Особенность методики проблемного обучения по дисциплине «компьютерные сети » в условиях профессионального обучения. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Особенность методики проблемного обучения по дисциплине «компьютерные сети » в условиях профессионального обучения.

Фатыхова Э.Ф. 1
1Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет учащимся радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности студентов, их творческой активности. Оно направленно на то, чтобы сформировать у обучающихся необходимую систему знаний, умений и навыков, а также достигнуть высокого уровня развития обучающихся, развития способности к самообучению, самообразованию.

Успех проблемного обучения обучающегося достигается главным образом на уроке, когда преподаватель остаётся один на один со своими студентами. И от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса обучающихся к учёбе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, то есть их развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

Большинство учёных признают, что развитие творческих способностей студентов невозможно без проблемного обучения.

Творческие способности реализуются через проблемную деятельность.

Цель исследования: теоретико-методическое обоснование и практическая разработка учебно-методического обеспечения занятий в условиях проблемного обучения.

Объект исследования: методика преподавания проблемного обучения дисциплины «Компьютерные сети».

Предмет исследования:  структура и содержание учебно-методического обеспечения по теме: «Компьютерные сети» на основе методов проблемного обучения.

Задачи исследования:

Изучить понятие и особенности проблемного обучения.

Раскрыть методику проблемного обучения в условиях профессионального обучения.

Разработать план-конспект занятия на основе методов проблемного обучения по дисциплине «Компьютерные сети».

Разработать и оформить учебно-методическое обеспечение занятия на основе проблемного обучения и проанализировать результаты исследования.

Методологические основы исследования: основные идеи работ по проектированию учебно-методического обеспечения дисциплин в условиях профессионального образования, работы авторов в области проблемного обучения М.И. Махмутова, А.М.Матюшкина, А.В. Брушлинского, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лейнера, И.А. Ильницкой.

Методы исследования: изучение и анализ теоретико-методической, учебной и специальной литературы по базам данных; изучение и анализ нормативной, учебно-программной и планирующей документации по дисциплине; изучение интернет - ресурсов по проблеме исследования, методы педагогического проектирования, специальные методы разработки баз данных, методы предъявления учебной информации обучающимся, методы проблемного обучения.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, основной части (двух глав), заключения и библиографического списка.

Глава I .Разработка методики проблемного обучения в теории МПО

1.1.Понятие и особенности проблемного обучения

Важнейшей задачей теоретического практического обучения является воспитание самостоятельности и активности как черт личности. Самостоятельная работа - это не метод обучения, а элемент или сторона всякого метода, необходимое условие его эффективности. Самостоятельность и активность могут и должны проявляться обучающихся при слушании объяснений преподавателя. Именно поэтому воспитание самостоятельности и активности как черт личности составляют главную задачу организации самостоятельной работы обучающихся. Развитие продуктивного самостоятельного творческого мышления специалиста, дающего возможность решать сложные производственные задачи, является ведущей целью среднего профессионального образования. Реализовать эту цель в условиях репродуктивного обучения, основанного на усвоении (запоминании и воспроизведении) готовой информации, практически невозможно. Исследования показывают, что большую роль в деле превращения учения в сознательный активный и творческий процесс играет проблемное обучение. Уникальность проблемного обучения состоит в его многофункциональности, эффективном решении следующих задач:

- стимулирование внутренней мотивации учения;

- повышение познавательного интереса;

- развитие творческих способностей, воображения;

- создание условий для самоопределения в профессиональной образовательной среде;

- развитие коммуникативных навыков;

- прочное усвоение изученного;

- формирование убеждений;

- овладение первичными навыками исследовательской деятельности.

Проблемное обучение -  это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность обучающегося с усвоением ими готовых выводов науки[1].

Центральным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация. Проблемная ситуация возникает тогда, когда мысль сталкивается с неизвестным, не укладывающимся в прежние связи, отношения, явлением или отдельными его сторонами.

Проблемная ситуация, таким образом, имеет составными элементами диалектическое противоречие, осознанное и преобразованное обучающимися в проблему.

Первая и важнейшая особенность – это специфическая интеллектуальная деятельность студента по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления. Только прочное знание становится действительным достоянием школьников, которые они могут осознанно применять в своей дальнейшей теоретической и практической деятельности.

