Особенности понятийного мышления детей младшего школьного возраста, обучающихся с использованием электронных образовательных ресурсов - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Особенности понятийного мышления детей младшего школьного возраста, обучающихся с использованием электронных образовательных ресурсов

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Разработка данной темы актуальна, во-первых, потому, что исследуется понятийное мышление у детей младшего школьного возраста, что является непреходящей проблемой и постоянно получает новые аспекты научной и практической значимости в связи с изменениями среды, в которой протекает образовательная деятельность школьников [1, 8]. Во-вторых, в данном исследовании соединяется процесс изучения формирования когнитивной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов. Подчеркнем, что под влиянием научно-технического прогресса все учебные заведения, в том числе и школы, включают в обучение детей уже не только книжные печатные пособия но и электронные, и здесь очень важную роль играет фактор того, чтобы по максимуму извлечь выгоду из электронных носителей и облегчить жизнь школьникам, в особенности, сформировать у них понятийное мышление с использованием электронных образовательных ресурсов [7].

Анализ литературы показывает [7], что данная тема изучена далеко не полностью, поскольку хронология обучения детей младшего школьного возраста с помощью учебников и литературных пособий намного длительнее, чем при помощи электронных образовательных ресурсов. В результате, исследований, посвященных особенностям формирования понятийного мышления у детей с помощью электронных гаджетов, ещё крайне мало. При этом невозможно предвидеть и отследить у всех детей, как влияют эти электронные ресурсы на них и влияют ли они положительно, при этом не нанося ущерба психике и развитию других когнитивных процессов.

Особое место в исследованиях, посвященных развитию мышления, принадлежит изучению процесса формирования понятий. Оно представляет собой высший уровень сформированности речевого мышления человека, а также и высший уровень функционирования как речи, так и мышления, если их рассматривать в отдельности.

С рождения ребенку не даны понятия, и этот факт в современной психологии считается общепризнанным. Как же формируются и развиваются понятия? Данный процесс представляет собой усвоение человеком того содержания, которое заложено в понятии. Развитие понятия состоит в изменении его объема и содержания, в расширении и углублении сферы применения данного понятия.

Образование понятий – результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Образование понятий у индивида своими корнями уходит в глубокое детство. Лев Семёнович Выготский (1896-1934) был одним из первых, основоположников, ученых психологов, кто детально исследовал этот процесс. Он экспериментально установил ряд ступеней и этапов, через которые проходит образование понятий у детей [2].

Углубленное рассмотрение понятий, которые маркируют эмоциональный опыт ребенка, представлено в исследованиях сотрудников кафедры общей психологии и конфликтологии УрГПУ [3, 4]. На примере обширных экспериментальных данных удалось усыновить не только содержание понятий, репрезентирующих формирование эмоциональной осведомленности детей младшего школьного возраста [5], но и определить возрастные нормативы, отражающие уровень сформированности данного слоя активной лексики ребенка [6]. Представленные результаты позволяют проследить, как влияет коммуникативный опыт ребенка на формирование его представлений об эмотивах-номинативах, иллюстрируя базовый механизм интериоризации понятий, описанный еще Л.С. Выгостким [2].

В нашем экспериментальном исследовании приняли участие 47 детей 9-10 лет: 22 ребенка — учащиеся 3а класса, обучающиеся без использования гаджетов, 25 детей — учащиеся 3Б класса, обучающиеся с использованием гаджетов. В данном сообщении представлены результаты изучения интуитивного понятийного мышления и понятийного логического мышления.

Рассмотрим результаты учащихся 3А класса – обучающихся без использования электронных ресурсов (S2 – задание на определение интуитивного понятийного мышления; S3 – задание на определение понятийного логического мышления).

Рисунок 1 — Результаты диагностики Интуитивного понятийного мышления и Понятийного логического мышления в 3А классе, в баллах.

Как видно из данных рис.1., не у всех детей представлены показатели интуитивного понятийного мышления, при этом его показатели более ровные, чем у логического понятийного, диапазон колебания которого весьма разнообразен.

