В условиях современного мира вместе с ростом влияния человеческого капитала, увеличилось и значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества нашего общества.
Управление образовательной организацией – это сложный процесс, который зависит от правильного выбора целей и задач, изучения и глубокого анализа достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, системы рационального планирования, организации деятельности ученического и педагогического коллективов, выбора оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, а также эффективного контроля.
Решение теоретических и практических задач управления образовательной организацией становится все более важным, потому как происходит гуманизация и демократизация, возросла роль и значимость защиты прав и свобод человека, происходит развитие рыночных отношений, формируются новые социальные структуры и формы управления. Поэтому современному руководителю для наиболее эффективного влияния на деятельность подчиненных и для лучшей организации работы образовательной организации необходимо понимать основы управленческой деятельности.
Управление образовательной организацией происходит в соответствии с законодательством РФ. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации – ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель, осуществляющий текущее руководство деятельностью образовательной организации [3, с. 105]
В образовательной организации создаются коллегиальные органы управления, к которым относятся:
Общее собрание (конференция) работников образовательной организации, а в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования – это общее собрание работников и обучающихся образовательной организации;
Педагогический совет, а в образовательной организации высшего образования – это ученый совет;
Также могут создаваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, которые предусмотрены уставом определенной образовательной организации.
Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации закрепляются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством России [4, с. 25].
Профессор А.М. Моисеев выделяет 3 большие группы функций управления образовательной организацией:
Функции управления поддержания стабильного функционирования образовательной организации;
Функции управления развитием и инновационными процессами образовательной организации;
Функции управления функционированием и саморазвитием включают в себя действия по отношению к самой системе управления образовательной организацией [5, с. 90].
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания таких принципов как единоначалие и коллегиальность.
Согласно статье 51 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» и в соответствии с законодательством РФ, а также уставом образовательной организации, руководитель образовательной организации:
Избирается общим собранием, конференцией сотрудников образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;
Назначается учредителем образовательной организации;
Назначается президентом РФ в случаях, которые установлены законодательством РФ;
Назначается Правительством РФ.
Те, кто претендует на должность руководителя образовательной организации, должен иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, которые указаны в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.
Запрещено занятие должности руководителя образовательной организации лицами, не допускающимися к образовательной деятельности по основаниям, которые установлены трудовым законодательством.
Те, кто претендует на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель, должны пройти обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации претендентов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций. В случаях, которые установлены законодательством РФ, кандидаты на должность руководителя федеральной государственной образовательной организации также согласовываются с уполномоченным Президентом РФ федеральным государственным органом.
Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации не могут исполняться по совместительству.
Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.
Руководителям образовательных организаций предоставляются в порядке, который установлен Правительством РФ, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников по законодательству РФ.
Руководитель образовательной организации ответственен за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.
Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации, определены в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством.
В образовательной организации высшего образования по решению ее ученого совета может быть учреждена должность президента образовательной организации высшего образования.
Совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования запрещено.
Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия определены в уставе образовательной организации высшего образования.
После того, как будет избран президент государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования, между ним и учредителем этой образовательной организации заключается трудовой договор на срок до 5 лет. Прекращение трудового договора с президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования происходит по основаниям, которые установлены трудовым законодательством, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем этой образовательной организации.
Также в соответствии с этим же законом, в образовательной организации создаются коллегиальные органы управления, к которым относятся:
общее собрание (конференция) работников образовательной организации
педагогический совет
попечительский совет,
управляющий совет,
наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, которые предусмотрены уставом этой образовательной организации.
Таким образом, можно прийти к выводу, что управление современной образовательной организацией строится на основе сочетания единоначалия с коллегиальностью. Руководители образовательной организации в своей работе опираются на коллегиальные органы управления, значение которых возросло в связи с работой организации в последние десятилетия на основе принципов демократизации. Поэтому так важно знать и понимать основные принципы, функции, правовой статус и компетенции всех органов управления образовательной организации. Они все выполняют важную роль и сосуществуют благодаря поддержке и опоре друг друга.
Список использованных источников и литературы:
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. // Собрание Законодательства РФ. 31.12.2012. № 53. ст. 7598.
Виноградов В.Н., Прикот О.Г. Образовательные организации: предпосылки креативного управления // Человек и образование. 2015. №.4. С. 81-85.
Золотарева А.В. Управление образовательной организацией. Учебное пособие / под ред.А.В. Золотаревой. М.: Юрайт, 2018. 286 с.
Новиков А.М. Новиков Д.А. Структура управленческой деятельности в системе образования // Образование и наука. 2016. №8. С.20-32.
Рохлова К.А. Принципы и функции педагогического менеджмента // Институт социального развития. 2017. №1. С.88-97.