Тема урока: Параллельный перенос.
Цель урока (для учителя): познакомить учащихся с параллельным переносом, доказать, что параллельный перенос есть движение. Показать применение параллельного переноса при решении задач.
Задачи урока:
Образовательные:
показать примеры задач на параллельный перенос;
формировать у учащихся навыки решения задач на параллельный перенос.
Развивающие:
продолжить развитие логического мышления, умения анализировать задачи.
Воспитательные:
расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов;
продолжить воспитывать самостоятельность.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать определение параллельного переноса;
знать, что параллельный перенос это один из видов движения;
знать, что при параллельном переносе любая фигура переходит в равную ей фигуру.
Метапредметные:
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры.
Личностные:
развитие логического мышления, культуры речи.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование урока для учителя: компьютер, интерактивная доска, проектор, мел, меловая доска, презентация, карточки для оценки деятельности учеников на уроке.
План урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты этапа урока |
Планируемые затраты времени |
1. Организационный момент. |
Приветствует учащихся. |
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. |
Регулятивные: прогнозирование своей деятельности. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. |
1 минута. |
2. Актуализация знаний. |
Задает наводящие вопросы, чтобы подготовить детей к изучению новой темы: 1. Какие прямые называются параллельными? (Прямые называются параллельными, если они лежат в одной плоскости и не пересекаются) 2. Признаки параллелограмма? (Параллелограммом является такой четырехугольник, у которого две стороны равны и параллельны.. Параллелограммом является такой четырехугольник, у которого противоположные стороны равны. Параллелограммом является такой четырехугольник, у которого противоположные углы равны. Параллелограммом является такой четырехугольник, у которого диагонали разделены точкой пересечения пополам). 3. Свойства сторон параллелограмма? (Противолежащие стороны равны). 4. Дать определение вектора. (Вектор – это отрезок, для которого указана, какая из его граничных точек считается началом, а какая концом). 5. Какие векторы называются равными? (Векторы называются равными, если они сонаправлены и их длины равны). 6. Дать определение понятию «движение». (Движением в геометрии называется отображение, сохраняющее расстояние). 7. Есть ли какие-то предположения, относительно новой темы урока? В случае затруднения при определении темы, детям будет предложен ребус на слайде в презентации. Просит определить цель и задачи урока. |
Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. Решают ребус. Вместе с учителем определяют цель и задачи урока. |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Умение обосновать свою точку зрения. Регулятивные: постановка цели учебной задачи. |
2 минуты. |
3. «Открытие» нового знания. |
Просит записать определение параллельного переноса в тетради, данное на слайде. Показывает слайды, поясняет содержание материала: параллельный перенос определяет вектор, по которому совершается перенос; чтобы совершить параллельный перенос, нужно знать направление и расстояние, что означает задать вектор; чтобы при параллельном переносе построить изображение многоугольника, достаточно построить изображения вершин этого многоугольника; параллельный перенос используется для конструирования графиков функций; на рисунке изображена парабола и два результата параллельного переноса; и в повседневной жизни тоже можно использовать преобразование «Параллельный перенос». Задает вопрос: «Как вы думаете, является ли параллельный перенос движением?». Выслушивает мнения учеников. Открывает следующий слайд, поясняет его: Теорема. Параллельный перенос есть движение. То есть отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние. Доказывает теорему вместе с учениками у доски, задавая вопросы: «Что можно сказать о четырехугольнике MM1NN1? Сохранилось ли расстояние между точками M и N? Можно ли утверждать, что параллельный перенос есть движение?» Оформление доски: Рассказывает свойства параллельного переноса: Предлагает совместно решить задачу из учебника № 1162. |
Записывают определение параллельного переноса. Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы. Вместе с учителем доказывают теорему. Приходят к выводу о том, что параллельный перенос есть движение, т. к. сохраняет расстояние. Совместно с учителем решают задачу. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
20 минут. |
4. Первичное закрепление изученного материала. |
Предлагает решить номер из учебника №1165 самостоятельно и по окончанию решения задачи сверить ответ. Ответ представлен на слайде: |
Решают задачу самостоятельно, сравнивают ответ с ответом, предоставленным учителем. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения. |
5 минут. |
5. Этап рефлексии. |
Просит учеников заполнить карточки для оценки своей деятельности на уроке (Приложение 1). |
Оценивают свою деятельность на уроке, заполняют карточки. |
Регулятивные: умение адекватно оценивать свои знания. |
3 минуты. |
6. Домашнее задание. |
Пункт 20, № 1163. |
Записывают домашнее задание в дневник. |
2 минуты. |
Приложение 1
Оцени свою работу на уроке
Сегодня на уроке я узнал(а)_____________________________
Сегодня на уроке я научился(лась)________________________
Самым неожиданным для меня сегодня стало_______________
Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше________________
Осталось непонятным_____________________________________