ЭМИССИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ЭМИССИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ

Баканова А.Р. 1, Заярная И.А. 1
1Новороссийский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Эффективное развитие рыночной экономике невозможно без развитого финансового рынка, одним из составляющих которого является рынок ценных бумаг.

Ценные бумаги представляют собой документы, которые удостоверяют права собственности или отношения вытекающие из них между эмитентом и владельцем. Ценные бумаги выступают в виде обособленных документов, а также записей на счетах.

В странах с развитой экономикой увеличение оборота ценных бумаг привело к тому, что стало необходимо переносить записи о них в книгах учета и счетах, которые ведутся на электронных носителях. Так ценные бумаги перешли в электронную форму. На рынке ценных бумаг выпускаются, обращаются и погашаются ценные бумаги в любой форме.

Целью данной работы является выявление особенностей эмиссии и обращения ценных бумаг, а также анализ современного состояния российского фондового рынка.

1. Теоретические аспекты эмиссии денег

1.1. Понятие эмиссии ценных бумаг

Эмиссия - это выпуск и размещение ценных бумаг. Данный процесс регулируется законом РФ «О рынке ценных бумаг». Как говорится в нем процедура по выпуску и размещению ценных бумаг состоит из нескольких этапов:

принятие решения о выпуске ценных бумаг;

регистрация выпуска ценных бумаг эмитентом;

изготовление сертификатов для ценных бумаг;

размещение ценных бумаг;

регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг.

Сам выпуск ценных бумаг и отчуждение их первым владельцем осуществляются эмитентом самостоятельно, но если он не может этого сделать то он нанимает андеррайтера.

Эмиссия осуществляется лишь для эмиссионных ценных бумаг. Эмиссионная ценная бумага - это любая ценная бумага, которая обладает следующими признаками:

закрепляет имущественные и неимущественные права, которые подлежат удостоверению, уступке и осуществлению установленной формы и порядка;

размещается выпусками;

имеет равный объем, сроки осуществления прав.

Такими бумагами являются акции, облигации, чеки, сберегательные сертификаты, коносаменты.

Основной целью эмиссии является привлечение новых денежных средств. Данная цель считается приоритетной для всех типов эмитентов.

Различают открытую (публичную) и закрытую эмиссию ценных бумаг. Публичным называют размещение ценных бумаг путем открытой подписки, размещение ценных бумаг на торговых фондовых биржах и иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Закрытая эмиссия - выпуск ценных бумаг акционерным обществом, которая предполагает обращение внутри него.

Эмиссионные ценные бумаги могут быть только предъявительскими и именными. Именные ценные бумаги - это те ценные бумаги, информация о владельцах которых доступна эмитенту в форме реестра. Предъявительские ценные бумаги - бумаги, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав не требует идентификации владельца.

1.2. Классификация эмиссии

Существуют различные классификации эмиссии. С позиции очередности она бывает первичной и вторичной.

Первичная эмиссия происходит, когда компания в первый раз выпускает собственные ценные бумаги или когда она производит эмиссию какой-то определенной ценной бумаги впервые. Например, когда предприятие впервые выпускает свои собственные акции или облигации. Вторичная эмиссия предполагает повторное размещение ценных бумаг. По методам размещения различают выпуск с помощью распределения, подписки и конвертации.

Распределение - это размещение бумаг, осуществляемое среди определенного круга лиц без подписания договора. Данный метод актуален лишь для акции. Распределение может использоваться при формировании акционерного общества и при проведении бонусной эмиссии.

Подписка - это метод, при котором заключается соглашение о купле-продаже, по этой схеме производится размещение ценных бумаг. Она бывает открытой и закрытой. О данных видах размещения уже было написано ранее. Конвертация предполагает размещение ценных бумаг без продажи, в таком случае они просто обмениваются на ранее оговоренных условиях. Для облигаций используются лишь конвертация и подписка. А акции могут распределяться среди участников акционерного общества, конвертации и подписки.

1.3. Формы существования выпускаемых ценных бумаг

По форме существования выпускаемых ценных бумаг выделят документарную и бездокументарную эмиссию ценных бумаг.

