Анализ требований к образовательным результатам по обществознанию - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Анализ требований к образовательным результатам по обществознанию

Солдатенко Д.В. 1
1БГПУ им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день, система оценки качества образования является одним из основных элементов системы образования. Требования к образовательным результатам по обществознанию лежат в основе любой системы образования, которая напрямую основана на знании ситуации, и тем самым помогает получить ответ на вопрос, чего мы достигнем в конечном итоге, в процессе обучения обществознанию.

Основное предназначение стандарта это направленность на цель и результат обучения, в соответствии с этим сегодня выделяются основные требования к результатам освоения основных образовательных программ, требования к структуре основных образовательных программ и требования к условиям реализации основных образовательных программ.

Рассмотрим каждый из них подробно:

Требования к структуре основных образовательных программ – это требования к организации образовательного процесса. Включает в себя базисный учебный план, примерные программы, которые характеризуются в планируемых результатах, программах внеурочной деятельности, программах воспитания и социализации, которая, в свою очередь, включает в себя программу по работе с семьей, и т. д. Сюда входят так же нормативные документы, которые регламентируют организацию деятельности школы и обеспечивают достижение планируемых результатов.  Требования к результатам освоения основных образовательных программ- это и есть, совокупность потребностей семьи, общества и государства к результатам образования, сформулированная на основе обобщения результатов глубоких социологических исследований.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ  структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.[1].

Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей. Т.е. по итогу обучения, учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, которые смогут применять в своей практической деятельности.

Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Т.е. данное умение и результат, будет носит комплексный характер и его формирование происходит на стадии изучения различных школьных дисциплин и представляет собой некую систему.

Под личностными результатами понимается сформировавшаяся 
в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
[2].

Предметные и метапредметные результаты образовательной деятельности получают конкретизацию преимущественно в Фундаментальном ядре содержания образования, примерных (базисных) программах по каждому предмету, в программе формирования универсальных учебных действий. Все виды результатов конкретизируются в образовательной программе общеобразовательного учреждения. Рассматривая систему оценки качества образования, невозможно не отметить так же и Требования, которые предъявляются к результатам основного общего образования. В  системе требований к  результатам освоения образовательной программы основного общего образования отражаются:

цели образования в основной школе;

типология образовательных результатов;

системно-деятельностный подход;

требования преемственности содержания и результатов образования

В основной школе главным результатом образования является формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности как учебной, так и социально-творческой; подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории; приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей.[3].

Оценка качества образования на сегодняшний день, является достаточно актуальной проблемой, которая рассматривается также известными ученными и педагогами. Ковалева Г.С и Болотов В.А отмечают, что одним из ведущих приоритетов национальной образовательной политики является создание общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), которая характеризует независимые объективные формы оценки и контроля.

Под общероссийской системой оценки качества образования понимается совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учётом запросов основных потребителей образовательных услуг.[4].

Создание ОСОКО направлено на решение следующих задач:

обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения;

формирование единого образовательного пространства;

повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (по продолжению образования или трудоустройству);

принятие обоснованных управленческих решений по повышению качества образования органами управления образованием различных уровней;

создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области педагогических измерений и оценки качества образования.

В рамках создания ОСОКО значительная роль отводится совершенствованию системы оценки образовательных достижений учащихся. В настоящее время в России оценка образовательных достижений учащихся осуществляется в ходе:

государственной итоговой аттестации выпускников средней школы в форме единого государственного экзамена, ЕГЭ;

государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в новой независимой форме (ГИА 9);

международных сравнительных исследований (PISA, PIRLS, TIMSS и др.);

мониторинговых исследований федерального и регионального уровней;

аккредитации образовательных учреждений;

различных исследовательских проектов, проводимых отдельными научными коллективами и организациями страны;

промежуточной аттестации учащихся, организуемой на уровне класса и школы.

Система оценки является одним из базовых элементов новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и выполняет функции обратной связи и регулирования системы образования и призвана ориентировать образовательный процесс на достижение разнообразных образовательных результатов: предметных (знания, умения и навыки), метапредметных (когнитивных, коммуникативных, решение проблем в жизненных ситуациях и т.п.), личностных (система ценностей, интересов, мотивации и др.)[4].

Подводя итог, нужно сказать, что в современном мире требования к образовательным результатам являются одним из критериев качества образования. Любое реформирование образования ставит своей целью повышение качества образования. Оно является одним из основных вопросов современной педагогики и общества в целом. Основной вопрос на сегодня, который анализируют и разрабатывают многие ученые, это определение той роли качества, которая оказывает существенное влияние при обеспечении качества образования.

Список литературы:

1) Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ от 17.12.2010 № 1897   // Вестник образования. - 2011. - № 4. - С.10-77. - // Администратор образования. 2011. № 5.

2) Ковалева Г.С. Оценка качества образовательных достижений учащихся в соответствии с ФГОС //М.: Институт содержания и методов обучения, РАО.- 2012.

3) «Новая модель оценки образовательных достижений в соответствии с ФГОС» Социальная сеть// Режим доступа: https://docplayer.ru/

4)Болотов В.А., Вальдман И.А., Ковалёва Г.С., Пинская М.А. « Российская система оценки качества образования: Главные уроки»// Народное образование. Педагогика.-2013

5) Пасынок Ю.Ю. «Новая система оценки качества образования, ориентированная на современные результаты образования (инновационный проект)» Учительский сайт/ Режим доступа: http://открытыйурок.рф/

Просмотров работы: 18