ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ МОЛОДЁЖИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ МОЛОДЁЖИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Протасов А.П. 1, Лыкова Т.Р. 1
1Уральский государственный лесотехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С недавнего времени среди российской молодежи все чаще проявляются негативное отношение к старшему поколению и жестокость. Увеличилось количество преступлений среди молодого поколения и несовершеннолетних, так же увеличилось количество преступлений тяжкого и особо тяжкого характера, которые в основном были присущи более зрелому слою общества. Одно из средств борьбы с данными проблемами, которые актуальны как никогда, является воспитание среди молодых людей высоких и благородных чувств, приятных эмоций. Одним из главных инструментов в воспитании положительных эмоций является чувство патриотизма [1].

Патриотизм – это особое эмоциональное переживание принадлежности к Родине, гражданству, традициям и языку, культуре и родной земле. Это чувство предполагает гордость за свою страну, уверенность в том, что она всегда встанет на твою защиту. «Патриотизм» переводится с греческого как «отечество», его суть – любовь к своей стране и полная готовность пожертвовать ради нее всем. Кто такой патриот - личность, которая гордится культурой своей державы, ее успехами, стремится сохранить особенности традиций и родного языка. Патриотическое воспитание молодежи является важной составляющей будущего страны. Социальное неравенство, экономическая дезориентация, отказ от духовных ценностей, снижение воспитательного воздействия российской культуры, уровня образования и искусства как важнейших аспектов формирования патриотизма, оказывают негативное влияние на все возрастные и социальные группы нашего общества.

Специалисты расценивают патриотизм как естественное психическое состояние, которое выражается в готовности защитить личное от чужого. Без патриотизма практически невозможно выжить, ведь у каждой личности обязательно должны быть ценности, ради которых она готова без лишних размышлений преодолевать страх и даже пойти на смерть. С помощью колоссального патриотизма, советские граждане смогли одержать победу во Второй мировой войне, остановить полчища врагов ценой миллионов жизней. Патриот – личность, для которой судьба государства всегда на первом месте. Но подобная позиция появляется лишь, когда человек будет убежден: его государство защитит в тяжелую минуту, окажет помощь близким. Потому невозможно вынудить быть патриотами тех, кто выживает в нищете, у людей должно быть, чем гордиться и что терять [2].

Проявление патриотизма можно заметить в поступках и деятельности человека. Любой патриотизм зарождается в любви к своей «малой родине», затем пройдя через целый ряд этапов на пути формирования личности, поднимается до общегосударственного патриотического самосознания, то есть любви к своему Отечеству. Определяющей для патриотизма является деятельная сторона, именно она способна преобразовать чувства в конкретные, благие поступки для своей страны. Патриотизм всегда конкретен и направлен на реально существующие объекты.

Жизненных примеров героев, проявивших настоящий патриотизм, исчисляются тысячами не только в советской литературе. Об аналогичных проявлениях писали многие российские прозаики и поэты, их так же излагали в былинах. В пример можно привести такие яркие произведения, посвященные патриотизму, как:

«Молодая гвардия», Александр Александрович Фадеев. Произведение об организации молодежи, героях-подпольщиках во время Великой Отечественной войны, на нем выросло не одно поколение советских детей.

«Слово о полку Игореве». Известный литературный памятник Древней Руси, сказание, излагающее о защитниках родной земли во времена вражеских набегов.

«Война и мир», Лев Николаевич Толстой. Важные исторические эпизоды XIX века - Отечественной войны 1812 года, с примерами героических поступков совершаемых главными героями.

«Повесть о настоящем человеке», Борис Николаевич Полевой. Роман о безногом летчике Маресьеве, который сумел вернуться в авиацию для продолжения борьбы с гитлеровцами.

«Россия молодая», Юрий Павлович Герман. Роман о Петре Великом и о его верных соратников, которые строят славу России дорогой для всех ценой.

«Ярослав Мудрый», Наталья Павловна Павлищева. Дань памяти одному из величайших русских князей, рассказ о его трудной судьбе и совершенных подвигов.

На начальном этапе воспитания патриотизма у молодежи главную роль играет проведение экскурсий, знакомство с историей России, посещение музеев и местных достопримечательностей. Благодаря им формируется уважение к своей Родине, гордость за нее, историческое знание и как следствие формирование патриотических начал. Такую форму обучения, как экскурсия, просто необходимо использовать в учебном процессе. Ведь именно благодаря экскурсиям можно познакомить молодежь с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит познание, и активное взаимодействие молодежи с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большое воздействие на молодежь, нежели ознакомление по книгам [3].

Основную роль в проявлении значимости страны как великой державы играют: искусство, культура, исторические памятники, созданные и накопленные народом за его долгое существование. Увеличение объемов военной продукции, улучшение военного вооружения и расширение границ территории страны играют намного меньшую роль в развитии патриотизма среди молодежи по сравнению с культурно-историческими ценностями.

Помимо развития патриотизма проведение экскурсий оказывают благоприятное влияние на процесс обучения, делая его интересным, качественным и результативным. Так же экскурсии содействуют формированию моральной позиции, нравственных качеств и чувств, обладают важной ролью в гуманистическом, патриотическом развитии, расширении знаний у молодого поколения. Именно в ходе экскурсий у обучающихся воспитывается интерес к природе, эстетические чувства. Они учатся наблюдать ее красоту, понимать важность бережного отношения к памятникам природы. Это так называемый эмоциональный аспект экскурсий. Знания, усвоенные в этих условиях, являются очень прочными и на длительный срок остаются в памяти. Каждая экскурсия имеет специфику и требует предварительной подготовки не только экскурсовода, но и преподавателя, а также студентов. Подготовка к экскурсиям должна носить научно-исследовательский характер.

Библиографический список

Вырщиков А.Н., Климов С.Н., Кусмарцев М.Б., Метлик И.В. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях / Под ред. Быкова А.К., Лутовинова В.И. – М.: Планета, 2010.

Герасимова А.А. Формирование патриотизма современной молодежи как условие политической стабилизации российского общества / А.А.Герасимова: Автореф. дисс. .канд. полит. наук. - М., 2007.-24 с

Шлыков А. В. Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 386-388. — URL https://moluch.ru/archive/43/5195/

Просмотров работы: 4