно интересным? На ваш взгляд актуальны ли те знания, которые вы сегодня получили?

8. Домашнее задание.

Решите эти два номера.

1). Какие числа являются четными?

а) 1010 б) 10110

в) 101101 г) 101011

Выявите закономерность четности двоичного

числа.

2). Расположите числа в порядке возрастания

а) 6410 б) 768

в) 1111012 г) 3F16

Критерии оценивания:

4 балла: все этапы работы выполнены без ошибок и в полном объеме, обучающийся может объяснить, как решен тот или иной пример;

3 балла: этапы работы выполнены либо выполнены с небольшими погрешностями, но учащийся не может объяснить свое решение;

2 балла: работа выполнена не полностью, но обучающийся может объяснить свое решение;

0 баллов: обучающийся ничего не сделал.

Просмотров работы: 31