Мультипликация является недооцененным способом влияния на массовое сознание. Будучи созданной раньше кинематографа, она использовала иной инструментарий, что позволяет ей затрагивать острую проблематику, а также передавать сложные идеи на ином уровне с помощью красочных образов и художественных допущений, доступных только ей. Мультипликация может апеллировать к различным возрастным группам, передавая тяжелые темы и вопросы доступным и понятным способом. Также нельзя не отметить, что в отличие от кинематографистов, мультипликаторы и аниматоры имеют больший простор для творчества, ибо они ограничены лишь собственной фантазией.
Мультипликация вполне может быть использована в качестве агитационного средства, что также находит отражение и в формировании общественного сознания. Такого рода мультфильмы призывают к действию, обращаясь к вашим чувствам, таким как патриотизм, гражданская ответственность, исполнительность и т.п. Мультипликация в случае с агитацией не только дает простор для возможностей, но и позволяет обратиться сразу к нескольким возрастным группам.
Мультипликация жанра ситуационная комедия в руках умелых сценаристов могут сильно повлиять на общественное сознание. В таких шоу чаще всего в сатирическом ключе, сильно гиперболизировано изображается наша действительность, в основу сюжета закладывается высмеивание актуальных проблем и событий. Так авторы своей мультипликацией привлекают внимание, к тому, что волнует их или общество.
Всем известный комедийный американский мультсериал «Симпсоны» – яркий пример сатиры на современное общество. Сериал поднимает множество актуальных вопросов, не стесняясь, затрагивает такие темы, как политика и религия: в частности, поднимались темы однополых браков, войны в Ираке, политкорректности, феминизма и т.п. Шоу высмеивает клише и стереотипы, часто ссылается на популярную культуру, не забывая подшутить и над ней самой. Просто и понятно Симпсоны обозначают, что в обществе в конкретный момент есть проблема и она не должна остаться без внимания, ей требуется решение, это важно.
Если же рассматривать пример, когда мультипликация в буквальном смысле повлияла на общественное сознание, то можно обратиться к творчеству советских аниматоров.
«Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а надо колбасой на язык класть, так вкуснее получится»- фраза из открывающей сцены мультфильма «Трое из Простоквашино» 1978 года, разделившая большую часть посмотревших его на два лагеря. Взята из мультфильма цитата, легла в основу формирования привычки у некоторых людей есть бутерброды «колбасой на язык». Многие не смогут объяснить причину того, почему они начали есть бутерброды именно таким способом, но всё же найдутся и те, кто скажет: «Так было в мультике». Данный продукт мультипликации оказал воздействие на массовое сознание, он если не первый рассказал об альтернативном способе есть самые обычные бутерброды с колбасой, то точно его популяризировал.
Существует распространенный стереотип, что продукты мультипликации создаются исключительно для детей. Но это не так. Мультипликация является универсальным способом воздействия на отдельного индивида и общество в целом. В современной действительности, неограниченная ничем, кроме воображения и рамками действующей цензуры, она может оказать серьезное влияние на формирование общественное сознание.