В государственном устройстве формирование бюджета страны является неотъемлемой частью функционирования финансовой системы, включающем в себя финансовые категории (расходы и доходы, налоги, государственные кредиты). Под бюджетом понимается совокупность экономических отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием централизованных финансовых ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления [1].
Формирование доходной части бюджета происходит за счет различных источников, которые делятся на 2 группы: налоговые и неналоговые доходы. На сегодняшний день основным способом пополнения бюджета для всех без исключения государств являются налоговые доходы. Так, основу формирования федерального бюджета Российской Федерации составляют федеральные налоги и сборы, обязательные платежи юридических и физических лиц, устанавливаемые федеральными нормативными актами [2].
УФНС России по Курской области формирует налоговые доходы федерального бюджета РФ за счет так называемых регулирующих налогов. Данные о фактическом поступлении налогов в федеральный бюджет РФ отражены в форме 2-НМ.
На основании сводной отчетности формы 2-НМ можно оценить работу налоговых органов России по формированию доходов федерального бюджета за 2015-2017 гг. Рассмотрим динамику поступления налоговых доходов в федеральный бюджет РФ по данным УФНС по Курской области (рис.1).
Рисунок 1 – Динамика поступления налоговых доходов в федеральный бюджет РФ по данным УФНС по Курской области, тыс. руб.
Из рисунка 1 видно, что по Курской области также наблюдался рост поступлений в федеральный бюджет, что благоприятно характеризует налоговый потенциал работы Федеральной налоговой службы по Курской области по пополнению доходов федерального бюджета страны.
Рассмотрим поступления в федеральный бюджет по группам налогов и оценим динамику и структуру данных поступлений.
Таблица 1-Динамика поступлений в федеральный бюджет РФ по группам налогов по Курской области, тыс. руб.
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Темп роста 2017 г. к 2015 г., % |
Налоги на прибыль, доходы |
1018987 |
1012964 |
953101 |
93,53 |
Налоги на товары (работы услуги), реализуемые на территории РФ |
8232328 |
10588685 |
11509690 |
139,81 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ |
477989 |
480103 |
473633 |
99,09 |
Налоги и сборы за пользование природными ресурсами |
218352 |
259747 |
218656 |
100,14 |
Государственная пошлина |
56464 |
64022 |
55977 |
99,14 |
Задолженность и перерасчеты по налогам |
267 |
71 |
71 |
26,59 |
Итого налоговые доходы |
10004387 |
12405592 |
13211128 |
132,05 |
Из таблицы 1 можно увидеть, что рост налоговых доходов, администрируемых УФНС по Курской области, поступающих в федеральный бюджет был обеспечен ростом по налогам на товары (работы услуги), реализуемые на территории РФ почти на 40%, а также некоторым ростом налогов и сборов за пользование природными ресурсами.
По остальным видам налоговых доходов в Курской области наблюдался спад наибольшее сокращение в относительном выражении показала задолженность и перерасчеты по налогам – в 4 раза. Для оценки структуры налоговых доходов федерального бюджета, поступающих по Курской области, проведем оценку структуры налоговых доходов по группам налогов.
На основании таблицы 2 можно увидеть, что основной группой налоговых доходов, обеспечивающих поступления в федеральный бюджет РФ по видам налогов от Курской области являются налоги на товары, реализуемые на территории РФ.
Таблица 2-Структура поступлений в федеральный бюджет РФ по группам налогов от УФНС по Курской области
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Налоги на прибыль, доходы |
10,19% |
8,17% |
7,21% |
Налоги на товары (работы услуги), реализуемые на территории РФ |
82,29% |
85,35% |
87,12% |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ |
4,78% |
3,87% |
3,59% |
Налоги и сборы за пользование природными ресурсами |
2,18% |
2,09% |
1,66% |
Государственная пошлина |
0,56% |
0,52% |
0,42% |
Задолженность и перерасчеты по налогам |
0,03% |
0,01% |
0,02% |
Итого налоговые доходы |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
Доля налогов на товары, реализуемые на территории РФ в 2016 году росла на протяжении всего периода исследования и составила в 2015 году - 82,29%, в 2016 году – 85,35%, а в 2017 году – 87,12%. Данная тенденция также связана с ростом сумм, полученных по данному налогу.