Вторая особенность состоит в том, что проблемное обучение – наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого и диалектического мышления. Самостоятельное решение проблем обучающимися является и основным условием превращения знаний в убеждения, так как только диалектический подход к анализу всех процессов и явлений действительности формулирует систему прочных и глубоких убеждений.

Третья особенность вытекает из закономерностей взаимосвязи между теоретическими и практическими проблемами и определяется дидактическим принципом связи обучения с жизнью. Связь с жизнью служит важнейшим средством создания проблемных ситуаций и критерием оценки правильности решения учебных проблем.

Четвертой особенностью проблемного обучения является систематическое применение педагогом наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ обучающихся. Указанная особенность заключается в том, что педагог организует выполнение самостоятельных работ, требующих как актуализации ранее приобретенных, так и освоения новых знаний и способов деятельности.

Пятая особенность определяется дидактическим принципом индивидуального подхода. Суть различия между проблемным и традиционным обучением состоит в том, что при традиционном обучении потребность в индивидуализации – следствие диалектического противоречия между фронтальным изложением новых знаний педагог и индивидуальной формой их восприятия и усвоения студентом.

При проблемном обучении индивидуализация обусловлена главным образом наличием учебных проблем разной сложности, которые каждым студентом воспринимаются по-разному. Индивидуальное восприятие проблемы вызывает различие в ее формулировании, выдвижении многообразных гипотез и нахождении иных путей их доказательства.

Шестая особенность проблемного обучения состоит в его динамичности (подвижной взаимосвязи его элементов). Динамичность проблемного обучения заключается в том, что одна ситуация переходит в другую естественным путем на основе диалектического закона взаимосвязи и взаимообусловленности всех вещей и явлений материального мира.

Седьмая особенность заключается в высокой эмоциональной активности студента, обусловленной, во-первых, тем, что сама проблемная ситуация является источником ее возбуждения, во-вторых, тем, что активная мыслительная деятельность студента неразрывно органически связанна с чувственно-эмоциональной сферой психической деятельности. Всякая самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера, связанная с индивидуальным «принятием» учебной проблемы, вызывает личное переживание студента, его эмоциональную активность. В свою очередь, эмоциональная активность детерминирует активность мыслительной деятельности.

Восьмая особенность проблемного обучения заключается в том, что, оно обеспечивает новое соотношение индукции и дедукции (усиление значения второго пути познания) и новое соотношение репродуктивного и продуктивного, в том числе творческого, усвоения знаний, повышая роль именно творческой познавательной деятельности обучающихся[9].

1.2. Методика проблемного обучения в условиях профессионального обучения.

Можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения, представляющих собой три вида изложения учебного материала педагогом и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности обучающихся. Рассмотри их.

1. Метод монологического изложения.

Педагог сообщает факты в определенной последовательности, дает им необходимые пояснение, демонстрирует опыты с целью их подтверждения. Использование средств наглядности и технических средств обучения сопровождается поясняющим текстом. Педагог вскрывает только те связи между явлениями и понятиями, которые требуются для понимания данного материала, вводя их в порядке информации. Чередование фактов строится в логической последовательности, однако, в ходе изложения внимания учащихся на анализе причинно-следственных связей не конкретизируется. Факты «за» и «против» не приводятся, сразу сообщается правильные окончательные выводы. Проблемные ситуации если и создаются, то только с целью привлечения внимания учащихся, заинтересовать их. После ее создания ответа на вопрос «почему так, а не иначе?», от студентов не требуется, а сразу идет сообщение фактического материала.

При использовании монологического метода обучения материал незначительно перестраивается. Преподаватель чаще всего только изменяет с целью создания проблемной ситуации порядок следования сообщаемых фактов, демонстраций, опытов, показа средств наглядности и в качестве дополнительных элементов содержания использует интересные факты из истории развития изучаемого понятия или факты, повествующие о практическом применении усваиваемых знаний в науке и технике.

Роль студента при использовании данного метода довольно пассивна, необходимый для работы этим методом уровень познавательной самостоятельности невысок.

