Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности.
В минувшем столетии образование из частного, семейного превратилось в первейшее общественное и государственное дело с быстрыми темпами роста подготовки специалистов: с 13 млн. человек в 1960 г., до 33 млн. – в настоящее время. В России практически ликвидирована неграмотность и создана разветвленная сеть учебных заведений.
В данной статье освещены наиболее актуальные проблемы современной педагогической науки и практики. Цель работы рассмотреть проблему разработки и внедрения новых педагогических технологий в школьный образовательный процесс в разрезе преподавания экономики.
Экономическое образование школьников. Обязательный минимум содержания образовательных программ по экономике в средней школе
Изучение экономики в школе направлено на достижение следующих целей:
— освоение системы знаний, опирающихся на основы экономической науки, о структуре и логике функционирования экономики, об экономическом поведении людей, системе ценностей свободного и ответственного выбора, необходимых для взаимодействия с социальной средой и для подготовки к изучению социально-экономических и гуманитарных дисциплин в будущем;
— ознакомление со способами познавательной, коммуникативной и практической деятельности в условиях рыночной экономики, необходимыми для участия в экономической жизни общества и государства;
— овладение умением применять полученные знания для решения типичных познавательных и практических экономических задач и осваивать социальные роли потребителя, работника, собственника;
— развитие социального кругозора личности в подростковом возрасте, интереса к изучению дисциплин социально-экономического цикла; способности к личному самоопределению и самореализации;
— воспитание приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, экономического образа мышления, социальной ответственности;
Приобретение компетентности:
в сфере гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений — освоение на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей, наиболее важных в экономической деятельности (потребителя, работника, собственника);
в сфере познавательной деятельности — распознавание на основе полученных знаний различных экономических явлений и их взаимосвязи;
в сфере трудовой деятельности — раскрытие сравнительных выгод и трудностей предпринимательской деятельности и работы по найму, понимание закономерностей рынка труда, причин и форм безработицы;
в сфере массовой коммуникации — развитие у учащихся способности рассматривать события с экономической точки зрения с использованием отдельных приемов.экономического анализа, критически осмысливать экономическую информацию, содержащуюся в средствах массовой информации, и вырабатывать собственное аргументированное мнение.
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования:
Ценностные ориентиры: Свобода выбора. Ответственность за последствия выбора. Уважение права собственности независимо от ее форм. Труд. Законопослушность в сфере экономической деятельности.
Знания: Экономическая сфера жизни общества. Товары и услуги. Ограниченность ресурсов. Выбор и альтернативная стоимость. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Экономические системы. Собственность. Обмен, формы торговли. Потребитель и реклама. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Эластичность спроса. Деньги. Инфляция. Банки и их операции. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Семейный бюджет. Реальные и номинальные доходы семьи. Неравенство доходов. Экономические меры социальной поддержки. Формы сбережений населения: банковские вклады, ценные бумаги, наличная валюта. Выбор между надежностью и доходностью сбережений. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Предпринимательство. Затраты, выручка, прибыль. Основные формы организации производства. Акции и другие ценные бумаги. Фондовый рынок (биржа). Рынок труда.
Способы деятельности Соотнесение доходов и расходов семейного бюджета. Выбор лучшего способа размещения сбережений. Выполнение простейших расчетных задач с экономическим содержанием.
Опыт: Опыт экономической деятельности в пределах дееспособности подростка. Опыт рационального поведения в качестве потребителя, члена семьи, собственника ресурсов. Опыт оценки своего поведения с точки зрения его экономической эффективности.
