Актуальность данной темы заключается в исследовании механизма манипулирования как индивидуальным, так и общественным сознанием, так как любое воздействие на наше сознание, включает в себя определенные элементы манипулирования. Манипуляция – это скрытый психологический прием, целью которого является заставить человека, вопреки его интересам, выполнить нужные вам действия. Немаловажный фактор манипулирования – сделать так, чтобы человек сам захотел это сделать.
Изначально манипуляция сознанием народа являлась атрибутом политики. Осознание проблемы манипуляции человеком было замечено еще в эпоху Античности. Философ Платон называет манипуляцию практически единственным средством: во-первых, позволяющим подчинить волю, а во-вторых, внушить человеку не только некий образ мыслей, но и направить его на совершение действий, без физического воздействия. Платон говорит: «… искусство убеждать отличается от иных искусств тем, что оно весь народ заставляет служить себе добровольно, а не насильно, оно лучше всех других искусств» [1]. Стоит отметить, что конкретное описание термина манипуляция возникло гораздо позже, следовательно, в античной философии о нём нет прямого упоминания.
В эпоху Возрождения, где манипулирование людьми выступает атрибутом политики, принимая форму «макиавеллизма». Макиавелли отмечал, что одно из действенных правил манипулирования сознания состояло в тактичной форме отказа. Конкретно: « правление представляет собой явление, где твои подчиненные не могут и не желают причинить тебе вред, но это возможно тогда, когда ты лишаешь их любой возможности тебе навредить или осыпаешь своих поданных такими милостями, что с их стороны будет неразумно желать перемены судьбы» [2].
Значимый вклад в понимании сущности проблемы манипуляции человеческим сознанием в ХХ в. внесли представители Франкфуртской школы – Г. Маркузе, Э. Фромм, Т. Адорно, Ю. Хабермас. По их мнению, осознание диспропорции между внешней социальной успешностью общества и затрудненностью самореализации в нем было невозможно из-за особого состояния сознания индивида, которое было конституировано политическими, идеологическими и культурными установками, включающие в себя составляющие манипулятивного воздействия. Ф. Уэбстер, анализируя причины проявления манипулятивных действий в современном обществе, он указывает на борьбу между различными влиятельными группами, которые действуют в своих интересах и добиваются усиления своих позиций [3].
Исследуя феномен «манипуляция» в социально-политическом контексте, ученые видят в нём способ духовного влияния на человека путём программирования его поведения. Они отмечают, что манипулирование направлено на психические структуры человека, осуществляется тайно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном направлении власти.
Под влиянием же, подразумевается некий реальный авторитет или реальная сила, с помощью которой человек изменяет мнение, желание, действие другого человека.
Выделяют три формы влияния:
Личная форма влияния (к примеру, вы становитесь для человека авторитетом, поражаете его своим умом, красноречием, он постепенно начинает вами восхищаться);
Профессиональное влияние, примером может выступать обращение к сотруднику, с целью консультации о товаре, который вы желаете приобрести;
Административная форма влияния (когда человек, наделенный властью или полномочиями, приказывает вам какие-либо действия)
Приведем простой пример: Представьте, что вы находитесь в магазине бытовой техники. Вам срочно понадобился ноутбук, и вы обращаетесь к продавцу-консультанту, с целью сэкономить ваше время и сделать качественный выбор. При обращении может быть две модели поведения консультанта:
Первая.
Посмотрите, какой ноутбук! Последняя модель выпуска компании HP, правда, он уже остался в единственном экземпляре! Но, если вы возьмете этот ноутбук прямо сейчас, я даже сделаю вам небольшую скидку!
Вторая.
Обратите внимание на данную модель вычислительной техники. Сборка выполнена одной из крупнейших американских компаний, четырехядерный процессор. Ценовая категория у него выше, чем средняя линейка, но зато вы уверены, что производство не Китай. Гарантийный срок 2 года. Планируете много работать за устройством? То, это оптимальный вариант для вас.
Мы видим, что в моделях поведения одна цель – продать ноутбук. Но, в первой, консультант пытается манипулировать вами, подталкивая тем самым к покупке. Во второй же модели, он оказывает влияние на ваш выбор, предоставляя вам информацию.
Дело в том, что манипулирование и влияние – это совершенно разные инструменты. Они противоположны по своему воздействию, хотя зачастую приводят к одной и той же цели.
Общество, в котором мы живем, можно назвать информационным. Каждый день нам необходима интересующая нас информация, но с её помощью может осуществляться ряд манипуляций. В результате становится сложнее различать беспристрастную информацию от кем-то «проплаченной». Отметим, что в настоящее время одним из эффективных способов манипуляции массовым сознанием является телевидение. Зачастую телевизионных топ-менеджеров не особо интересует глубина содержания телепрограмм. Показателем популярности программ является, прежде всего, рейтинг, количество зрителей, которые смотрят в текущий момент телепередачу [5].
Таким образом, влияние и манипуляция – это разные инструменты. Говоря о манипуляции, очевидно, что с одной стороны, её применение обусловлено внешней средой обитания человека, а с другой – внутренними причинами. Будет человек вами манипулировать или нет, зависит от всего комплекса внешних и внутренних причин. Что касается влияния, с ним всё намного проще, поскольку оно более надежное, основанное на реальной силе и авторитете, является долговременным. К манипулированию стоит прибегать, только в крайних случаях, поскольку оно может дать краткосрочный результат. Когда манипуляция будет раскрыта, то это может причиной конфликтной ситуации.
Библиографический список
Платон. Диалоги. Книга вторая. / Платон. – М., Эксмо, 2008.
Макиавелли Н. Избранные произведения. / Н. Макиавелли. / Пер. Г.Д. Муравьевой. – М.: Художественная литература, 1982. – С. 34.
Уэбстер Ф. Теории информационного общества [Электронный ресурс] / Ф. Уэбстер. // Теория и практика общественного развития; URL: https://cyberleninka.ru/article/v/manipulyatsiya-kak-sotsialno-filosofskoe-yavlenie