При такой организации процесса усвоения нового знания студента соблюдает все основные требования к уроку, реализует дидактические принципы наглядности, доступности изложения, соблюдает строгую последовательность в порядке следования информации, поддерживает устойчивое внимание обучающихся к изучаемой теме, однако избранный им метод преподавания превращает студента в пассивного слушателя, не активизирует его познавательную деятельность. Используемый в данном случае информационно-сообщающий метод преподавания позволяет достичь лишь одной цели – пополнить запас знаний, обучающихся дополнительными фактами.

2. Рассуждающий метод обучения.

Если педагог ставит цель показать образец исследования постановки и решения целостной проблемы, то он использует рассуждающий метод. При этом материал разделяется на части, педагог к каждому этапу предусматривает системы риторических вопросов проблемного характера с целью привлечь обучающихся к мысленному анализу проблемных ситуаций, обнажает объективные противоречия содержания, но сам же и использует предложения повествовательного и вопросительного типа, информационные вопросы (т.е. такие вопросы, отвечая на которые нужно воспроизводить уже известные знания, давать информацию об известном знании) не ставятся, повествование ведется в форме лекции.

Способ перестройки материала для работы этим методом отличается прежде всего тем, что в содержание в качестве дополнительного структурного элемента вводится система риторических вопросов. Порядок следования сообщаемых фактов выбирается таким, чтобы объективные противоречия содержания были представлены особенно подчеркнуто, выпукло, возбуждали познавательный интерес обучающихся и желание их разрешить.

В изложении педагог преобладает уже не категоричность сведений, а элементы рассуждения, поиска выхода из возникающих в силу особенностей построения материала затруднений. Педагог, как это и предполагает М.И.Махмутов, «демонстрирует самый путь научного познавания, заставляя студентов следить за диалектическим движением мысли к истине», он не только создает проблемные ситуации, но ставит и решает проблемы, показывает, как выдвигались и сталкивались различные гипотезы.

Выбрав рассуждающий метод обучения, педагог в процессе организации процесса усвоения пользуется объяснительным методом преподавания, сущность которого заключается в том, что он «включает сообщение педагогом фактов данной науки, их описание и объяснение, то есть раскрывает сущности новых понятий с помощью слова, наглядности и практических действий».

3. Диалогический метод изложения.

Если педагог ставит перед собой задачу привлечь обучающихся к непосредственному участию в реализации способа решения проблемы с целью активизировать их, повысить познавательный интерес, привлечь внимание к уже известному в новом материале, он, используя, то же построение содержания, дополняет его структуру информационными вопросами, ответы на которые дают обучающиеся.

Использование диалогического метода обучения обеспечивает более высокий уровень познавательной активности обучающихся в процессе познания, так как они уже непосредственно привлекаются к участию в решении проблемы под жестоким управляющим воздействием преподавателя.

4. Эвристический метод изложения.

Эвристический метод применяется там, где преподаватель ставит цель обучить учащихся отдельным элементам решения проблемы, организовать частичный поиск новых знаний и способов действия. Используя эвристический метод, педагог применяет то же построение учебного материала, что и при диалогическом методе, но несколько дополняет его структуру постановкой познавательных задач и заданий учащимся на каждом отдельном этапе решения учебной проблемы. Таким образом, формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы с решением проблемных задач и заданий.

Суть эвристического метода состоит в том, что открытие нового закона, правила и т.п. совершается не педагогом при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью педагога.

5. Исследовательский метод.

Понятие исследовательского метода наиболее полно раскрыл И.Я.Лернер, который к исследовательскому методу отнес метод, организующий процесс усвоения «решением проблем и проблемных задач. Сущность его в том, что педагог конструирует методическую систему проблем и проблемных задач, адаптирует ее к конкретной ситуации учебного процесса, предъявляет учащимся, тем самым управляя их учебной деятельностью, а учащиеся, решая проблемы, обеспечивают сдвиг в структуре и уровне умственной деятельности, постепенно овладевая процедурой творчества, а заодно творчески усваивают и методы познавания».

