Современный человек должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов. Особенно актуальной проблема самообразования современного человека стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.
Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современные условия требует от человека постоянного совершенствования знаний [1].
Человек, как известно, рождается абсолютно безо всяких знаний и умений. Все это он получает постепенно, в течение всей своей жизни. Благодаря знаниям он может успешно ориентироваться, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, формировать свои цели и идеалы. Знания человек получает практически от всего, с чем он связан – сначала это семья, потом детский сад, школа, институт, работа – все эти жизненные этапы направлены именно на развитие и образование человека.
Как человек может получить необходимые знания, которые пригодятся ему в будущем? Конечно, это различные государственные и частные организации – детские сады, школы, институты. Однако есть еще один вид образования, название которого мы слышим довольно часто в последние несколько лет. Речь идет о самообразовании.
Самообразование - это самостоятельное приобретение учащимися знаний с учетом их интересов и склонностей из различных источников дополнительно к тем, которые получены в стационарных или заочных учебных заведениях.
Человек рождается с уникальной в естественном мире способностью – способностью к развитию. Он стремится добиться определённых успехов и целей в своей жизни, обеспечить себя всем, что ему необходимо, получить высокую репутацию в обществе. И самообразование является ключом к этому.
Как показывает практика, успешный человек отличается тем, что обладает большей информацией по сравнению с другими людьми. Именно поэтому он без труда строит карьеру и в кротчайшие сроки добивается поставленных целей. Но как получить больше информации, знаний, умений, чем те, которыми мы обеспечены?
Постоянное, систематическое изучение материала для разного рода занятий, расширение спектра сфер деятельности человека, получение наиболее полной информации путем самостоятельного изучения необходимого материала – вот тот определяющий актив, за которым скрывается огромный потенциал человека. Именно эти качества позволяют человеку выделяться среди остальных и определяют его способность приспосабливаться к изменяющейся среде [2].
Самой характерной особенностью профессиональной деятельности является ее подвижность, связанная с изменением информационных ресурсов и технологий. В век научно-технической революции, в век атомных электростанций и завоеваний космоса, наука, техника, производство не стоят на месте, а непрерывно развиваются и совершенствуются. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет. Это и обязывает любого специалиста, независимо от ранее полученного образования, профессии, возраста, если он хочет быть на уровне современных достижений науки и техники и не желает отстать в духовном развитии, заниматься самообразованием. Чем больше человек знает о своей профессии, чем лучше он умеет работать с информацией в больших объемах и разной специфики, тем ценнее этот человек на рынке труда. Именно за такого специалиста, который готов к постоянному изучение и совершенствованию своих навыков в различных сферах, держится работодатель.
В чем же заключается успех человека? На мой взгляд, успешный человек никогда не стоит на месте. Он постоянно узнает что-то новое, добивается старых целей и ставит для себя новые, более сложные и глобальные. Он совершенствует не только свою профессиональную деятельность. Он совершенствуется сам, внутренне, ведь самообразование – это не только способ повышения квалификации [3].
Самообразование – это средство самовоспитания, поскольку оно способствует выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия, искоренению отрицательных черт поведения и характера. Оно позволяет человеку быть более стойким к постоянно возникающим жизненным испытаниям.
Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что отличительной чертой успешной человека является образованность. Но какого человека можно считать образованным?
Бытует стереотип, что образованный человек – это тот, кто окончил высшее или какое-либо учебное заведение. На мой взгляд, это суждение является ошибочным. Как показывает практика, немалая доля выпускников выходят из института с дипломом о высшем образовании, имея при этом узкий круг знания по отдельному направлению, а порой и недостаточный для успешной работы в данной профессии. Также есть множество специалистов, которые работают не по своей специальности, но, несмотря на это, справляются со своими обязанностями отлично. Это свидетельствует о том, что образованность – это не «корочка», не факт того, что ты закончил институт. Образованность – это непреодолимое желание человека к саморазвитию. Причем чем больше сфер, в которых человек хочет развиваться и делает это самостоятельно, тем выше уровень его образованности. По-настоящему образованный человек использует все пути получения информации, какие только ему представятся. И самое главное в этом процессе – его собственная инициатива, или, другими словами, самообразование.
При желании и собственном понимании того, что ему это необходимо, человек может добиться невероятных высот, даже начиная с самого нуля. В современном мире проблеме самореализации и самообразования посвящено немало книг, фильмов и историй. Марк Цукерберг, Опра Уинфри, Илон Маск – эти имена мы слышим отовсюду и постоянно. Эти выдающиеся личности являются примером того, что даже в самые трудные и, казалось бы, отчаянные времена, у человека всегда есть шанс выбраться и стать успешным. Самообразование в этом является главным помощником.
Самообразование являет собой важную составляющую творческо-преобразовательной, духовной деятельности человека, один из механизмов превращения репродуктивной деятельности в продуктивную. Таким образом, самообразование – необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.
Библиографический список
Калугин Ю.Е. Виды самообразования / Ю.Е. Калугин. // Дополнительное образование.- 2003.- №2- С.14-17.
Кривенко В.А. Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога и учащегося гимназии / В.А. Кривенко. // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. – №1 – С.81-89.
Самсонов Ю.А. Основы управления образованием самообразованием руководящих работников школ / Ю.А. Самсонов. // Образование в современной школе. – 2007. – №7