Алгоритмы: основные понятия - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Алгоритмы: основные понятия

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дисциплина «Основы алгоритмизации и программирования»

Тема «Алгоритмы: основные понятия»

Цель занятия: знакомство с алгоритмами и принципами их построения

Задачи:

Дидактические:

способствовать освоению понятий из данной предметной области (алгоритм; свойства алгоритма; принципы построения алгоритмов; блок-схемы; формы представления алгоритмов);

создать условия для формирования умений различать интерфейс разных видов алгоритмов.

Развивающие:

совершенствование логического мышления;

совершенствование умения вести диалог.

Воспитательные:

воспитание интереса к изучению дисциплины, к учебной деятельности.

Ведущая технология: информационная

Тип занятия: комбинированный урок

Вид занятия: традиционный урок

Методы обучения: словесные методы, наглядные методы; практические методы; методы контроля и учета результатов; применение ИТ.

План учебного занятия

Этап учебного занятия

Отводимое время на этап

I. Организационный момент

5 минут

II.Проверка домашнего задания

5 минут

Ш. Актуальность темы занятия

2 минут

IV. Целевая ориента­ция

5 минут

V. Актуализация опорных знаний

3 минут

VI. Изложение нового материала

20 минут

VII. Проверка усвоения знаний

10 минут

VII. Проведение практического занятия

25 минут

IX. Выдача домашнего задания.

5 минут

X. Подведение итогов занятия.

5 минут

XI. Рефлексия.

5 минут

Итого:

45 минут + 45 минут = 90 минут

Продолжительность учебного занятия – 90 мин.

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:

Этап 1. Организационный момент.

Приветствие, проверка посещаемости, объяснение плана урока и условий оценки учебной работы.

Педагог:Здравствуйте. На сегодняшнем занятии мы с вами будем изучать тему «Алгоритмы: основные понятия». Оценка учебной работы будет проводиться на основе рейтинговой системы контроля ваших учебных достижений. Сегодня вы сможете получить баллы за выполнение домашнего задания, ответы на вопросы во время лекции, дополнения по теме, выполнение практической работы и тестовые задания. В зависимости от набранного количества баллов, будут отмечены самые активные студенты. Если хотите ответить - прошу поднять руку, а не кричать с места. Занятие будет проводиться по следующему плану. Вначале мы проверим домашнее задание, затем изучим новую тему, выполним практическую работу, для закрепления изученного материала, проведем тестирование, для проверки полученных знаний, подведем итоги урока, проведем рефлексию и запишем домашнее задание.

Этап 2. Проверка домашнего задания.

Педагог:Дома вы должны были выполнить задание по прошлой теме занятия. Сейчас я пройду и проверю его наличие.

Домашнее задание: Выбрать из папки «Фото» файл «сова.jpg» и повторить то, что изображено на скриншоте (надпись и рисунок можно изменить по своему усмотрению):

Критерии оценивания:

Оценка «отлично» (4 балла) выставляется студенту, если он может объяснить то, как выполнена его работа, а также если он пользовался инструментами «Ластик», «Кисть», «Линия», «Горизонтальный текст». При этом стоит учитывать дополнительные параметры, которые можно использовать для инструментов «Кисть» (размер, жесткость, режим наложения, непрозрачность, нажим), «Горизонтальный текст» (шрифт, цвет, стиль, размер, очертание, выравнивание, изгиб).

Оценка «хорошо» (3 балла) выставляется студенту, если он может объяснить то, как выполнена его работа, а также если он пользовался инструментами «Ластик», «Кисть», «Линия», «Горизонтальный текст». При этом он не пользовался никакими дополнительными параметрами инструментов «Кисть», «Горизонтальный текст».

Оценка «удовлетворительно» (2 балла) выставляется студенту, если он может объяснить то, как выполнена его работа, а также если он пользовался инструментами «Ластик», «Кисть», «Линия», «Горизонтальный текст», НО не всеми вместе.

Оценка «неудовлетворительно» (0 баллов) выставляется студенту, если он НЕ может объяснить то, как выполнена его работа.

Этап 3. Актуальность темы занятия.

Педагог: Прежде чем приступить к новой теме, давайте обсудим ее актуальность в наше время.

Педагог:

Как вы понимаете, что такое алгоритм?

Для чего существуют алгоритмы?

Где применяются алгоритмы?

Студенты отвечают.

Педагог анализирует знания студентов, комментирует ответы обучающихся.

Педагог: Актуальность темы нашего занятия выражается в том, что на сегодняшний день прежде чем писать программы нужно научиться составлять алгоритмы, по которым вы будете следовать при ее написании.

*(слайд 2)

Этап 4. Целевая ориентация.

Предъявление темы, плана и целей урока. Объяснение, что будет изучаться на уроке, за что можно получить дополнительные баллы. Обеспечение мотивации учебной деятельности.

