СТАНОВЛЕНИЕ ПОДРОСТКА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СТАНОВЛЕНИЕ ПОДРОСТКА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Лисицына Н.Ю. 1
1ЧГПУ им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Подростковый возраст как психолого-педагогический феномен был и остается одним из притягательных для исследования этапов созревания личности.

Богатство и противоречивость его сложной природы постоянно выступают источником прирастания научных знаний о сущности и характеристике подросткового взросления. Весьма интересным является изучение становления подростка, имеющего нарушения или ограничения в естественном процессе развития.

Реабилитируя такого подростка, т.е. восстанавливая его способности, необходимо понять, какое звено возрастной особости поможет не только воссоздать утраченное, но и обеспечить поступательное и устойчивое личностное развитие.

С педагогической точки зрения для подросткового возраста непреходящее значение имеет социальная депривация, т.е. лишение, ограничение или разрыв социальных взаимодействий и отношений. Это связано с тем, что в подростковом возрасте новообразования зависят, прежде всего, от усложнения общественных контактов и взаимоотношений, от качества общения, уровня социальной идентификации, изменения внутригрупповых позиций. В целом социальная депривация приводит к неспособности к благополучию.

Актуальность педагогического решения проблемы заключается в том, чтобы выявить единство методологического, теоретического и технологического компонентов процесса реабилитации, возвращающего особого подростка в общий процесс образования, воспитания и саморазвития.

В определении теоретических подходов обратимся, прежде всего, к идеям личностноориентированной (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская) и социокультурной (Л.С. Выготский, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн) концепций. Индивидуально-личностные теории утверждают, по крайней мере, два принципиально важных для нас тезиса: 1) развитие ребенка, в том числе и подростка, с ограничениями имеет те же тенденции, подчиняется тем же закономерностям, что и развитие других детей; 2) каждая личность уникальна и неповторима, следовательно, каждый подросток с ограничениями и нарушениями имеет индивидуальную качественную характеристику.

Социокультурный подход устанавливает зависимость личностного и возрастного становления от социального контекста ситуации развития, рассматривает возраст как социальное явление. В отношении подростков с особыми обстоятельствами дифференцируются первичные и вторичные отклонения в развитии. При разной первичной причине многие вторичные отклонения имеют сходные проявления. Они, как правило, носят системный характер, существенно меняют структуру психики и искажают личностное развитие.

В психологии известно, что примерно до девяти лет ребенок воспринимает действительность реалистически, он не задумывается над тем, что эта действительность могла бы быть другой, а поэтому и не оценивает ее в полном объеме. По мнению психологов, исключение составляют лишь наиболее одаренные, критические и чувствительные дети. Подростки начинают остро и подчас даже болезненно воспринимать свое отличие от других людей. Педагогические исследования также указывают на подростковый возраст как наиболее сложный в организации восстановительных процессов. В литературе описаны успешные реабилитационные программы в основном для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Исследователи и практики реабилитации воспитанников детских домов, центров для детей с ограничениями в здоровье приходят к неутешительным выводам о том, что в подростковом возрасте рушатся даже те достижения, к которым подошел ребенок с ограничениями на более ранних возрастных этапах. Подростки с ограничениями в здоровье, в отличие от младших школьников, начинают резко отказываться от участия в деятельности, в том числе и той, которая ранее приводила к успеху. Воспитанники детских домов в средних классах сознательно снижают успеваемость, надеясь быстрее выйти из стен школы и учреждения общественного воспитания, перестать отличаться от других подростков. Совсем по-другому по сравнению с дошкольниками или младшими школьниками относятся к своим проблемам подростки, перенесшие семейное насилие, по-другому переживают аддикции и девиации: наблюдается переоценка самой целесообразности восстановления (А.М. Толстых, Н.Н. Прихожан).

Основываясь на предположении, что в подростковом возрасте ведущую роль играет не столько вид нарушений, сколько трудность преодоления такими детьми возрастных новообразований, сосредоточимся на конкретном возрастном отрезке, объединив в нем принципиально разные ограничения и утраты. Выбирая такой путь теоретического, анализа мы исходим из теоретического допущения, что подросток-беспризорник и подросток с аддиктивной зависимостью, подросток-мигрант и подросток с ограничением здоровья, подросток с девиантным поведением и подросток, переживший техногенную катастрофу, имеют больше оснований для общих подходов к организации процесса реабилитации, чем, допустим, больной ребенок и больной престарелый человек.