При проведении урока исследовательским методом опять используется такое же построение материала и берутся элементов структуры эвристического метода и порядок следования вопросов, указаний, заданий. Если в процессе реализации эвристического метода эти вопросы, указания и задания носят упреждающий характер, то есть ставятся до решения подпроблемы, составляющей содержание данного этапа, или в процессе ее решения и выполняет направляющую функцию в процессе решения, то в случае использования исследовательского метода вопросы ставятся в конце этапа, после того как большинство учащихся с решением подпроблемы справились.

6. Метод программированных заданий.

Метод программированных заданий представляет собой постановку педагогом системы программированных заданий. Уровень эффективности учения определяется наличием проблемных ситуаций и возможностью самостоятельной постановки и решения проблем. Применение программированных заданий заключается в следующем: каждое задание состоит из отдельных элементов-кадров; один кадр содержит часть изучаемого материала, сформулированного в виде вопросов и ответов, либо в виде изложения новых заданий, либо в виде упражнений[7].

Требования к проблемному обучению

Проблема должна быть интересной. Формированию интереса способствует ряд приёмов:

- раскрытие значения данного учебного материала;

- периодическая демонстрация достигнутых успехов по завершении  

   очередного этапа;

- создание и использование наглядных пособий, технических средств;

- кружковая - исследовательская работа, показывающая возможности

  применения полученных знаний.[5]

Решение проблемы должно вызвать определенную познавательную трудность для преодоления которой необходима активная мыслительная деятельность (анализ), сравнение, поиск причинно-следственных связей).

Однако трудности, связанные с восстановлением в памяти ранее изучавшегося материала с решением простейших задач, нельзя считать проблемным.

Какие же вопросы вызывают познавательную трудность и позволяют создать проблемную ситуацию.

- вопросы, связанные с переносом ранее изученного материала на новый учебный материал.

 - вопросы, связанные с преодолением определенных противоречий

Такая проблемная ситуация представляет  значительную трудность и решение её доступно лишь наиболее сильным учащимся.

- вопросы, связанные с принятием тех или иных решений, в связи с изменением условий работы.

- вопросы, связанные с принятием оптимального решения из нескольких возможных вариантов  на этом строится вся дифференциальная диагностика.

Решение проблемы должно быть доступно учащимся и соответствовать их познавательным возможностям. Нельзя бросаться в крайность и ставить перед учащимся такие задачи, которые он не в состоянии решить в силу того, что ещё не проходил нужный учебный материал,  либо потому, что не известны методы решения.

Для того,  чтобы проблемное обучение было развивающим следует постепенно увеличивать степень трудности проблем. Вначале, может быть преподавателю стоит сформулировать проблему и самому её решить, а затем уже подойти к эвристической беседе и другим формам проблемного обучения.

Можно не только поставить проблему перед студентами, но и сочетать её с созданием эмоционального тонуса в группе, что способствует усилению познавательной активности. Усиливается и воспитательное значение урока. Ну хотя бы предыдущий пример. Для проблемы ВИЧ - важны моральные, нравственные качества медработника и конечно же профессиональные. Ведь на территории нашей страны 30% ВИЧ инфицированных - это дети, инфицированные в медучреждениях по вине медработников.

Степень обобщенности усваиваемого материала в проблемной ситуации является важным показателем трудности учебного задания для учащихся.

От решения проблем, связанных с небольшой степенью обобщения студенты переходят к решению более сложной проблемы, требующей большей степени обобщения(от простого к сложному).

Постепенно, по мере усвоения основных принципов решения проблемных ситуаций группой сужается степень участия преподавателя в этом процессе. Он ставит меньше наводящих вопросов, даёт учащимся самостоятельно пройти весь путь решения - от определения исходных данных до получения окончательного результата.

При проведении занятий методом проблемного обучения у преподавателя могут возникнуть трудности связанные с тем, что студенты должны решать одну и ту же проблему при неодинаковых способностях. Как быть? Нужен индивидуальный подход. Слабому студенту даётся посильная проблема, или на следующем занятии дать такому студенту  разобранную ранее проблему, или, давая проблему малой группе с разнородными способностями  - добиться, чтобы каждый член группы - пусть не дошел своим умом, но хотя бы понял и изложил суть решения проблемы.

