Поэзия миннезингеров. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Поэзия миннезингеров.

Кутырева О.Н. 1, Косован О.Л. 1
1Влгу
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной работе рассмотрено искусство немецких и австрийских средневековых поэтов-музыкантов, преимущественно из рыцарского сословия. Объектом исследования является куртуазная лирика трубадуров и труверов. Предметом же исследования является творчество их последователей - миннезингеров.

Постепенно распространяясь по городам Европы, куртуазная лирика трубадуров достигла немецких земель и нашла там верных продолжателей – миннезингеров, которые в основном принадлежали рыцарскому сословию. В буквальном переводе миннезанг означает любовная песня, но в широком смысле миннезанг объединяет несколько лирических жанров: светскую рыцарскую поэзию, а также политическую и социально-поучительную поэзию шпильманов, и более позднюю сельскую куртуазную поэзию. Миннезингеры сочиняли песни для господского развлечения, воспевали, как правило, свою госпожу, причем в более сдержанной и официальной форме, чем трубадуры. Они - влюбленные скорее по этикету, а не по велению сердца. Немецкая рыцарская поэзия проповедовала строгую мораль и основывалась на умозрении, во многих произведениях присутствовал религиозный оттенок.

Первые всходы миннезанга возникли в прирейнских областях, в Швейцарии, в Австрии и Баварии. Своеобразные песенники, манускрипты XIII, XIV вв., из которых особенно известны Манесский кодекс и Вейнгартенский кодекс, свидетельствуют о раскрепощенном, глубоко светском характере миннезанга, об умении средневековых миниатюристов радоваться жизни. Миниатюры изображают их на охоте, за кубком вина, наедине с возлюбленной, на турнире, в поэтическом одиночестве и т.д.

Считается, что главный мотив миннезанга восходит к народной песне. Наряду с куртуазной лирикой, в немецких землях продолжала свою активную жизнь народная песня, поэзия, создаваемая бродячими певцами.

Ритмико-структурной основой миннезанга является строфическая песня, состоящая из одной или нескольких одинаковых строф. Выделяли такие актуальные разновидности песен как плясовая, утренняя, любовная, женская и песня о крестовом походе. Вместе с тем в стихах использовались как монологическая, так и диалогическая формы изложения. Важнейшими жанрами собственно миннезанга считаются шпрухи - стихотворения с поучительной концовкой, лейты - песни, содержащие одну строфу или написанные по типу стансов, и лейхи - песни более сложного содержания, построенные в виде ряда строф с рифмой, более искусной, нежели в песне.

В конце XII в., когда начался усиливаться культурный обмен во всей Европе, творчество трубадуров стало в еще большей степени влиять на миннезанг. Это воздействие было настолько велико, что появлялись прямые переводы произведений на немецкий язык. Период подражания и переводов миннезингеры преодолели достаточно быстро.

Вальтер фон дер Фогельвейде являлся истинным немецким гением и поэтом в конце XII столетия. Вальтер, будучи патриотом, не мог закрыть глаза на страшную смуту, которая охватила Германию. Только он нашел в себе силы поведать о ней в своих песнях, нарушая тем самым куртуазные каноны. Его стихи были понятны всем сословиям. Именно в них Вальтер употребил впервые понятие «немецкая нация».

Поэт боялся, что властители в слепой борьбе за власть отвергнут идею единого немецкого государства, которое возглавляет император, а католическая церковь постарается усилить и закрепить разобщенность немецких народов, рассеянных на больших пространствах Западной и Средней Европы.

Вальтер фон дер Фогельвейде сочинял также и мирные песни, в которых выступал против папства как главной политической силы. В своем творчестве Фогельвейде использовал все жанры и виды поэзии, присущие лишь гениальным мастерам.

Со временем миннезанг стал клониться к закату. Это начало происходить во второй половине XIII века. Искусство миннезингеров исчезало и на смену ему приходил так называемый деревенский миннезанг, где словами высокой лирики описывались сельские будни: драки, попойки и т.п. Да и времена рыцарей растворялись в прошлом. Миннезанг становился искусством вчерашнего дня, вместо него возник мейстерзанг - поэзия и песня городского люда.

Во французской средневековой литературе говорится о взаимовлиянии и взаимодействии рыцарской и городской культуры, а в немецкой существовало их осознанное последовательное противостояние, выражающееся не только в отстаивании своих идеалов, но в прямом и жестоком пародировании ведущих жанров куртуазной литературы: и лирики, и романа.

Список литературы.

1. В. Н. Распопин: Европейское средневековье. Лекции по истории зарубежной литературы. – Новосибирск: изд. Рассвет, 1998 г.;

2. К.А. Иванов: Трубадуры, труверы, миннезингеры. - СПб: изд. Петербургский учебный магазин, 1901 г.

Просмотров работы: 93