Требования к уровню подготовки выпускников школы — ученик должен:
Знать и понимать:
— виды экономических систем, формы организации производства; основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета, возможные виды сбережений, основные налоги, уплачиваемые гражданами, формы государственной поддержки безработных и малоимущих.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
— приводить примеры: элементов традиционной, централизованной (командной) и рыночной систем в смешанной экономике, разделения труда, действия рыночного механизма, различных видов рынков;
— описывать: экономическую сферу жизни общества, экономические системы, рациональное поведение потребителя и роль рекламы, рациональное поведение человека, размещающего свои сбережения, действие рыночного механизма, роль конкуренции, деятельность предпринимателя, роль государства в рыночной экономике, формы заработной платы и стимулирования труда;
— объяснять; происхождение денег, взаимовыгодность добровольного обмена, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму.
— Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
— вычислять на условных примерах: доход от банковских вкладов, доход от ценных бумаг, валовой и чистой прибыли, индивидуальный подоходный налог, величину страхового взноса.
Заключение
На современном этапе эффективность образовательного процесса в значительной мере определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией технологий обучения.
Выбор той или иной технологии обучения диктуется целым рядом соображений, которые не могут быть одинаковыми в разных учебных заведениях и в использовании разными учителями в разных учебных условиях. Проектирование и выбор технологий определяется следующими факторами: содержанием учебной дисциплины, средствами обучения, оснащенность учебного процесса, составом обучающихся и уровнем профессионально-педагогической культуры учителей.
Разработка и внедрение в учебный процесс современных технологий обучения предполагает профессиональную переподготовку самих учителей и решение трех основных задач:
— формирование нового стиля управления, новой личностной позиции и новых смыслов организации учебно-воспитательного процесса;
— формирование нового типа аналитического и вместе с тем проектно-конструктивного мышления, помогающего нарисовать картину учебно-воспитательного процесса в динамике его переменных;
— формирование нового диалогического стиля коммуникативной и интеллектуальной деятельности, новых способов межличностных взаимодействий, направленных на совместное построение проектов и программ, которые обеспечат функционирование и взаимосвязь всех компонентов учебно-воспитательного процесса.
Чем дальше продвигается общество по пути демократизации, тем больше изменений происходит в отношениях между людьми, следовательно и в отношениях «учитель – ученик». Это означает в свою очередь, что необходимы изменения в методах обучения и воспитания, в способах управления образовательным процессом. По мере демократического развития общества должны происходить изменения и в технологиях обучения. Поэтому в образовании демократического общества кроме содержания образования ведущую роль также играют технологии обучения, имеющие своей целью:
— актуализацию содержания и методов обучения за счет активного использования в учебном процессе результатов и технологий творческого поиска, повышения на этой основе эффективности самостоятельной творческой работы учащихся;
— внедрение в учебный процесс современных интеллектуальных технологий, предусматривающих формирование знаний с целью получения нового интеллектуального продукт;
— создание комфортной психологической среды обучения, обеспечивающей академические свободы учителю и ученику в выборе форм и методов обучения, создание условий стимулирования интенсивной работы учащихся;
— развитие новых информационных технологий образования и дистанционной формы обучения, благодаря которым у учащихся появляется возможность широкого общения со сверстниками из других школ разных регионов нашей страны и всего мира.
Образование как одна из отраслей хозяйства страны входит в рынок, живет по его законам. Школа – первичное звено системы образования, поэтому в новых условиях основная задача педагогов – используя весь богатейший опыт, накопленный педагогической наукой, давать ученикам определенную сумму знаний не только по той или иной специальности, но и знаний по экономике, умений их использовать на практике, мыслить экономическими категориями и соответствующим образом вести себя в жизни, в трудовой деятельности.
Список используемой литературы
1. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А. Современная экономика. Программа и сборник учебных материалов. -М.,: Наталис, 1998. – 56 с.
2. Хейне Пол Экономический образ мышления.-Пер. с англ. Издание второе, стереотипное. -М.: Изд-во “Дело” при участии Изд-ва “Catallaxy”, 1993.
3. Сборник задач по экономической теории: микро и макроэкономике Киров: Кировская областная типография, 1994.-182 с.
4. Материалысеминара “Training of Trainers” 1997-1998 гг., Copyright 1996 – National Council on Economic Education, New York, NY.