Методическая работа при внедрении проблемного обучения состоит в следующем:

- отбор учебного материала, проблемное преподавание которого

  целесообразно;

- определение педагогической цели;

- выбор форм и видов учебных занятий;

- разработка заданий, проблемных задач; проблемных ситуаций, способы

  создания проблемных ситуаций;

- комплектование "банков" заданий и освоение приёмов проблемного

  обучения;

- создание методических рекомендаций для самоподготовки учащихся к

  проблемному обучению.[12]

Вывод I главе

Проблемное обучение при преподавании улучшает усвоение учебного материала, приближает процесс учения к естественному процессу познания, благоприятствует развитию клинического мышления и его компонентов, способствует повышению познавательной активности личности.

Проблемным методом можно изучать как отдельный вопрос, так и тему урока, и раздел программы.

Для решения общей проблемы её можно расчленять на подпроблемы и отдельные вопросы.

К достоинствам проблемного обучения можно отнести возможность работать по индивидуальным планам, более широко использовать в обучении различные справочные материалы, что улучшает профессиональную подготовку специалистов.

Проблемное преподавание меняет стиль общения преподавателя и студента.

Глава II. Особенность методики проблемного обучения по дисциплине «Компьютерные сети»

2.1. План-конспект занятия на основе методов проблемного обучения по дисциплине «Компьютерные сети»

Предмет:« Эксплуатация объектов сетевой инфраструктуры».

Специальность: 230111 Компьютерные сети.

Тема занятия: «Настройка свойств браузера».

Тип занятия: Проблемный урок.

Вид занятия: Традиционный урок с применением методов проблемного обучения.

Цели занятия : Ознакомиться с техническими параметрами браузеров.

Дидактические задачи:

Обеспечение усвоения понятий из данной предметной области;

Формирований умений применения теоретических положений в условиях решения учебных задач;

Воспитательные задачи:

воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;

профессиональная ориентация и подготовка к трудовой деятельности;

подвести обучающихся к пониманию того, что от знаний, полученных на теории, зависит качество выполняемых работ на практике;

Развивающие задачи:

развивать познавательный интерес, творческую активность, интеллект;

развивать интуицию, эрудицию, самостоятельность в суждениях, упорство в достижении цели;

развитие навыков индивидуальной и групповой практической деятельности;

В УМО (учебно-методическое обеспечение) преподавания темы «Настройка свойств браузера» на основе методов проблемного обучения входят:

Методические материалы:

Практическая работа

Тестовое задание

План-конспект в оболочке «Google формы»

Регистрационный лист

Учебные пособия :

Электронные средства образовательного назначения (слайдовая презентация);

Дидактические материалы:

Электронное пособие .

Ход урока

Тема «Настройка свойств браузера »

I этап. Организационный момент.

Приветствие, проверка посещаемости, объяснение плана урока и условий оценки учебной работы.

II Этап. Целевая ориентация

Требования к результатам освоения темы студентами. Студент в результате освоения темы должен:

Знать

Уровень усвоения

Уметь

Уровень усвоения

Понятие браузера

2

Уметь настраивать браузер MS Internet Explorer 

3

Основные функции браузера

2

   

Факторы ,от которых зависят параметры

оптимальной​ настройки 

2

   

Педагог: Изучение данной темы позволит нам в будущем распознавать заражение компьютера вирусами и вовремя предотвращать данный процесс.

III этап. Актуализация опорных знаний.

Педагог: Прежде чем приступить к новой теме, давайте с вами вспомним, что изучали ранее по этой теме.

Педагог: Сколько версий MS Internet Explorer вам известны?

Студенты: Internet Explorer 1,2,3,4,5,5.5,6,7,8,9,10,11.

VI этап. Изложение нового материала.

Педагог: Как вы понимаете, что такое браузер?

Студенты: Программа для поиска информации.

Педагог: Давайте, запишем точное определение в тетрадь.

Браузер — это программа, представляющая в удобном для восприятия виде ин­формацию, получаемую из Интернета. Это инструмент для просмотра ресурсов Сети и, в меньшей степени, для взаимодействия с ними.

Педагог: Обратите внимание на слайд . На данном слайде представлены основные функции браузера. Запишите эти функции в тетрадь.