Эмитент оставляет за собой право для выбора любого вида. При эмиссии документарной ценной бумаги эмитент обязан выпускать сертификаты ценных бумаг. Эмиссия бездокументарных ценных бумаг не предусматривает выпуск сертификатов, из-за этого она набирает все большую популярность среди эмитентов, в связи с развитием рынка ценных бумаг, а также особенностями его инфраструктуры.

2. Особенности эмиссии ценных бумаг

2.1. Особенности эмиссии в России

По законодательству РФ все виды ценных бумаг в обязательном порядке проходят госрегистрацию. В данную процедуру входит:

решение об эмиссии;

проспект ценных бумаг, если есть потребность в этом;

утверждение бланков ценных бумаг при эмиссии в документарном виде.

Также законодательство устанавливает сроки, на протяжении которых эмитент должен предоставить бумаги для регистрации. Обычно они составляют 3 месяца с момента утверждения об эмиссии. Срок может составлять месяц лишь для эмиссии облигаций, конвертируемых акций ОАО, а также для регистрации юридических лиц в тех случаях, когда акции распределяются между учредителями.

Для госрегистрации необходимо оформить документы, которые устанавливаются на законодательном уровне. После подачи документов в регистрирующий орган у него есть 30 дней на то, чтобы произвести регистрацию, либо принят. На законодательном уровне устанавливаются документы, требуемые для оформления госрегистрации, также определяются основания, которые могут служить для отказа. Негативное решение может быть принято в том случае, если были нарушены требования законодательства в отношении эмиссии ценных бумаг, также если неправильно сформирован пакет документов или за неуплату налогов, которые связаны с эмиссией.

2.2. Особенности эмиссии отдельных видов ценных бумаг

Акция - это ценная бумага, которая закрепляет за акционером права владельца на получение части прибыли в виде дивидендов, а также на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества компании, которое остается после ее ликвидации. Акция является именной ценной бумагой. У акции нее нет срока погашения, поэтому она бессрочна, что является ее особенностью. Акция - именная бумага, ее держатель регистрируется в специальном реестре, который ведется эмитентом или депозитарием.

Акция не долг компании и она не подлежит к погашению, а лишь дает право получать дивиденды. Любая акция не делится на части, то есть нельзя разделить права, которые она предоставляет. Если акцией владеет несколько человек, то на собрании акционеров она все равно имеет право дать лишь один голос. Достоинство любой акции измеряется ее рыночной стоимостью.

Выпуск ценных бумаг оценивается по объему ее капитализации, количеству сделок, а также количеству проданных бумаг и их обороту.они оцениваются в уставном капитале акционерного общества по номинальной стоимости. Номинал акции определяется ценой единичного вклада.

Чек - это формальный документ, его форма, реквизиты и вся остальная информация закреплены законом.

Чек - ценная бумага, которая содержит обязательства плательщика своему банку произвести платеж чекодержателю. Основная функция чека - выступление в форме средства получения платежа. Продавец берет от покупателя чек вместо денег для того, чтобы получить за него в банке деньги или для зачисления этой суммы на свой счет. Чек можно передать третьему лицу в счет долга или оплаты, тогда он выступает в форме средства обращения.

В основном чек выпускается для однократного применения в расчетах по сделкам или получения наличных. К таким целям относятся:

эмиссия чека в качестве суррогата;

эмиссия чека для краткосрочных долговых обязательств.

В первом случае - эмиссия чеков на предъявителя, с погашением их в том же банке, за его средства. Так банк может получить прибыль за эмиссию частных бумаг. Если эмиссия осуществляется за счет клиента, то данная практика дает дополнительные денежные ресурсы банку.

Эмиссия для краткосрочных долговых обязательств возможна, когда чек становится краткосрочным финансовым векселем другой кредитной бумагой. Главным недостатком при этом является ограниченный срок обращения.

Облигация - ценная бумага, которая закрепляет за владельцем право на получение от эмитента ее номинальную стоимость или имущество в срок, который указан в облигации. Облигация удостоверяет только имущественные права в отличие от акции.

