ПРОФИЛАКТИКА КСЕНОФОБИИ И ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОФИЛАКТИКА КСЕНОФОБИИ И ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Давыдова А.А. 1, Козловская Л.А. 1
1РГППУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Российское государство по своему историческому становлению, вековым традициям и культурным основам является многонациональным. И в Российской империи, и в Советском Союзе, и в современной Российской Федерации сосуществовали и сосуществуют разные народы, национальные культуры. Это формировало традиции содружества народов, и позволяло привить молодому поколению ценности и поведение, основанные на согласии и взаимопонимании. В современных условиях, на фоне последствий экономического кризиса, политической нестабильности создаются предпосылки для различного рода конфликтов, в том числе на почве межнациональной розни[1].

На сегодняшний день среди молодежи все чаще стали проявляться факты ксенофобии, экстремизма, активизировалось влияние террористических группировок. Проблема ксенофобии на протяжении уже многих лет является одной из самых сложных проблем российского общества. Преступления на почве ненависти — наиболее яркие проявления ксенофобии. С появлением Федерального закона № 114 «О противодействии экстремистской деятельности»[10] и особенно после внесения в него поправок такие преступления все чаще стали называть «экстремистскими», а деятельность по предотвращению преступлений ненависти — «профилактикой экстремизма».

В природе ксенофобии лежит естественный страх перед неизвестным. Зарождается она зачастую в условиях взаимной информационной изоляции, сообществ среди не знающих чужих обычаев людей. Поэтому, для того, чтобы ксенофобия не развивалась, человек должен быть информирован о жизни «чужих» для него людей. В наши дни ксенофобия стала не единичным примером, а явлением, под влияние которого все больше попадает молодежь. В школе все чаще распространяются идеи значения национального признания. Ученики объединяются чаще не по школьным интересам, а по национально-этническому признаку в группы. Причины этому кроются, даже не в детях, а в их родителях, которые навязывают ребенку определенною модель поведения, например, «это свои, вы должны держаться вместе».

Также можно рассматривать социальные и психологические причины ксенофобии. Все чаще в школах появляются дети, которые плохо говорят и понимают по-русски. При отсутствии эффективных форм обучения русскому языку, а также психологической поддержки, такие дети вызывают отторжение других учащихся, попадают в категорию изгоев.

Под ксенофобией обычно понимаются различные проявления интолерантности (нетерпимости) по отношению к группам, которые воспринимаются массовым сознанием как «чужие». Сам термин ксенофобия как раз и означает страх, настороженность и недоброжелательство к чужим.

Молодежь рассматривается как большая социальная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется возрастными особенностями молодых людей и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления.

Рост интолерантности в молодежной среде также усугубляется такими социальными факторами, как:

− рост экономического неравенства людей;

− социальные и национальные противоречия;

− несовершенство законов;

− слабость правоохранительной системы;

− неэффективность прежних ценностных идеалов и отсутствие новых и др.

Экстремизм и терроризм - смежные понятия. Экстремизм - организованная сила, эксплуатирующая страхи и объединяющая возбужденных этими страхами и ненавистью людей в различные рода ячейки и группировки[5]. Экстремизм - причинение вреда человеку на национальной, религиозной, политической или социальной почве, политическая деятельность, направленная в итоге на изменение государственного строя, разрушение государственной целостности, отделение какого-либо народа, нации или группы населения. В России в молодежной среде стали распространяться и проявления международного терроризма, что сегодня становится глобальной проблемой.

Лидеры экстремистских группировок различного толка завлекают молодежь в свои объединения, часто обещая легкое решение всех проблем, в том числе и материальных. Неокрепшие молодые умы зачастую даже не задумываются о том, что, участвуя в деятельности подобных формирований, они не только не решают свои существующие проблемы, но и создают себе многочисленные новые, по сути, уничтожают свое будущее. Безусловно, проводить профилактику экстремизма и терроризма среди молодежи намного эффективнее, чем ликвидировать последствия подобных явлений.

Молодежный экстремизм может проявляться в неустойчивых взглядах на происходящие события в стране, в нарушении предписанных и общепринятых норм, в осознанном вступление в «сомнительные организации и группы»[4].

Для профилактики экстремизма и ксенофобии в молодежной среде необходима активная деятельность всех социальных институтов, и особенно системы образования. В системе образования обучающийся проводит большую часть своего времени. В процессе образования идет развитие и социализация личности. Важно, чтобы в школе была выстроена системная пропедевтическая воспитательной работа, которая не сводилась бы к набору дежурных мероприятий. Воспитание чувства гражданской идентичности, чувства солидарности основанных, на признании себя представителем единого народа России, должно пронизывать и весь процесс обучения[3]. Очевидно, что воспитание патриотических чувств — социальная потребность современного российского общества.

Укрепление и поддержка чувства национального достоинства — комплексная работа, включающая в себя духовно-нравственное воспитание, формирование гражданского сознания и национального самосознания, исторического мышления[11].

Воспитание толерантного сознания предполагает соблюдение ряда условий, среди которых — уважение достоинств каждого человека, право на сохранение индивидуальности; изучение других людей, понимание их, интерес к ним; акцентирование внимания на объединяющих, а не разъединяющих людей факторах.

