Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Мухеева И.Р. 1
1ФГБОУ ВО им. Г.И.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема познавательного развития дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем в теории и практике дошкольного воспитания. Активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности. Ядро познавательного развития - развитие умственных способностей. А способности являются условием успешного овладения и выполнения деятельности. Психологи (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Поддьяков Н.Н., Эльконин Д.Б.) утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие. Именно поэтому следует использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей и активности.[5, с.95].

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выделена область «Познавательное развитие» [8]. Одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

ФГОС ДО трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира [8]. На мой взгляд, такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.

К стадиям познавательного развития относятся: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Старший дошкольный возраст - сензитивный период для развития познавательной активности личности. Именно в старшем дошкольном возрасте наблюдается пик познавательных вопросов. Им интересно познать новое. О важности старшего дошкольного возраста как сензитивного периода в развитии познавательной сферы раскрыто в работах учёных (Н. В. Абрамовских, М. И. Лисина, А. А. Люблинская и др.) [3].

Познавательные способности детей старшего дошкольного возраста проявляются:

1) в высокой степени познавательной мотивации (в желании познать, исследовать, изучить окружающий мир, себя и других людей);

2) в продуктивных познавательных действиях, направленных на получение качественного результата в процессе познавательной деятельности.

Старшие дошкольники включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом. У старших дошкольников вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «как?». Одним из важных направлений в решении данной проблемы, выступает создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности.

Выделают основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:

— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

— использование дидактических игр;

— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Игра - метод всестороннего развития ребенка, ведущий вид деятельности дошкольника. Именно через игру дошкольник может познавать все. Игра - метод познания действительности. А.Н.Леонтьев утверждал, что в игре развиваются новые прогрессивные об­разования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учёбе. Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребёнка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика [2].

Старшим дошкольникам предоставляется возможность «проживание» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт. Они учатся выражать своё отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослым ситуацию: превращаются в «путешественников», «обитателей подводного царства», «врачей». В таких играх решаются самые различные задачи от психических до познавательных. Путешествуя, дошкольники помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты из литературы, знакомятся с культурой, традициями. Во время прогулки воспитатель может использовать много подвижных игр, причем происходит наблюдение за природой и ее изменениями. Игры, основанные на природных объектах, помогают лучшему усвоению знаний. Также с использованием дидактических игр идет подготовка дошкольников к обучению в школе.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Содержание дидактических игр формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания детей, а главное развивает познавательную активность [9].

Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число детей. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи непосредственно образовательной деятельности, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста. Игра помогает педагогу донести трудный материал в доступной форме [4].

Огромное значение для развития познавательной активности имеет уникальный по своим возможностям дидактический материал – логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, а также система по развитию логико-математических представлений и умений, основанная на использовании дидактических игр и упражнений с этим материалом с целью развития познавательной активности, у детей начиная уже с младшего дошкольного возраста [3].

Таким образом, одной из основных задач в развитии старшего дошкольного возраста является развитие познавательных способностей, любознательности, стремление к самостоятельному поиску. Огромное значение в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста имеют дидактические игры. Дидактическую игру можно включать в содержание непосредственно-образовательной деятельности как одно из средств реализации программных задач.

Рассмотрим примеры дидактических игр, влияющих на развитие познавательной сферы старших дошкольников.

Блок 1. Дидактические игры, направленные на развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности.

Дидактическая игра «Собери в корзину». Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10, сравнение двух групп предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний. Материал: плоскостные изображения овощей и фруктов, корзины. Ход игры: педагог предлагает детям собрать овощи и фрукты в корзину. Дети раскладывают в ряд огурцы и помидоры. Сравниваем их по количеству. Чего больше? (меньше). На сколько огурцов больше, чем помидор? Что нужно сделать, чтобы помидор стало столько, сколько огурцов? При этом уточняем, как получилось 3 помидора? Как получилось число 3? [7].

Дидактическая игра «Кто больше запомнит». Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, закрепление у детей умения зрительно узнавать в окружающем пространстве цвет, форму, величину предметов, развитие зрительного внимания, памяти. Ход игры: В игре принимают участие несколько детей. Им предлагается в течение нескольких минут увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета, величины, формы. По сигналу один ребенок начинает называть, а другой дополняет [7].

Блок 2. Дидактические игры, направленные на развитие самостоятельности, настойчивости, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений.

Дидактическая игра «Дорога в школу». Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности; развитие умения ориентироваться в открытом пространстве, развитие памяти, умение составлять схему пути. Материал: лист бумаги, карандаш. Ход игры: Ребенок вспоминает и рассказывает, где по дороге в детский сад он видел школу, что было возле нее, в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Затем ребенок составляет схему пути в школу [7].

Дидактическая игра «Что мы делаем?» Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь. Материал: не требуется. Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего – угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, но вопрос задаётся о других частях суток [7].

Таким образом, развитие познавательных способностей детей, а также становление образных форм познания — это основная линия умственного развития дошкольников. Важным средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста является дидактическая игра. «Без игры нет, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [2].

Список используемой литературы:

Береславский Л., Береславская А. Современные игровые методики развития интеллекта. Занимательные задания для детей 2 – 6 лет. – Серия «Развиваем внимание, память, логику». – М.: Школьная пресса, 2010. – 80 с.

Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005 . – 1136 с.

Давидчук, А.Н. Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова.– М.: Сфера, 2013 – 176 c.

Зубкова, П. И. Исследование познавательной активности детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / П. И. Зубкова. – М.: Просвещение, 2005. –. 363 с

Помелов, В.Б. Основоположник дошкольного воспитания / В.Б. Помелов // Педагогика . – 2012 . – №9. – С.93-100.

Репина, О.К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников / О.К. Репина // Психологическая наука и образование. – 2006 - № 2 – С. 55-69.

Трохова Н.А. Сборник дидактических игр направленный на развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста при организации образовательной деятельности/ Н. А. Трохова, Камышлов, ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://минобрнауки. рф/документы/6261 (Дата обращения: 15.12.2018).

Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. – Минск, Беларусь: 2006 – 348 с.

Просмотров работы: 579