установление связи с Web-сервером, на котором хранится документ, и загрузка всех компонентов комбинированного документа;

интерпретация тегов языка HTML, форматирование и отображение Web-страницы в соответствии с возможностями компьютера, на котором браузер работает;

предоставление средств для отображения мультимедийных и других объектов, входящих в состав Web-страниц, а также механизма расширения, позволяющего настраивать программу на работу с новыми типами объектов;

обеспечение автоматизации поиска Web-страниц и упрощение доступа к Web-страницам, посещавшимся ранее;

предоставление доступа к встроенным или автономным средствам для работы с другими службами Интернета.

Педагог: Известно ли вам по какому протоколу браузер передает информацию в качестве запроса ?

Студенты: HTTP

Педагог: Информация, которую браузер передает на сервер в качестве запроса и которую получает от него в ответ, передается, как правило, по протоколу HTTP.

Педагог: Со стороны Интернета работу службы World Wide Web обеспечивают серверные программные средства — Web-серверы. Со стороны пользователя работа обеспечивается клиентскими программами — Web-браузерами. В принципе, все браузеры выполняют одни и те же функции, и выбор конкретного браузера — дело вкуса и привычки пользователя, однако у браузера Microsoft Internet Explorer есть преимущество перед остальными, заключающееся в том, что, начиная с операционной системы Windows 98, он поставляется вместе с системой и интегрирован в нее так, что является ее неотъемлемым компонентом.

Педагог: Обратите внимание на слайд . Здесь представлена схема использования Интернета через Internet Explorer .

Педагог: Для эффективной и комфортной работы в Интернете необходима настройка браузера.

Параметры оптимальной настройки зависят от многих факторов:

свойств видеосистемы компьютера;

производительности действующего соединения с Интернетом;

содержания текущего Web-документа;

личных предпочтений индивидуального пользователя.

Общие параметры работы браузера задают на вкладке Общие (рис. 3). Здесь можно указать, какую страницу следует использовать в качестве основной, задать объем дискового пространства для хранения временных файлов, принятых из Интернета, и удалить временные файлы, а также страницы, подготовленные для чтения в автономном режиме. Правила хранения временных файлов задаются с помощью кнопки Настройка. Чем реже программа проверяет соответствие версий давно загруженной страницы и реального документа, тем больше экономится времени на загрузке страниц, но увеличивается риск их устаревания. Кнопка Обновить на панели инструментов. Обычные кнопки позволит получить самую последнюю версию документа независимо от настроек.

Управление оформлением отображаемых Web-страниц также осуществляется элементами управления вкладки Общие. Используемые цвета настраиваются при помощи кнопки Цвета, а шрифты — при помощи кнопки Шрифты. Эти настройки подчинены тому, что задано в самом Web-документе.

Если по какой-либо причине необходим полный контроль над оформлением отображаемых документов, используют кнопку Оформление. С ее помощью можно задать принудительное использование параметров форматирования, заданных в свойствах браузера. Это может относиться к используемым цветам (флажок Не учитывать цвета, указанные на веб-страницах), начертаниям шрифтов (Не учитывать шрифты, указанные на веб-страницах) И размерам шрифтов (Не учитывать размеры шрифтов, указанные на веб-страницах).

Настройка свойств соединения с Интернетом осуществляется при помощи вкладки Подключение. Здесь доступны те же операции, что и при непосредственном использовании папки Удаленный доступ к сети. Кроме того, можно указать, какое именно соединение должно использоваться при работе браузера. С помощью переключателей можно задать режим отказа от автоматического подключения, стандартный режим подключения при отсутствии соединения или режим использования только одного соединения.

Выбор программ, используемых для работы в Интернете, осуществляется с помощью вкладки Программы. Все виды программ, кроме календаря (для ведения списка дел, встреч, праздников и прочего), входят непосредственно в дистрибутивный пакет Internet Explorer 5.0.

Средства защиты от потенциально опасного содержимого Web-документов предоставляет вкладка Безопасность. Она позволяет указать Web-узлы, взаимодействие с которыми следует считать опасным, и запретить прием с них информации, которая может оказаться разрушительной.