В подростковом возрасте, когда самопознание занимает значительное место в становлении личности, осознание своих особенностей можно с максимальным эффектом использовать в реабилитационном процессе. Подростку в процессе реабилитации необходимо помочь осознать позитивные компоненты своего особого развития. Осознание в виде «нарушение -ситуация» вводят в игру «отношения». Именно отношения и способы их осуществления в подростковом возрасте становятся центральным звеном реабилитации. Существуют исследования, доказывающие, что подростки через реабилитацию отношений переводят агрессивность в волю в спортивных победах, чувствительность —во взаимопомощь, риск - в отвагу.

Поскольку мы исходим из точки зрения, что реабилитация в подростковом возрасте во многом зависит от степени сопротивляемости, устойчивости к негативным факторам, то хотим предложить дифференциацию по характеру отношения подростка к своим нарушениям и ограничениям. Итак, явно выделяются, по крайней мере, четыре группы отношений к деформациям, нарушениям, лишениям в подростковом возрасте:

Мифологически-романтическое. Подростки данной группы великолепно осознают свои ограничения и бравируют этим. Своим демонстративным поведением они бросают вызов обществу, стремясь утвердить право на существование собственной субкультуры. Они не боятся опасности, склонны к рискованным действиям, эмоционально неустойчивы. Для них характерно стремление обвинять окружающих, неумение и нежелание разрешать конфликты. Они настойчиво поддерживают и трепетно культивируют особую атмосферу мнимой романтики, не задумываются о будущем, живут сиюминутными удовольствиями.

Оптимистическое. Эти подростки воспринимают ограничения как данность и умеют компенсировать недостатки. Они способны достичь уровня целесообразной результативности различных видов деятельности, владеют жизненно необходимыми навыками. У них имеется широкий круг общения, сформированы социальные компетенции, они открыты и доверчивы. В основном они успешно овладевают образовательными программами, занимаются в учреждениях дополнительного образования, развивают творческие способности, стремятся к лидерству.К данной категории относятся обучающиеся подростки с ограничениями в здоровье, воспитанники детских домов и приемных семей, инициативные подростки с нарушениями поведения.

Амбивалентное.У подростков этой группы не сформирована воля, не оформлены ценностные ориентации, ограничены потребности. Они не высказывают однозначного отношения к своим ограничениям, чаще всего ориентируются на существующие объективно обстоятельства и не пытаются сопротивляться им. Они излишне суетливы, часто меняют виды деятельности, выбирают тактику избегания неуспеха. Не соблюдается стабильность контактов, нет устойчивых привязанностей. Они не чувствуют себя хозяевами своих желаний, не имеют четкой перспективы будущего. Для них характерна ярко выраженная зависимость от взрослого, выражено чувство вины и тревожности. Они стремятся сохранить привычное отношение к себе, пусть даже отрицательное, в противовес неопределенной, спутанной идентичности. Общаются с детьми, младшими по возрасту, умеют манипулировать людьми. Инфантильны, проявляют иждивенчество. В эту группу входят подростки с ограничениями в здоровье, обучающиеся на дому, подростки из неблагополучных семей, подростки-мигранты, безнадзорные.

Пессимистическое. Подростки данной группы стараются скрыть свои недостатки и ограничения. Они глубоко зависимы от взрослых, с ярко выраженным чувством вины и тревожности. Они имеют затруднения в установлении социальных контактов, стремятся к одиночеству, не уверены в себе. Для них характерен уход от действительности, чувство хронического психологического дискомфорта, страх перед будущим. Это сопровождается, например, намеренным причинением страдания или вреда самому себе, окружающим и обществу в целом. У этих подростков нередко обнаруживается чувство собственной ненужности, безысходности, стыда, они не способны управлять своими побуждениями и желаниями, контролировать эмоции. Их отличает заметная пассивность, безразличие к окружающему, недостаточно развитое чувство собственного достоинства. Такое отношение к ограничениям чаще всего высказывают подростки из алкогольных семей, подростки, подвергшиеся насилию, подростки из разводящихся семей, страдающие аддиктивным поведением или лишившиеся здоровья именно в подростковом возрасте.

Таким образом, педагогический смысл реабилитации подростков состоит в восстановлении способностей быть и оставаться человеком в любой ситуации развития.

Список используемой литературы

Волков, Б.С. Психология ранней юности: учебное пособие / Б.С. Волков. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

Короленко, Ц.П. Психосоциальная аддиктология / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск: Олсиб, 2011.

Зинкевич-Евстегнеева, Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева. - СПб.: Речь, 2011.

Прихожан, А.М. Психология сиротства. / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - 2-е изд.- СПб.: Питер, 2009.

Психологический словарь / авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева; 3-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Цукерман, Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г.А. Цукерман. - Рига: ПЦЭксперимент, 2007.

Просмотров работы: 5