Когнитивный подход в обучении иностранного языка - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Когнитивный подход в обучении иностранного языка

Мочанов А.Н. 1, Косован О.Л. 2
1ВлГУ
2ВлГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сейчас в современных условиях иностранный язык для современного молодого специалиста крайне необходим. Студент, обладая высоким уровнем иностранного языка может расширить круг личных знакомств с иностранцами, быстрее найти высокооплачиваемую работу как молодой специалист. Он сможет гораздо быстрее сделать карьеру в профессиональной сфере, посещать международные конференции, взаимодействовать с коллегами, делиться опытом и выгодно выделяться среди своих коллег. Так в чём же проблема? Почему студенты на стадии обучения иностранным языкам в своём большинстве не удерживают информацию ни в оперативной, и ни в долговременной памяти?

В данный момент все преподаватели вузов озадачены одной и той же проблемой – как научить студентов иностранному языку?

Изучение иностранного языка – процесс очень долгий и не простой, занимающий очень много времени и сил. Преподаватель должен применять инновационные и креативные технологии для того, чтобы процесс изучения иностранного языка  не был передачей знания. Важно формировать у студентов представление о системе языка, развивать умение использовать эту систему в речи.

При изучении иностранного языка студент идёт от понимания его свойств к его структуре.

Так давайте же разберём, что значит: когнитивный подход, и какое место он имеет в изучении иностранных языков.

Какое же всё таки определение у слова когнитивность? Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») обозначает способность к умственному восприятию и переработке человеком внешней информации. Понятие «когнитивные процессы» часто применяют к таким процессам как "память", "внимание", "восприятие", "действие", "принятие решений" и "воображение". "

То есть преподаватель, используя в обучении когнитивный подход, обязан создавать проблемные ситуации для студентов для того, чтобы они открывали новые знания самостоятельно. Он использует когнитивные приёмы, учит студентов применять те или иные стратегии адекватно к задаче, стоящей перед ним. Так же задача преподавателя заключается не только в том, чтобы ставить контрольные вопросы и оценивать результаты работы студентов, но и формировать у студентов способность к самооценке, самоконтролю путём вовлечения его в открытое обсуждение «своего и «чужого» выступления, какой – либо учебной работы.

Суть когнитивной технологии в обучении состоит в обеспечивающей понимание студентами учебной информации. Для этого преподаватель создаёт целостную систему заданий.

В процессе подготовки заданий необходимо учитывать разный уровень когнитивного развития студентов и создавать задания разного уровня сложности. К этому подведен и принцип итогового контроля, где оценка знаний в баллах соответствует определенному уровню знаний.

Психологические исследования и практика обучения когнитивным подходам показывают, что обучение студентов протекает успешно, когда мозг создаёт свои собственные ментальные структуры и тормозит, если готовые структуры преподаватель при выдаче информации начинает ему навязывать. Таким образом, язык строится на основе когнитивной активности в процессе языковой практики в обучающей среде через взаимодействие преподавателя, студента и его одногруппников.

Поэтому предпочтительнее создавать такие задания, чтобы стимулировать интерес студентов к обучению иностранного языка. Процесс изучения языка должен стать процессом открытия языка, процессом исследовательским и экспериментальным.

Когнитивный подход в обучении иностранному языку крайне необходим, т.к. помимо умственного развития он способствует духовному и социальному развитию студентов. Поскольку данный подход базируется на полученных при овладении родным языком студентами когнитивных умениях, это значительно ускоряет процесс овладения иностранным языком при двух часах в неделю, которые отводятся на изучение иностранного языка в вузах и, в конечном итоге, к созданию ситуации успеха в обучении. Благодаря когнитивному подходу удаётся добиваться лучшего, качественного усвоения знаний.

Когнитивный же принцип привлекателен еще и тем, что базируясь на научных принципах, он не даёт остановиться на однажды разработанных и проверенных доктринах. Он даёт представление о сложной реальности, которую мы называем «процессом овладения иностранным языком». Он напоминает постоянно о том, что ничего в процессе обучения нельзя предвидеть абсолютно точно. Ничто заранее не предопределено ни со стороны преподавателя, ни со стороны студента. Осознание этого заставляет быть готовым к тому, что в следующий момент занятия придётся перестроиться и изменить тактику. Однако знание преподавателем закономерностей процесса познания даёт ощущение уверенности в своих силах, позволяет моделировать учебный процесс адекватно поставленным задачам.

Список литературы:

Образовательный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/110-foreignlang/11089Kognitivnyy_podkhod_v_obuchenii_inostrannym_yazykam.html

Ведущий образовательный портал России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-kognitivniy-podhod-v-obuchenii-inostrannomu-yaziku-3261037.html

Когнитивный подход в обучении иностранному языку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-4340

Просмотров работы: 645