Для ограничения доступа к узлам с неприемлемым содержанием, а также для управления использованием электронных сертификатов служат элементы управления вкладки Содержание.

Прочие настройки сосредоточены на вкладке Дополнительно. Они позволяют:

• соблюдать конфиденциальность работы с помощью средств шифрования, использования электронных сертификатов и своевременного удаления временных файлов;

• контролировать использование средств языка Java;

• управлять отображением мультимедийных объектов;

• использовать дополнительные настройки оформления;

• управлять режимом поиска Web-страниц, содержащих нужную информацию

Педагог создает проблемную ситуацию для студентов и превращает ее в проблемную задачу. Организует поиск способов решения этой задачи между группами студентов. Описание проблемной ситуации:

Гражданка N пришла в фирму и обратилась с сотрудникам с просьбой установить ей браузер , который должен обладать следующими свойствами:

Поддержка операционных систем Windows и macOS.

Блокировка баннеров.

Блокировка всплывающих окон.

Фильтр фишинга(получение доступа к конфиденциальным данным)

Поддержка Java

Поддержка форматов изображений APNG

Но гражданка N не знает какой браузер лучше установить. Таким образом, встает проблема подыскать ей соответствующий браузер с ее основными требованиями. Для этого предлагаю подразделиться на подгруппы, и определиться с какими 2 браузерами вы будете работать. Чтобы решить эту задачу нужно изучить технические параметры браузера. Заходим в поисковую систему и находим информацию по браузерам, которые ваша группа выбрала. Откройте документ «практическая работа №1» на рабочем столе и заполните таблицу. После заполнения таблицы предлагаю вам объединиться и посмотреть какие все-таки параметры браузера подходят гражданке N.

Решение проблемы: гражданке N подходит браузер Opera

Критерии оценивания практической работы :

4 балла: вся работа выполнена без ошибок и в полном объеме. 

3 балла: вся работа выполнена без ошибок или с небольшими погрешностями в полном объеме. 

2 балла: в работе присутствовали серьезные ошибки ИЛИ работа выполнена не полностью. 

1 балл: отсутствует часть задания. 

0 баллов: обучающийся ничего не сделал. 

Педагог : После выполнения практической работы приступим к ​решению теста.

Критерии:

5 баллов – если правильно решен весь тест

4 балла: если тест решен с одной ошибкой

3 балла: если тест решен с двумя ошибкой

2 балла: если тест решен с тремя ошибкой ​

1 балл: если тест решен с четырьмя ошибкой. 

0 баллов: обучающийся ничего не сделал

Пока студенты проходят тестирование, педагог проверяет практические работы .

Заполнение регистрационного листа.

VII этап. Подведение итогов.

Педагог анализирует учебную работу студентов, отмечает достоинства и недостатки учебной работы, называет оценки, назначает поощрительные баллы, дает рекомендации.

VIII этап. Рефлексия.

Обучающиеся отвечают на вопросы:

- Что поняли по теме занятия?

- В чем разобрались, что нового узнали?

- Что понравилось на занятии, а что нет?

- Что уточнили, дополнили

XI этап. Домашнее задание.

Написать реферат о браузерах , которые мы разобрали на уроке .

В реферат должен включать в себя: историю создания браузера , его характеристики ,его положительные и отрицательные качества. Для выполнения реферат опирайтесь на сравнительную таблицу .

Критерии

4 балла: вся работа выполнена без ошибок и в полном объеме. 

3 балла: вся работа выполнена без ошибок или с небольшими погрешностями в полном объеме. 

2 балла: в работе присутствовали серьезные ошибки ИЛИ работа выполнена не полностью. 

1 балл: отсутствует часть задания. 

0 баллов: обучающийся ничего не сделал. 

2.2. Учебно-методическое обеспечение занятия на основе методов проблемного обучения.

Для того, чтобы провести проблемный урок необходимо разработать следующее учебно-методическое обеспечение:

Описание проблемной ситуации:

Гражданка N пришла в фирму и обратилась с сотрудникам с просьбой установить ей браузер .Но гражданка N не знает какой браузер лучше установить.

Технические требования гражданки N:

Поддержка операционных систем Windows и macOS.

Блокировка баннеров.

Блокировка всплывающих окон.

