КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ

Зырянов В.С. 1
1Курганский институт железнодорожного транспорта
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Россия должна не только прочно
закрепиться в пятёрке крупнейших
экономик мира, но к середине
следующего десятилетия увеличить
ВВП на душу населения в полтора раза.
Это очень сложная задача.
Уверен, мы готовы эту задачу решить.

В.В.Путин

В ежегодном послании Федеральному собранию президент России поставил перед правительством задачу – в кротчайшие сроки вывести страну на лидирующие позиции в экономике среди ведущих стран. Для выполнения данной задачи Россия должна не просто увеличить производство сложных товаров, товаров первой необходимости, но и увеличить объем не сырьевого импорта, обеспечить экономические и торговые связи внутри страны. История показывает, что именно в периоды индустриализации, роста промышленности возрастает роль предприятий транспорта, в том числе и железнодорожных путей (рис.1).

Рисунок 1. Характеристика преимуществ железнодорожного транспорта и его основных конкурентов.

Железнодорожные пути в России – монопольная, государственно регулируемая стратегическая отрасль. Функционирование железнодорожных путей протекает в условиях значительной конкуренции со стороны иных видов транспорта (воздушным – в осуществлении пассажирских перевозок, автомобильным – в грузовых перевозках на малые и средние расстояния). По данным федеральной службы государственной статистики в январе - октябре 2018г. грузооборот транспорта составил 4666,5 млрд. тонно-километров, из них железнодорожными путями доставлено - 2152,0 млрд., автомобильным транспортом - 213,8 млрд., морским - 32,6 млрд., внутренним водным - 57,0 млрд., воздушным - 6,5 млрд., трубопроводным - 2204,5 млрд. тонно-километров. Приведенные данные показывают, что железнодорожные пути имеют значительное преимущество, но существует и ряд серьезных проблем.

На конкурентоспособность железнодорожных путей, помимо ценового фактора, влияют такие показатели, как качество транспортного обслуживания, скорость доставки, сервис, удобство и прочие дополнительные услуги. Но, оказываемые дополнительные услуги (хранение грузов, погрузочно-разгрузочные услуги, транспортно-экспедиционные услуги и др.) не в полной мере соответствуют требованиям потребителей услуг и экономической ситуации в целом. Наиболее актуальными и требующими системного подхода являются проблемы, представленные на рисунке 2.

Рисунок 2. Актуальные проблемы, требующие системного подхода

Состояние железнодорожных путей потребовало принятия Правительством Российской Федерации таких стратегически значимых документов, как распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 N 877-р <О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года> (вместе с "Планом мероприятий по реализации в 2008 - 2015 годах Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года"), которые должны служить условием реализации таких важнейших стратегических задач как обновление и техническое перевооружение систем железнодорожных путей, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов.

Выполнение положений данной стратегии позволит увеличить конкурентоспособность железнодорожных путей за счет правильно определенных объема и распределения инвестиций для строительства новых железнодорожных линий, развития международных транспортных коридоров, обновления имеющегося хозяйства.

А также мощным инструментом, способствующим повышению конкурентоспособности железнодорожных путей становится контейнеризация грузов контейнеро - пригородных перевозок, которая дает положительный эффект:

В экономии эксплуатационных расходов (затаривание и упаковка тарно штучных грузов);

В экономии расходов на производимые погрузочно-разгрузочные работы для грузоотправителей;

В повышении сохранности перевозимых грузов по железнодорожным путям;

В ускорении доставляемых грузов в контейнерах;

В снижении затрат на создание складов для хранения грузов, в том числе текущих расходов, связанных с хранением груза, экономии крупных затрат при строительстве складских, специально оборудованных помещений.

В результате проводимой работы к 2030 году увеличатся объемные показатели работы железнодорожного транспорта, не только погрузка грузов, грузооборот, но и пассажирооборот.

Значение железнодорожных путей для перевозки пассажиров заключается в удовлетворении транспортных потребностей населения и определяется следующими свойствами:

1. Возможностью сооружения железнодорожных путей в любом направлении и районе страны.

2. Транспортным обеспечением связей между районами.

3. Высокой провозной способностью.

4. Регулярностью сообщения транспортом.

5. Независимостью железнодорожных путей от погодных условий и времени года, суток.

6. Возможностью выполнения массовых пассажирских перевозок с высокой скоростью.

А также базовыми параметрами являются безопасность поездки, которая во многом зависит от уровня функционирования системы железнодорожного транспорта (надежности функционирования) и точности курсирования поездов, напрямую зависящей от пропускной способности железнодорожного пути и находящихся вдоль станций, а также от профессионализма исполнительных служб. К дополнительному параметру относится комфортабельность путешествия, зависящая от размера и структуры поездных составов, комфортной среды на железнодорожных станциях.

Основными конкурентами при осуществлении пассажирских перевозок являются авиаперевозки, благодаря их ценовой, маркетинговой и коммерческой гибкости и скорости доставки пассажиров. Следующими по значимости конкурентами стали междугородные автобусные перевозки. Они обеспечивают высокий уровень комфорта при достаточно низкой стоимости проезда. Тем не менее, в своей работе мы определили, насколько высок потенциал роста объемов и рентабельности железнодорожных путей.

Список используемой литературы:

Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 N 877-р <О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года> (вместе с "Планом мероприятий по реализации в 2008 - 2015 годах Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года")

Дубровина В.И. Экономическое обоснование направлений повышения конкурентоспособности железнодорожных перевозок контейнеропригородных грузов: автореф. дис. на соискателя ученой степени кандидата эк. наук; ВНИИЖТ. – М. 2014. –171 с.

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/

Просмотров работы: 182