ВОСПИТАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ВОСПИТАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Колосовский  В.В. 1
1ГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный аграрный университет Санкт-Петербург
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный человек занимается разысканием информации на протяжении всей своей жизни. Количество информации, доступной в электронном виде, растет в геометрической прогрессии, поисковые системы индексируют и предоставляют пользователям весь массив электронных документов в ответ на запрос. Для нынешнего студента обязательным является обучение основам информационной культуры, т.е. умение работать с информацией, включающее осуществление ее поиска и использование для эффективного выполнения профессиональных задач, что, кстати, входит в общие компетенции, которые необходимо развить у учащегося. В этом случае развиваемая общая компетенция усиливает профессиональные компетенции.

Перед студентом или аспирантом, начинающим работать над темой стоит задача исследовать информационные ресурсы, отобрать и предоставить руководителю те из них, которые отвечают требованиям научности, достоверности и авторитетности. Чтобы найти нужные документы или факты обязательно освоить умение выстраивать логику поиска, т.е. правильно, на языке поисковой системы сформулировать запрос к ней, а так же стремиться к тому, чтобы результаты поиска были полными и точными.

В процессе изучения темы курсовой или дипломной работы и дальнейшей работы над ней, студент решает задачи по поиску необходимой информации. Поисковые системы, которыми привыкли пользоваться студенты, обычно, предоставляют поиск в одной строке, и в эту строку вводится полностью весь запрос, например название курсовой или дипломной работы. Результатом таких действий является избыточная или заведомо ненужная информация. Сейчас все поисковые системы упрощают бланки запросов, в результате достаточно большой объем релевантной информации уходит из поля зрения ищущего.

Умение выстраивать стратегию поиска, оценивать найденные источники информации, знание наиболее авторитетных центров и ресурсов нужно формировать. Общая методика организации поиска уточняется при изучении информационных ресурсов по исследуемой теме, в ходе работы над которой обучаемые получают представление о том, при помощи каких источников можно найти необходимую студенту или аспиранту информацию, информационные ресурсы каких центров-производителей информации наиболее релевантны (соответствуют) запрашиваемым данным. В результате вырабатываются навыки выявления и использования сведений о центрах-создателях и их основных изданиях и умение оценивать информационные ресурсы с точки зрения их использования для дальнейшей работы.

Поиск при помощи Google очень прост, поэтому пользуется большой популярностью у студентов.[2] Все термины запроса по умолчанию объединяются условием И (AND), то есть результат содержит документы в которых присутствуют все введённые ключевые слова. Чтобы найти точное соответствие фразы - нужно использовать кавычки. Например «Агропромышленный комплекс Северо-Западного региона РФ» даёт конечное количество результатов - три. (рис. 1)

Рис. 1

Если ту же фразу ввести без кавычек результатов будет примерно 268 000. (рис. 2)

Рис. 2

В Гугле есть много возможностей конкретизировать запрос, например, поставить фильтр «за последний год» или «за последний месяц», что важно при разыскании новейшей литературы по теме.

Следует обращать внимание студентов на то, что Гугл отдельно индексирует сайты учебных заведений, что позволяет находить специализированную научную литературу, в том числе научные публикации, авторефераты диссертаций, статьи и ссылки на них. Этот поиск называется Академия Google и позволяет вести поиск надёжных и проверенных научных источников информации.

Например, в ответ на запрос «аккумуляторные батареи», Академия Google дает 682 результата.(рис. 3)

Рис. 3.

Если осуществлять обычный поиск результатов будет 3 230 000.(рис. 4)

Рассказывая о преимуществах Яндекса, внимание студентов обращается на то, что он приспособлен для формирования запросов на естественном русском языке. Ещё одним достоинством Яндекса является модуль распределения результатов поиска. Система анализирует местоположение и количество повторений искомого термина на сайте и делает анализ внешних ссылок на страницу. Во время формирования ответа происходит группировка найденных страниц и показывается один документ с сервера, который, по оценке Яндекса, лучше соответствует запросу, а в ссылке указывается общее число документов с сервера, содержащих заданный в запросе термин. Яндекс показывает найденные термины в окружающем словарном контексте, что позволяет сразу установить степень соответствия найденного документа информационной потребности.

Рис. 4

В дальнейшем, процессе обучения отрабатываются связи между различными компонентами поиска информации, а также умения, дающие возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями. В качестве изучаемых и рекомендуемых к ознакомлению информационных ресурсов нами рассматриваются ресурсы, связанные с аграрной деятельностью, административно-управленческие порталы, правовые ресурсы, персональные сайты ученых работающих в конкретной предметной области, различные электронные библиотеки и т.п. Знакомство с этими ресурсами сопровождается их оценкой: краткая характеристика ресурса (та же аннотация), удобство поиска и выгрузки результатов, возможность сохранения полного текста документа и форматы его представления. Важную часть работы по формированию общих компетенций составляет знакомство студентов с библиографическими ресурсами и электронными каталогами крупнейших библиотек, информацию из которых можно использовать для составления списка литературы к работе.

Особое внимание при разыскании литературы для написания курсовой или дипломной работы необходимо уделить особенностям тематического поиска. В этом случае оценивается количество полных текстов по теме, релевантность результата поиска, местоположение востребованного ресурса в результатах поиска, наличие режимов поиска, языка запросов, возможность сгруппировать информацию, представленную на конкретном портале, присутствие справочной системы и инструкции по организации поискового запроса. [1]

Практическая реализация полученных знаний в ходе работы над темой диплома (курсовой работы) позволяет сформировать профессиональные навыки, повысить заинтересованность обучаемого в положительном результате работы. Умение разыскать нужную информацию является комплексным показателем профессиональной компетентности студента и его готовности к практической работе по специальности.

Литература:

Беркутова Л. С. Создание собственного информационного продукта (дайджеста прессы) как показатель профессиональной компетентности студента / Беркутова Л. С., Колосовский В.В. Библиотеки и информ. ресурсы в совр. мире науки, культуры, образования и бизнеса: Тр. 22 Междунар. конф. "Крым 2015" (Судак, 6-14 июня 2015 г.): [Электрон. ресурс] / ГПНТБ.- М., 2015.- 1 СD-диск, 12 см.

Татарников О. Вавилонское столпотворение в Интернете / Олег Татарников [сайт]. – КомпьютерПресс. – Режим доступа: http://compress.ru/Article.aspx?id=9909.

Просмотров работы: 5