Фильтр фишинга(получение доступа к конфиденциальным данным)

Поддержка Java

Поддержка форматов изображений APNG и MNG.

Таблица для заполнения:

Технические характеристики браузера

Название браузера «»

Название браузера

«»

Поддержка операционных систем Windows и macOS.

   

Блокировка баннеров.

   

Блокировка всплывающих окон.

   

Фильтр фишинга(получение доступа к конфиденциальным данным)

   

Поддержка Java

   

Поддержка форматов изображений APNG и MNG.

   

И задание : Найти в поисковой системе информацию о браузерах и заполнить сравнительную таблицу:

I-подгруппа

Технические характеристики браузера

Название браузера «Opera»

Название браузера

«Yandex»

Поддержка операционных систем Windows и macOS.

   

Блокировка баннеров.

   

Блокировка всплывающих окон.

   

Фильтр фишинга(получение доступа к конфиденциальным данным)

   

Поддержка Java

   

Поддержка форматов изображений APNG и MNG.

   

II-подгруппа

Технические характеристики браузера

Название браузера «Internet Explorer»

Название браузера

«Google Chrome»

Поддержка операционных систем Windows и macOS.

   

Блокировка баннеров.

   

Блокировка всплывающих окон.

   

Фильтр фишинга(получение доступа к конфиденциальным данным)

   

Поддержка Java

   

Поддержка форматов изображений APNG и MNG.

   

III-подгруппа

Технические характеристики браузера

Название браузера «Mozilla Firefox»

Название браузера

«Safari»

Поддержка операционных систем Windows и macOS.

   

Блокировка баннеров.

   

Блокировка всплывающих окон.

   

Фильтр фишинга(получение доступа к конфиденциальным данным)

   

Поддержка Java

   

Поддержка форматов изображений APNG и MNG.

   

Вывод по II Главе.

Разработали учебно-методическое обеспечение занятия на основе методов проблемного обучения. Описали проблемную ситуацию и ее решение. Мы разработали план-конспект урока на основе проблемного обучения на тему «Компьютерные сети » с применением проблемных методов – поставили перед собой цель и тему занятия, определили вид и тип занятия, предмет и специальность, к которым данная тема относится. Также выявили задачи занятия и составляющие УМО преподавания данной темы. Определили требования к результатам усвоения темы студентами в соответствии с уровнями усвоения и составили план-конспект с методами проблемного обучения.

Заключение

Проблемное обучение при преподавании улучшает усвоение учебного материала, приближает процесс учения к естественному процессу познания, благоприятствует развитию клинического мышления и его компонентов, способствует повышению познавательной активности личности.

Основой проблемного обучения является проблемная ситуация. Она характеризует определенное психическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и, которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения

Развитие продуктивного самостоятельного творческого мышления специалиста, дающего возможность решать сложные производственные задачи, овладевшего общими и профессиональными компетенциями является ведущей целью образования студентов.

Исходя из анализа литературы, мы раскрыли сущность понятия проблемного обучения и его особенности. Раскрыли методику проблемного обучения в условиях профессионального обучения. Разработали план-конспект на основе методов проблемного обучения и разработали учебно-методическое обеспечение занятия.

Таким образом, проблемное обучение при преподавании улучшает усвоение учебного материала, приближает процесс учения к естественному процессу познания, благоприятствует развитию клинического мышления и его компонентов, способствует повышению познавательной активности личности.

Библиографический список

Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. - М., 1975. - 310 с.

Пономарев Я.А. Психология творения. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999. - 480 с.

Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Педагогика, 1972.

Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях.// Советская педагогика.-1968.-№7.

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М, 2004. – с. 48.Оконь В. Основы проблемного обучения.- М.: Просвещение, 1968.

 Лернер И.Я. Система методов обучения. - М.: Знание, 1976.

Бертон В. Принципы обучения и его организация. – М, 2004. – с.13-17.

Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991 г.

Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М, 2004. – с. 131.

Оконь В. Основы проблемного обучения. - М.:Просвещение, 1968 г.

Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. – М, 2004. – с. 27-31.

Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования.-- М.: Мастерство, 2002. -- 288с.

Просмотров работы: 332