Главной особенностью системы современного образования является специфика его обеспечения, которая заключается в использовании информационных компьютерных технологий. В настоящее время одной из главных педагогических задач в обучении математики является повышение уровня заинтересованности ученика, так как проблема неуспевающих детей все так же актуальна. В связи с этим происходит преобразование методов преподавания, разрабатываются новые технологии, в том числе с использованием электронного обучения.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», термин «электронное обучение» определяется как «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [4]. Основу электронного обучения составляют электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Электронный образовательный ресурс – это учебный материал, представленный в электронной форме [3].
Электронные образовательные ресурсы способствуют развитию познавательного интереса и формированию мотивации к учению у школьников. Педагоги разрабатывают различные приемы подачи учебного материала с применением электронных образовательных ресурсов. Уроки с использованием электронных образовательных ресурсов – это один из вариантов инновационной деятельности учителя, они вносят в обучение такие инновационные качества, как комплексность, интерактивность, а также дают возможность полноценного обучения для всех обучающихся, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Во время организации учебной работы с применением ЭОР, учитель должен учесть следующие особенности:
кабинет должен быть технически оснащен;
наличие подключения к сети Интернет;
высокий уровень ИКТ-компетентности учителя;
владение ПК учащимися на уровне знаний базовых действий, осуществляемых при помощи компьютера.
Известный педагог Б. П. Есипов утверждает, что «активная роль обучающихся в процессе обучения обуславливается развитием у них самостоятельности и инициативы в познавательной и практической деятельности» [2]. Для того, чтобы научить самостоятельности ученика, требуется организация индивидуальной работы. Индивидуальная работа может быть организована как на самом уроке, так и во внеурочное время. Индивидуальная работа обучающихся на уроке основывается на том, что ученику дается задание для самостоятельного выполнения, которое соответствует уровню его подготовки и учебным возможностям [1]. В основном, индивидуальную работу проводят на этапе актуализации знаний, на этапе первичного закрепления материала или на этапе контроля усвоения знаний. В качестве примера приведен фрагмент урока математики, направленного на активизацию познавательной деятельности через интерактивный тренажер, с применением ЭОР в 6 классе, представленный в таблице 1.
Таблица 1
Фрагмент индивидуальной работы на уроке
в 6 классе по теме «Единицы длины»
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые УУД |
Время (мин) |
Актуализация знаний |
Организует работу детей в индивидуальной форме за компьютерами. В результате правильно решенного теста получится пазл, и дети узнают название самой маленькой птицы. |
Решают тест. |
Коммуникативные: Формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: формирование мотивации к обучению. Регулятивные: формирование умения прогнозировать результат и уровень усвоения. Познавательные: формирование общего приема решения учебных задач. |
6 |
К внеурочной форме индивидуальной работы относят процесс устранения «пробелов» у ученика по изучаемому предмету, а также это может быть и подготовка к усвоению нового программного материала. При организации индивидуальной работы такого плана, будет полезно использование электронных образовательных ресурсов. На сегодняшний день разработано множество групп ЭОР, различных по методическому содержанию, они представлены в таблице 2.
Таблица 2
Виды ЭОР по математике по методическому содержанию
Вид ЭОР |
Описание |
Обучающие |
Сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения |
Тренажеры |
Предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала |
Контролирующие |
Предназначены для контроля или самоконтроля уровня овладения учебным материалом |
Информационно- поисковые |
Сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации |
Демонстрационные |
Визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения |
Имитационные |
Представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик |
Моделирующие |
Позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения |
Учебно-игровые |
Предназначены для создания учебных ситуаций, деятельность обучаемых в которых реализуется в игровой форме |
Вместе с тем, существуют веб-сервисы для конструирования и создания учебных материалов по предмету, такие как, Kahoot, Canva, Online Test Pad, LearningApps, Mindomo, Piktochart и др.
Сервис Kahoot позволяет создавать тесты, викторины, опросы с возможностью вставки в задания фотографии или видеофрагмента. Учитель регистрируется на сервисе и создает тесты, а ученики в сою очередь скачивают приложение на свои смартфоны или планшеты и получают от учителя персональные PIN – коды для входа в приложение. Причем, сам тест ученики видят на экране, а варианты ответов высвечиваются у них в смартфонах в виде геометрических фигур. Преимущество данного сервиса в том, что учитель может сразу оценить учеников, предварительно введя баллы за ответы на поставленные вопросы: за правильные ответы и за скорость.
Canva – сервис для создания дидактических материалов. После регистрации следует обучение, после которого можно приступить непосредственно к работе.
Online Test Pad – конструктор для создания тестов, кроссвордов, опросов. Преимущество сервиса в возможности сохранять или пользоваться уже существующими дидактическими заготовками.
LearningApps – сервис для создания интерактивных упражнений или приложений. На сайте представлено множество различных шаблонов для создания тестовых заданий, игр, кроссвордов, включающих возможность добавить изображения, аудио и видео.
Mindomo – сервис, для конструирования и визуализации информации посредством создания ментальных карт и диаграмм.
Piktochart – сервис, предназначенный для создания презентаций и инфографики. Преимущество программы в возможности создания анимаций.
Виды ЭОР, которые можно реализовать, в приведенных выше веб-сервисах, представлены в таблице 3.
Таблица 3
Виды ЭОР, реализуемые в веб-сервисах
Веб-сервис |
Вид ЭОР |
Kahoot |
тренажеры, контролирующие |
Canva |
демонстрационные, обучающие, моделирующие |
Online Test Pad |
тренажеры, контролирующие |
LearningApps |
обучающие, тренажеры, учебно-игровые, демонстрационные |
Mindomo |
демонстрационные, обучающие, информационно- поисковые |
Piktochart |
демонстрационные, обучающие, информационно- поисковые |
В сети Интернет на сегодняшний день функционирует большое количество разнообразных ЭОР, в том числе, сопровождающих процесс обучения математике, но следует учитывать, что компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Бекбоев, И. Б., Развитие навыков самостоятельной работы обучающихся на уроках математики [Текст] / И. Б. Бекбоев. – М.: Фрунзе, 1964. – 100 с.
Есипов, Б. П. Самостоятельная работа обучающихся на уроках [Текст] / Б. П. Есипов. – М.: Учпедгиз, 1961. – 239 с.
Осин, А. В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах [Текст] / А. В. Осин. – М.: Агентство «Социальный проект», 2007. – 28 с.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации». Дата обращения 01.11.2018 г.