Проблема сбалансированности государственного бюджета и методы регулирования его статей - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Проблема сбалансированности государственного бюджета и методы регулирования его статей

Масалев Я.В. 1, Устинова С.Ю. 1, Конорева Ю.С. 1, Обухова А.Ю. 2
1курский государственный университет
2КГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Любая страна стремится к тому, чтобы доходы и расходы бюджета были сбалансированы. Из-за цикличности экономики государственный бюджет не может быть сбалансированным [1]. Существует важная экономическая величина – сальдо. Сальдо – эторазница между доходами и расходами государственного бюджета. Еслисальдо положительное, то это профицит бюджета, если оно отрицательное, то это дефицит [2]. Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов иувеличения государственного долга являются:

1) увеличение государственных расходов в военное время или впериоды других социальных конфликтов, а также при различного родастихийных бедствиях;

2) циклические спады и «встроенные стабилизаторы» экономики;

3) наличие кризисных явлений в экономике, ее развал,неэффективность ее финансово-кредитных связей, неспособностьправительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. 

Если причина дефицита именно одна из этих то необходимы срочные, действенныеэкономические меры и соответствующие политические решения [2]. Государство имеет несколько методов регулирования статей бюджетаза счет:

1) выпуска новых денег (эмиссионный способ), в результатеувеличиваются статьи доходов, так как эмиссионный способ приводит кповышению среднего уровня цен, вследствие чего экономические агентыбудут выплачивать своеобразный инфляционный налог, таким образом, этачасть доходов перераспределяется в пользу государства через возросшиецены. Инфляционное напряжение растет, создавая экономические стимулыдля «уклонения» от уплаты налогов, в результате которого выигрываетналогоплательщик. Данный метод может в итоге привести к возникновениюдефицита госбюджета и общей неустойчивости финансовой системы [1];

2) внутренних и внешних займов (неэмиссионный способ финансирования бюджетного дефицита). Этот метод приводит квозникновению государственного долга – долговое обязательство, котороевозникает в результате заимствования денег для финансированияпредшествующих бюджетных дефицитов, которые выражены в иностраннойили российской валюте, в этом случает РФ выступает в качестве заемщикаили гаранта погашения займов другими заемщиками перед физическими июридическими лицами, иностранными государствами, международнымиорганизациями и иными субъектами международного права. Большой размергосударственного долга оказывает негативное воздействие на состояниеэкономики в долгосрочном периоде, так как усилившийся налоговый прессдля обслуживания государственного долга снижает мотивации к труду,происходит утечка финансовых ресурсов из страны, что приводит ксокращению потребления и вложения инвестиций в национальнуюэкономику, частичное вымывание частного капитала приводит к замедлениютемпов роста потенциального выпуска продукции, замедлениюэкономического роста и благосостояния в будущем.

В эффективном использовании средств государственного заимствования, привлечении средств для выплаты долга и нейтрализации его негативного воздействия наэкономику страны заключается управление государственным долгом [1];

3) роста налоговых поступлений и неналоговых поступлений(например, доходы от иностранного туризма), в этом случае финансированиедефицита государственного бюджета происходит за счет снижения ставок налогообложения, что в дальнейшем приводит к расширению базыналогообложения. Помимо этого, из-за снижения налоговых ставокпроисходит повышение спроса на деньги, а при постоянном предложении этоприведет к повышению процентных ставок, в результате чего усилитьсяэффект вытеснения негосударственного сектора [5].

В том случае, когда доходы превышают расходы, возникаетбюджетный профицит. Далеко не все экономисты считают, что профицитбюджета – благо для страны. Так, с одной стороны, есть мнение, что профицитный бюджет – следствие жесткой экономической политики, его результатом является недостаток свободных оборотных средств в экономике,в частности снижение ликвидности кредитных организаций [4].

В конечном итоге, излишние денежные средстванаправляются на уменьшение объема внешних кредитов.С другой стороны, бюджетный профицит может послужить стимуломдля развития приоритетных секторов экономики, для обеспечениясоциальной поддержки наименее защищенным слоям населения и поддержкидальнейшего экономического роста страны, развития экономики. В том числебюджетные излишки направлены на погашение хотя бы какой-либо частигосударственного долга, если в стране был дефицит.

Однако, некоторые политики и экономисты считают, что только дефицит может держать в тонусе население, многие же утверждают, что любоеотклонение имеет свои благоприятные и негативные последствия, нополностью сбалансированный бюджет встречается только в теории, а не на практике [3].

С наступлением нового года, правительство, учитывая все методы порегулированию бюджета и рассчитывая на составление сбалансированногобюджета, расписывает финансовый план, теоретически государство желает видеть в бюджете баланс, но в современном мире это невозможно, так как вкаждой стране есть безработица, а если она увеличивается, то доходы государственного бюджета уменьшаются, следовательно, государство, чтобы восстановить баланс, повышает налоговые ставки, но ситуация на рынке труда может быть критичной, тогда уровень обязательств не может быть повышен [1].Таким образом, любое сальдо бюджета имеет негативные последствия, это и является основной проблемой сбалансированности, также методырегулирования бюджета, которые направлены на уменьшение дефицита, невсегда имеют благоприятный исход.

Подводя итог можно определить, что сбалансированность бюджета достигается значительной и комплексной, более широкой базой, чем действующая, закрепленная в ст. 33 БК РФ. По нашему мнению, нормализация бюджетной системы в долгосрочной перспективе необходимо обеспечивать не через грубое равенство расходов и доходов, но и через привлечение регулирования государственной долговой политики, новой политикой взаимодействия бюджетов всех уровней и усовершенствованием инструментов ликвидации бюджетного риска.

Список литературы:

1.Алехин Б.И. Государственный долг: учебное пособие / Б.И. Алехин – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 335 с.

2.Барсегян Л.М. Финансовая система государства / Л.М. Барсегян –Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2013. – 319 с.

3.Бегунова С.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / С.В. Бегунова. – Оренбург: ОГУ, 2014. – 320 с.

4. Богославцева Л. В. Программно-целевое планирование расходов бюджета как инструмент устойчивого социально-экономичекого развития региона // Архивариус. – 2016. - №4(8). – с.40-43.

5.Ерженин Р. В. Предмет, объект и субъект оценки эффективности в государственном управлении // Финансы и кредит. – 2016. - № 12 – с.10-23.

Просмотров работы: 356