ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Главной особенностью системы современного образования является специфика его обеспечения, которая заключается в использовании информационных компьютерных технологий. В настоящее время одной из главных педагогических задач в обучении математики является повышение уровня заинтересованности ученика, так как проблема неуспевающих детей все так же актуальна. В связи с этим происходит преобразование методов преподавания, разрабатываются новые технологии, в том числе с использованием электронного обучения.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», термин «электронное обучение» определяется как «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [4]. Основу электронного обучения составляют электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Электронный образовательный ресурс – это учебный материал, представленный в электронной форме [3].

Электронные образовательные ресурсы способствуют развитию познавательного интереса и формированию мотивации к учению у школьников. Педагоги разрабатывают различные приемы подачи учебного материала с применением электронных образовательных ресурсов. Уроки с использованием электронных образовательных ресурсов – это один из вариантов инновационной деятельности учителя, они вносят в обучение такие инновационные качества, как комплексность, интерактивность, а также дают возможность полноценного обучения для всех обучающихся, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Во время организации учебной работы с применением ЭОР, учитель должен учесть следующие особенности:

кабинет должен быть технически оснащен;

наличие подключения к сети Интернет;

высокий уровень ИКТ-компетентности учителя;

владение ПК учащимися на уровне знаний базовых действий, осуществляемых при помощи компьютера.

Известный педагог Б. П. Есипов утверждает, что «активная роль обучающихся в процессе обучения обуславливается развитием у них самостоятельности и инициативы в познавательной и практической деятельности» [2]. Для того, чтобы научить самостоятельности ученика, требуется организация индивидуальной работы. Индивидуальная работа может быть организована как на самом уроке, так и во внеурочное время. Индивидуальная работа обучающихся на уроке основывается на том, что ученику дается задание для самостоятельного выполнения, которое соответствует уровню его подготовки и учебным возможностям [1]. В основном, индивидуальную работу проводят на этапе актуализации знаний, на этапе первичного закрепления материала или на этапе контроля усвоения знаний. В качестве примера приведен фрагмент урока математики, направленного на активизацию познавательной деятельности через интерактивный тренажер, с применением ЭОР в 6 классе, представленный в таблице 1.

Таблица 1

Фрагмент индивидуальной работы на уроке

в 6 классе по теме «Единицы длины»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые УУД

Время

(мин)

Актуализация знаний

Организует работу детей в индивидуальной форме за компьютерами. В результате правильно решенного теста получится пазл, и дети узнают название самой маленькой птицы.

Решают тест.

Коммуникативные:

Формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: формирование мотивации к обучению.

Регулятивные: формирование умения прогнозировать результат и уровень усвоения.

Познавательные: формирование общего приема решения учебных задач.

6

К внеурочной форме индивидуальной работы относят процесс устранения «пробелов» у ученика по изучаемому предмету, а также это может быть и подготовка к усвоению нового программного материала. При организации индивидуальной работы такого плана, будет полезно использование электронных образовательных ресурсов. На сегодняшний день разработано множество групп ЭОР, различных по методическому содержанию, они представлены в таблице 2.

Таблица 2

Виды ЭОР по математике по методическому содержанию

Вид ЭОР

Описание

Обучающие

Сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения

Тренажеры

Предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала

Контролирующие

Предназначены для контроля или самоконтроля уровня овладения учебным материалом

Информационно-

поисковые

Сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации

Демонстрационные

Визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения

Имитационные

Представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик

Моделирующие

Позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения

Учебно-игровые

Предназначены для создания учебных ситуаций, деятельность обучаемых в которых реализуется в игровой форме

Вместе с тем, существуют веб-сервисы для конструирования и создания учебных материалов по предмету, такие как, Kahoot, Canva, Online Test Pad, LearningApps, Mindomo, Piktochart и др.

Сервис Kahoot позволяет создавать тесты, викторины, опросы с возможностью вставки в задания фотографии или видеофрагмента. Учитель регистрируется на сервисе и создает тесты, а ученики в сою очередь скачивают приложение на свои смартфоны или планшеты и получают от учителя персональные PIN – коды для входа в приложение. Причем, сам тест ученики видят на экране, а варианты ответов высвечиваются у них в смартфонах в виде геометрических фигур. Преимущество данного сервиса в том, что учитель может сразу оценить учеников, предварительно введя баллы за ответы на поставленные вопросы: за правильные ответы и за скорость.

Canva – сервис для создания дидактических материалов. После регистрации следует обучение, после которого можно приступить непосредственно к работе.

Online Test Pad – конструктор для создания тестов, кроссвордов, опросов. Преимущество сервиса в возможности сохранять или пользоваться уже существующими дидактическими заготовками.

LearningApps – сервис для создания интерактивных упражнений или приложений. На сайте представлено множество различных шаблонов для создания тестовых заданий, игр, кроссвордов, включающих возможность добавить изображения, аудио и видео.

Mindomo – сервис, для конструирования и визуализации информации посредством создания ментальных карт и диаграмм.

Piktochart – сервис, предназначенный для создания презентаций и инфографики. Преимущество программы в возможности создания анимаций.

Виды ЭОР, которые можно реализовать, в приведенных выше веб-сервисах, представлены в таблице 3.

Таблица 3

Виды ЭОР, реализуемые в веб-сервисах

Веб-сервис

Вид ЭОР

Kahoot

тренажеры, контролирующие

Canva

демонстрационные, обучающие, моделирующие

Online Test Pad

тренажеры, контролирующие

LearningApps

обучающие, тренажеры, учебно-игровые, демонстрационные

Mindomo

демонстрационные, обучающие, информационно-

поисковые

Piktochart

демонстрационные, обучающие, информационно-

поисковые

В сети Интернет на сегодняшний день функционирует большое количество разнообразных ЭОР, в том числе, сопровождающих процесс обучения математике, но следует учитывать, что компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Бекбоев, И. Б., Развитие навыков самостоятельной работы обучающихся на уроках математики [Текст] / И. Б. Бекбоев. – М.: Фрунзе, 1964. – 100 с.

Есипов, Б. П. Самостоятельная работа обучающихся на уроках [Текст] / Б. П. Есипов. – М.: Учпедгиз, 1961. – 239 с.

Осин, А. В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах [Текст] / А. В. Осин. – М.: Агентство «Социальный проект», 2007. – 28 с.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации». Дата обращения 01.11.2018 г.

Просмотров работы: 42