Предотвратить негативные последствия экстремизма, ксенофобии возможно только сообща и в единстве, как правовых, так и образовательных социальных институтов. Особая роль, отводится родителям, которые выступают примером для своих детей. Средний и старший школьный возраст есть тот период в развитии подростка, когда усиливается эмоциональный дисбаланс между ведущими личностными установками, от которых зависит социальный порядок в мире, происходит фиксация альтернативы «мы-они» и вырабатываются стратегии поведения с «чужими». Именно в этот период определяется вектор ксенофобического мышления, и закладываются его основы. Средний и старший подростковый возраст являются той демаркационной линией, перейдя которую часть наших сограждан так или иначе попадает во власть жесткой альтернативы «мы-они» и ксенофобических установок.

Опыт разных стран показывает, что соответствующим образом построенное образование является важнейшим фактором, который позволяет направить большую часть подростков по пути непредубежденности и открытости миру[8]. Развитие мировоззрения, в основе которого лежит осознание общности человечества и формирование отношения к «другому» не как к «чуждому», а как к «ближнему» главный шаг по пути преодоления ксенофобии и насилия в нашем обществе. Именно эту цель преследуют разрабатываемые гуманитарные психологические технологии.

И хотя начинать профилактику ксенофобии необходимо на самых ранних этапах развития ребенка, основное внимание следует уделять детям среднего и старшего школьного возраста.

Также методом для профилактики является совершенствование досуга и отдыха молодежи. Не секрет, что многие молодые люди попадают в различные радикальные организации во многом, из-за отсутствия желания, а нередко и возможности проводить свое свободное время с пользой для души и тела. В частности, государству необходимо заботиться о том, чтобы не только в крупных городах, но и в самых небольших населенных пунктах активно действовали клубы, дома культуры, кинотеатры, музеи и другие социально-культурные институты.

Не менее важно проведение комплексных мероприятий по формированию правовой культуры в молодежной среде[9]. В частности, этому могло бы способствовать существенное расширение юридической составляющей в воспитании и образовании. Знание своих собственных прав и свобод будет способствовать развитию у молодого поколения чувства уважения к правам и свободам других лиц, в том числе к их жизни, здоровью и достоинству.

На уровне практической психологии одним из шагов в формировании такой системы может стать изучение и диагностика на ранних этапах тех индивидуальных эмоциональных и поведенческих особенностей молодых людей, которые могут служить предикторами проблем социального взаимодействия в будущем. Психологическая помощь в создании такой социальной ситуации развития ребенка, которая позволила бы минимизировать возможные риски в семье, детском саду, школе, могла бы стать еще одним этапом в формирования профилактической системы.

В дальнейшем, на стадии школьного обучения, необходима разработка психологических критериев оценки риска в отношении развития ксенофобских установок и их поведенческих проявлений у детей и подростков, а также программ, направленных на их профилактику и коррекцию[2]. Эти задачи необходимо решать психологическим службам учреждений образования во взаимодействии с социальными работниками, социальными педагогами, которые выстраивают социальную деятельность детей и подростков и осуществляют профилактическую работу на уровне группового взаимодействия. 

Эффективность системы профилактики будет зависеть от согласованности, скоординированности действий на всех уровнях.

Общие рекомендации по профилактике могут быть следующие[6]:

следует относить профилактику ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде в число приоритетов молодежной политики и молодежной работы на всех уровнях, выделив для этого направления деятельности соответствующее ресурсное, методическое, информационное и экспертное обеспечение;

следует стимулировать поиск и разработку инновационных методик и социальных технологий в сфере противостояния ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде, в том числе адаптацию к российским условиям лучшего международного опыта в этой сфере;

рекомендуется проводить постоянный мониторинг ситуации с ксенофобией и нетерпимостью в молодежной среде, активностью радикально-националистических групп и учитывать полученные в ходе него данные при планировании текущей деятельности, разработке программ и комплекса мероприятий в этой сфере;

необходимо предусматривать меры по ресурсной, методической, информационной и экспертной поддержке инициатив и проектов общественных организаций, занимающихся противостоянием ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде[7];

стараться в борьбе с нетерпимостью, в том числе, использовать потенциал неагрессивных молодежных субкультур.

Список литературы:

Аристархова Т.А., Головин А.Ю., Отдельные аспекты профилактики проявлений экстремизма в молодежной среде в учебном процессе (на примере пр еподавания юридических дисциплин), 2013, Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки, С.14-21

Ахматов А.Х., Геляхова Л.А., Антитеррористическая пропаганда в образовательной сфере, 2017, Историческая и социально-образовательная мысль, С. 18-26

Баева Л.В., Молодежный экстремизм в современной России, 2015, Обзор НЦПТИ, С.57-61

Валеев А.Х., Причины молодежного экстремизма в России, 2015, Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, С.16-22

Глухарев Д.С, Идеология молодежного экстремизма, 2013, Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, С. 14-18

Дадова З.И. Профилактика экстремизма в молодежной среде на примере кабардино-балкарской республики, 2014, Теория и практика общественного развития, С. 16-19

Карапетян А.А, Предупреждение экстремизма в молодежной среде (по материалам свердловской области) – 2012 г., Вестник Московского университета МВД России, - С.19-25

Маркова Ю.В., К вопросу о специфике феномена молодежного экстремизма, 2012, Проблемы правоохранительной деятельности, С.33-35

Свиридов А.А. Сущность и специфика социально-культурной деятельности вузов по профилактике экстремизма в молодежной среде, 2014, Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, С.41

Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" от 25.07.2002 № 114-ФЗ, 30 июля 2002 г, Парламентская газета

Фрединский С.Н. Молодежный экстремизм как особо опасная форма проявления экстремистской деятельности, 2015, Обзор НЦПТИ, С.4-11

Просмотров работы: 590