Рассмотрим результаты учащихся 3Б класса – обучающихся сиспользованием электронных ресурсов (S2 – задание на определение интуитивного понятийного мышления; S3 – задание на определение понятийного логического мышления):

Рисунок 2 — Результаты диагностики Интуитивного понятийного мышления и Понятийного логического мышления в 3Б классе, в баллах.

Как видно из данных рис.2, в 3Б классе наблюдается аналогичная картина: Интуитивное понятийное мышление достаточно равномерно представлено у учащихся, а понятийное логическое дает значительный разброс.

С помощью t-критерия Стьюдента был был проведён сравнительный анализ показателей двух классов по каждому из исследованных показателей.

Результаты сравнительной таблицы двух классов:

Интуитивное понятийное мышление

-0,37

Логическое понятийное мышление

1,347

Как видно из данных таблицы, различия не достигают критического значения и некоторое преобладание показателей понятийного логического мышления у детей, которые обучаются без гаджетов, не достигает уровня критической значимости.

Таким разом, мы изучали влияние электронных образовательных ресурсов на понятийное мышление детей младшего школьного возраста. при сравнении двух классов 3А и 3Б было выявлено, что гаджеты незначительно больше сказались на результатах выполнения задания, направленного на выявление интуитивного понятийного мышления у детей (S2). Также было выявлено, что при этом школьники, которые проходили задания с гаджетами, показали меньшие результаты при выявлении понятийного логического мышления, чем у класса, который не пользовался гаджетами, при том условии что в 3Б классе 25 человек и этот класс использовал электронные ресурсы, когда в 3А классе всего 22 человека, но результаты по понятийному логическому мышлению у 3А класса лучше чем у 3Б класса, который использовал электронные образовательные ресурсы.

В исследования было выявлено как электронные образовательные ресурсы влияют на понятийное мышление детей младшего школьного возраста (в частности интуитивное понятийное мышление и понятийное логическое мышление), как гаджеты помогают при выполнении заданий и как показали результаты исследования интуитивное понятийное мышление работает и развивается лучше при использовании электронных ресурсов, а вот показатели понятийного логического мышления оказались выше у детей, которые не использовали электронные ресурсы при прохождении заданий.

Таким образом можно сделать выводы, что понятийное мышление детей младшего школьного возраста с использованием электронных образовательных ресурсов изучено мало и будущим авторам ещё предстоит разобраться в данном вопросе.

Список литературы:

Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. (переизданное пособие) - М., 2012.

Выготский Л.С. «Мышление и речь». - 5-е изд., испр. - М.: Лабиринт, 2009.

Иванова Е.С. Вербализация эмоций и восприятие лицевой экспрессии учащимися начальной школы // Дискуссия, 2014, №1 (42). С. 124-130.

Иванова Е.С. Вербализация эмоций: возрастные и гендерныеразличия. // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2011, №4 (95). С. 180 -188.

Иванова Е.С. Визуальные и вербальные знаки эмоций у детей 7-8 лет // Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры: Материалы XII Международных чтений памяти Л.С. Выготского, Москва, 14-17 ноября 2011 г. / Под. ред. В.Т. Кудрявцева (отв. ред.). Рос. гос. гуманит. ун-т. Ин-т. псих. им. Л.С. Выготского. М., 2011. С. 296-300 .

Иванова Е.С. Возрастные нормативы объема и содержания активного словаря эмоций младших школьников. // В мире научных открытий: Материалы II Межд. yаучно-практ. конф. / Под ред. С.П. Акутиной. – М.: Изд-во «Спутник+», 2012. – С. 170-173.

Иванова Е.С. Репрезентации базовых эмоций в активных словарях носителей языка. // Актуальные вопросы филологии, искусствоведения и культурологи. Международная научно-практическая конференция 12 сентября 2011г. Новосибирск: НП «Сибирская ассоциация консультантов», 2011. С. 37-41.

Керделлан К., Грезийон Г. Дети процессора. Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых . Пер. с фр. А. Лущанова. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 272 с. 
Серия «Психология детства: Современный взгляд».

Лосский Н.О. О детском мышлении // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. 

Просмотров работы: 27