Облигации могут быть выпущены только на определенный срок. В обговоренный срок денежные средства, предоставленных взаймы, она должна быть возвращена владельцу облигации в виде выплаты номинальной стоимости облигации или предоставлением имущественного эквивалента, в случае если было закреплено право на получения процента от номинальной стоимости облигации ее владелец получает права на имущество.

Эмитент облигации называют субъект, который выпускает облигацию от своего имени, выпускает ее в обращение и несет обязательства перед облигационером. Возможность обеспечения исполнения обязательств определена такими способами, как залог, поручительство, банковская гарантия, государственная или муниципальная гарантия.

3. Андеррайтинг и IPO на рынке ценных бумаг

3.1. IPO на Российском фондовом рынке

IPO - это первое публичное предложение акции компании для продажи на бирже. Также IPO называют первичным размещением акции на биржевом рынке. Проводя публичное размещение своих акций на бирже, компания привлекает капитал, который может использовать для развития. Компания, которая обладает высокой ликвидностью и большой рыночной капитализацией, проще на рынке переживать спады и кризисы. Успешное развитие бизнеса выгодно всем: государству, руководству компании и ее инвесторам. Все успешные компании когда-либо имели начало и можно сказать все они проходили IPO. Когда компания или сторонние организации искусственно повышают цену акции, то есть убеждают всех, что она стоит больше чем это есть на самом деле, выгода от такой накачки акции собирается в одних руках, а большинство инвесторов теряют деньги и доверие к эмитенту, что плохо заканчивается.

Российский фондовый рынок один из самых динамично развивающихся. К российскому фондовому рынку можно применить ряд характеристик, которые позволяют отнести его к развивающимся.

Первая - это неравномерность изменения капитализации, скачкообразное изменение масштабов рынка в абсолютных значениях, так и относительной доли соответствующих показателей в общемировой системе.

Второе - российскому рынку свойственна высокая доходность, которая сопряжена с высокими рисками, финансовой и экономической нестабильностью.

Третье - отечественному рынку характерна низкая капитализация рынка акций.

Четвертое - это то, что ассортимент рыночных инструментов является относительно слабым, практически отсутствует срочный рынок.

И последнее - отличительной особенностью российского фондового рынка является законодательное ограничение участия коммерческих банков в широком спекторе фондовых операций.

Особенным является и регулирование деятельности на фондовом рынке. Российские компании предпочитают привлекать средства с зарубежных площадок.

3.2. Андеррайтинг как инструмент развития фондового рынка России

Эмитент, который заинтересован в привлечение денежных средств за счет выпуска ценных бумаг, имеет два возможных варианта: организовать эмиссию самостоятельно или привлечь профессионала, который работает на рынке ценных бумаг, такой человек называется андеррайтером. Андеррайтинг ценных бумаг - это организация эмиссии ценных бумаг для клиента (эмитента) ценных бумаг, а также гарантирование в той или другой форме их размещение на первичном рынке.

Андеррайтер выполняет такие функции, как:

подготовка эмиссии ценных бумаг;

распределение эмиссии ценных бумаг;

послерыночная поддержка;

аналитическая и исследовательская поддержка ценных бумаг.

При подготовке эмиссии андеррайтер оказывает всесторонние консультации компании по поводу оценки эмитента и его ценных бумаги многие другие. После государственной регистрации выпуска, когда начинается размещение ценных бумаг, которое андеррайтинг осуществляет или как прямой выкуп всего, или части выпуска эмитента, размещает ценные бумаги через синдикат либо путем поиска инвесторов и предложения на рынке.

Если говорить о состояние андеррайтинга на сегодняшний день, то несмотря на ряд имеющихся особенностей, в России уже сложилась своя практика размещения ценных бумаг, которая была наработана коммерческими банками. Многие проблемы, которые возникают на российском фондовом рынке можно решить благодаря развитию института андеррайтинга. Рассмотрим основные проблемы рынка ценных бумаг в России.