Среди значимых групп налогов, обеспечивающих поступления в федеральный бюджет РФ по видам налогов от УФНС по Курской области следует выделить также налоги на прибыль, доходы, хотя их доля и сокращалась последовательно с 10,19% в 2015 году до 8,17% в 2016 году и до 7,21% в 2017 году. Остальные группы налогов составляли незначительную долю в налоговых доходах и также в основном сокращались.
Рассмотрим далее поступления в федеральный бюджет от УФНС по Курской области по каждой группе отдельно в разрезе видов налогов. Сначала рассмотрим наиболее значимую статью - налоги на товары, реализуемые на территории РФ.
Из таблицы 3 можно отметить, что наблюдался рост как по величине НДС (на 31,05% за период), так и по величине акцизов (практически в 2,4 раза). Рост был обусловлен наращиванием объемов товаров, реализуемых на территории Российской Федерации.
Таблица 3-Динамика поступлений в федеральный бюджет РФ по налогам на товары, реализуемые на территории РФ от Курской области, тыс. руб.
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Темп роста 2017 г. к 2015 г., % |
НДС на товары (работы услуги), реализуемые на территории РФ |
7568850 |
9359340 |
9919115 |
131,05 |
Акцизы на товары (работы услуги), реализуемые на территории РФ |
663478 |
1229345 |
1590575 |
239,73 |
Итого налоги на товары (работы услуги), реализуемые на территории РФ |
8232328 |
10588685 |
11509690 |
139,81 |
Далее рассмотрим структуру налогов на товары, реализуемые на территории РФ, по видам налогов.
Таблица 4-Структура поступлений в федеральный бюджет РФ по налогам на товары, реализуемые на территории РФ от УФНС по Курской области, тыс. руб.
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
НДС на товары (работы услуги), реализуемые на территории РФ |
91,94% |
88,39% |
86,18% |
Акцизы на товары (работы услуги), реализуемые на территории РФ |
8,06% |
11,61% |
13,82% |
Итого налоги на товары (работы услуги), реализуемые на территории РФ |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
На основании таблицы 4 следует отметить, что доля НДС последовательно сокращалась, в 2015 году она составила 91,94%, в 2016 году – 88,39%, а в 2017 году – 86,18%. Доля акцизом, соответственно росла. Рост доли акцизов вызван в первую очередь тем, что они росли более быстрыми темпами, чем НДС на протяжении всего периода исследования.
Далее рассмотрим налоги на доходы, поступающие в федеральный бюджет РФ по видам налогов от Курской области. Отметим, что в 2016-2017 гг. всю группу данных налогов составляет доход на прибыль организаций. Рост данной категории за период составил 19,38%, а рост суммы налогов на прибыль, доходы – 16,77%.
Таблица 5-Динамика поступлений в федеральный бюджет РФ по налогам на прибыль, доходы от Курской области, тыс. руб.
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Темп роста 2017 г. к 2015 г., % |
Налог на прибыль организаций |
999732 |
1012964 |
953101 |
95,34 |
НДФЛ |
19255 |
0 |
0 |
0,00 |
Итого налоги на прибыль, доходы |
1018987 |
1012964 |
953101 |
93,53 |
Проведенная оценка позволяет сделать вывод, что УФНС по Курской области достаточно качественно организует свою деятельность по формированию налоговых доходов федерального бюджета.
Список использованных источников
Поляк, Г.Б., Смирнова Е.Е. Налоги и налогообложение учебник и практикум [Текст] / Г. Б. Поляка, Е. Е. Смирновой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство
Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс] – URL: http://www.nalog.ru (дата обращения 20.11.2018)
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России [Электронный ресурс] – URL: http://www.gks.ru (дата обращения 20.11.2018)