В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений заинтересованных в результатах его функционирования.
Чтобы обеспечить выживаемость организации в современных кризисных экономических условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать эффективность использования активов, важнейший показатель деятельности.
Активы представляют собой производственные и финансовые ресурсы в различных их видах, используемые в процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия. Они формируются для конкретных целей осуществления этой деятельности и зависят от объемов и номенклатуры выпускаемой предприятием продукции, состава и структуры основных производственных фондов, применяемых технологий и характеризуют величину его экономического потенциала. От того, насколько целенаправленно формируемая совокупность экономических ресурсов в виде определенного количества материальных ресурсов, финансовых средств и др. соответствует функциональной направленности производственно-хозяйственной деятельности предприятия, зависит эффективность его работы.
Экономическая эффективность — показатель, определяемый соотношением экономического эффекта (результата) и затрат, породивших этот эффект (результат). Иными словами, чем меньше объем затрат и чем больше величина результата хозяйственной деятельности, тем выше эффективность. Понятие экономической эффективности применимо и к деятельности предприятия, и к функционированию всей хозяйственной системы.
Основным показатели оценки эффективности использования активов является рентабельность производства.
Термин рентабельность ведет свое происхождение от «рента», в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность.
В экономической литературе даётся несколько понятий рентабельности. Так, в широком смысле рентабельность отражает любой доход, получаемый в результате хозяйственной деятельности человека [1, с. 194].
По мнению других авторов, рентабельность — это один из основных качественных показателей эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и продажи продукции (работ, услуг) [2, с. 50].
Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода.
Цель анализа рентабельности - выявление и оценка резервов роста прибыли и повышения рентабельности.
Основными задачами анализа рентабельности организации являются:
оценка динамики рентабельности за ряд лет;
определение влияния факторов на изменение рентабельности деятельности организации;
выявление резервов повышения рентабельности;
разработка мероприятий по использованию возможностей роста рентабельности.
Практически значимым для организаций будет являться показатель рентабельности производственных активов, рассчитываемый как отношение прибыли (от продаж) к среднегодовой стоимости производственных активов:
Rпa = П / (ОС + 3) * 100 = П / Ап * 100, (1)
где Rпa - рентабельность основных производственных активов;
П - прибыль (от продаж);
ОС - основные средства;
3 - запасы;
Ап - производственные активы.
Как и по другим показателям рентабельности, анализ рентабельности производственных активов не ограничивается расчётом и оценкой значений показателя. Теоретически и практически значимым является обоснование соответствующей факторной модели и её практическая апробация.
Rпа = (П/В * 100) (В/Ап) = Рпр * Коб.па, (2)
где В - выручка;
Pпр - рентабельность продаж,%;
Kоб.па – коэффициент оборачиваемости производственных активов.
Данная модель является почти полным аналогом «традиционной» двухфакторной модели рентабельности активов, за исключением лишь того, что в модели (2) анализируются не суммарные активы, а производственные.
Дальнейшая детализация факторной модели возможна по пути расширения как числителя модели (1), так и знаменателя. Наибольшее распространение в литературе получила факторная модель рентабельности производственных фондов, позволяющая выделить влияние факторов рентабельности продаж, фондоотдачи и коэффициента оборачиваемости запасов [2, 5].
Трёхфакторная модель получается также за счёт введения в числитель и знаменатель модели (1) выручки. Применительно к производственным активам (не фондам) трехфакторная модель будет выглядеть следующим образом:
Рпа = (П / В) / ((ОС + З) / В) * 100 = Рпр / (ОС / В + З / В) = Рпр / (1 / ФО + 1 / Коб.з), (3)
где ФО - фондоотдача;
Кобэ - коэффициент оборачиваемости запасов [3, с. 114].
Таким образом, в модели (3) уже не общая сумма производственных активов делится на выручку, а отдельно - основные средства и запасы. Это, как следует из полученной модели, позволяет отдельно выделить влияние фактора фондоотдачи и влияние фактора оборачиваемости запасов.
Подводя итог вышеизложенному отметим, что в оценке эффективности, с позиции внутреннего контроля и управления, актуальным является расчёт рентабельности производственных активов. Анализ данного показателя возможен с различной степенью детализации. Так, применяются двух-, трёх-, пятифакторные модели
Список литературы:
1. Герчикова, З.В. Критерии эффективности диктует бизнес / З.В. Горчикова. - Мн: Экономика, 2016. - 558 с.
2. Мисуно, П.И. Обобщающие показатели эффективности использования основных производственных средств: Новый подход / П.И. Мисуно //Экономический анализ: теория и практика – 2018 - №1, 84с.
3. Финансовый менеджмент: / Под ред. Проф. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2017. – 408 с.