Низкие объемы и ликвидность свойственны Российскому фондовому рынку. Андеррайтинг способствует привлечению дополнительного капитала из недоступных отраслей и структур, а также ликвидности рынка. Такое возможно за счет того, что развитие системы андеррайтинга повысит возможности выбора и совокупный объем эмитируемых ценных бумаг для потенциального инвестора. За счет роста оборота ценных бумаг и возрастет ликвидность.

Неразвитая регулятивная структура. На сегодня все условия размещения ценных бумаг обговариваются напрямую между эмитентом и андеррайтером на основе договора. Данный способ не может дать определенной гарантии на качественное исполнение работы. Проблему эту можно решить путем законодательного определения понятия «андеррайтер», а также закрепление всей процедуры эмиссии ценных бумаг с помощью андеррайтера.

Большая волатильность фондового рынка. Данную проблему можно частично решить при помощи развития андеррайтинга, так как она заключается в высоком уровне рисков, которые связаны с ценными бумагами и большой волатильностью в динамике цен на акции. Для российского рынка свойственны невысокие инвестиционные качества ценных бумаг и большая доля спекулятивного оборота, андеррайтинг позволяет получать прибыль без использования спекуляций и «теневых» схем, что приводит к уменьшению их популярности. Если сделать доступ к информации открытым и более прозрачным институт андеррайтинга способен сократить некоторые финансовые риски, что предоставит компаниям из разных отраслей возможность выходить на фондовый рынок при помощи эмиссии ценных бумаг, усиливая конкуренцию. Повышая инвестиционные качества ценных бумаг, андеррайтинг снизит волатильность курсовой стоимости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы сделать следующие выводы. Эмиссия ценных бумаг - это один из источников привлечения денежных средств. Используется эмиссия государством, органами власти и управления, а также юридическими лицами, которые имеют право на выпуск ценных бумаг.

Эмиссия ценных бумаг - это строго регламентируемый процесс со стороны государства, что обеспечивает прозрачность на рынке ценных бумаг.

Эмиссия - это основа первичного рынка ценных бумаг. Участниками этого рынка являются эмитент, инвесторы и органы, которые регистрируют выпуск ценных бумаг.

Любая компания, которая хочет приобрести публичный статус начинает выпускать ценные бумаги. Их первичный выпуск предусматривает процедуру под названием IPO, что означает первое публичное размещение или предложение ценных бумаг на фондовом рынке. С помощью данной процедуры компания привлекает финансовые средства для развития, а также получает большую известность, то тоже положительно влияет на ее продвижение.

Одним из важнейших участников IPO является андеррайтер, который контролирует процессы выпуска ценных бумаг и помогает не опытным компаниям в их реализации. Главное преимущество андеррайтинга в том, что он позволяет всем кто способен повысить доходность с помощью привлечения денег от выпуска ценных бумаг узнать правильную информацию о состояние фондового рынка, а также сопровождает эмиссию от начала до конца.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» - КонсультантПлюс

Бархатов, И.В. Особенности IPO Российских компаний на фондовом рынке / И. В. Бархотов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2012. – № 9. – С. 98–101.

Кудренко, М.С. Андеррайтинг как инструмент оценки кредитоспособности: сущность и современные тенденции / М.С. Кудренко // Вопросы студенческой науки. – 2017. – № 16. – С. 15-18

Швайгерт, Д.В. Проблемы доступа малого и среднего бизнеса к рынку капитала и возможные пути их решения / Д.В. Швайгерт // Управленец. – 2014.– № 3– С.22.

Буров, П.Д Андеррайтинг как инструмент оценки платежеспособности субъектов малого и среднего бизнеса: сущность и инновационные пути развития / П.Д. Буров, Морозко Н. И. // Интернет-журнал Науковедение. – 2016. – № 5

Чернова, В.Э. Финансовые рынки: учебное пособие / В.Э. Чернова. – СПб.: СПбГТУРП, 2015. – 73 с.

Эскиндарова, М.А. Международный финансовый рынок : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М. А. Эскиндарова, Е. А. Звоновой. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 453 с.

Просмотров работы: 278