Студент в результате освоения темы должен:

Знать:

 

1) Определение понятия «Алгоритм»

2

2) Перечислять основные свойства алгоритмов

2

3) Знать основные фигуры блок-схем

2

Уметь:

 

1) Разбираться в разных видах алгоритмов

2

2) Составлять блок-схему

2

3) Различать формы представления алгоритмов

2

Педагог: Изучение темы позволит вам научиться самостоятельно разрабатывать алгоритмические конструкции для решения математических задач.

(*слайд 4)

Этап 5. Актуализация полученных ранее знаний.

Педагог: Прежде чем мы перейдем к новому материалу, мы проведем повторение. За 1 правильный ответ вы получаете 1 балл.

(*слайд 5)

Педагог: Что такое алгоритм? Их свойства. Какие бывают алгоритмы?

(*слайд 6)

Студенты: отвечают

Педагог: Все ваши ответы верны.

Этап 6. Изложение нового материала.

Педагог: Вспомнив, ранее полученные знания, мы можем приступить к изучению новой темы.

Педагог: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему занятия и план изучения темы.

План изучения темы

Определение.

Свойства алгоритмов.

Исполнители алгоритмов.

Формы представления.

Виды алгоритмов.

Основные алгоритмические конструкции.

(* слайд 7)

Педагог объясняет новый материал по плану изучения темы, продолжая задавать студентам вопросы по ходу лекции.

Педагог приступает к объяснению 1-го вопроса темы, студенты слушают, записывают, запоминают.

Изучение 2-го вопроса и 3-го вопроса педагог проводит с привлечением студента.

Педагог переходит к изложению 4-го вопроса, 5-го вопроса и 6-го вопроса лекции, обеспечивая восприятие и осмысление; создает условия для формирования умения самостоятельно применять знания в заданной ситуации, обеспечивает активизацию деятельности путем обращения к обучающимся с уточнением по пониманию нового материала.

(*слайд 8-20)

Педагог: Все ли вам понятно? Может у вас есть вопросы по изученному материалу? Если все понятно, то приступим к выполнению практической работы.

Этап 7. Проверка усвоения знаний.

Педагог:сейчас я вам предлагаю пройти тестирование, которое выявит структуру и уровень знаний, которые остались у вас после этого занятия.

Педагог: отвечаем на вопросы, по завершению теста поднимите руку, я подойду и зафиксирую вашу оценку. Не совещаемся, разрешено пользоваться текстом практической работы. 1 правильно выполненное задание – 1 балл.

Желаю удачи!

Этап 8. Выполнение практической работы.

Педагог:Прежде чем приступить к выполнению практического задания прослушайте инструктаж по практической работе

Педагог:Откройте сетевую папку, в этой находится ваша практическая работа. Открываем текстовый документ. Вам необходимо исследовать самостоятельно разработать алгоритм выполнения задания и изобразить его в тетради либо в программе MSWord.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

(* слайд 21) Тема: Понятие алгоритма. Простые алгоритмы линейного и разветвленного вида.

Цель работы: Закрепление полученных знаний в области алгоритмизации. Составление блок-схем к алгоритмам линейного и разветвляющегося видов.

Материально-техническое обеспечение: персональный компьютер, текстовый редактор Microsoft Word.

Время выполнения: 25 минут.

Ход выполнения:

Самостоятельно разработать алгоритмическую конструкцию для решения задач;

Изобразить разработанный алгоритм в тетради либо в программе MS Word.

Педагог: Работа будет оцениваться по следующим критериям:

4 балла: все этапы работы выполнены без ошибок и в полном объеме, обучающийся может объяснить, как составлен тот или иной алгоритм;

3 балла: этапы работы выполнены с небольшими погрешностями, но в полном объеме, обучающийся знает, как составить тот или иной алгоритм.

2 балла: работа выполнена не полностью, но обучающийся знает, как составить тот или иной алгоритм.

0 баллов: обучающийся ничего не сделал, не знает, как составить тот или иной алгоритм.

(*слайд 22)

Педагог: вам понятно выполнение практической работы? Если вопросов нет, то можете приступать

Педагог:На выполнение практической работы вам дается 10 минут. По всем вопросам, связанные с практической работой, зовете преподавателя – я помогу. При разработке конструкции разрешено пользоваться интернетом, но алгоритм составить самостоятельно.

Желаю удачи!

Этап 9. Проверка и оценка результатов практической работы.

Оценивание в соответствии с озвученными критериями оценивания;

Разбор ошибок по практической работе каждого студента;

Выдача каждому из студентов персональных консультаций по улучшению работы.

Этап 10. Домашнее задание.

Педагог: Обратите внимание на экран. Запишите домашнее задание.

Вам необходимо:

Скачать документ «Домашнее задание» из сетевой папки вашей группы. В нем находятся все необходимые задания для выполнения домашней работы по изученной теме.

Разработать два алгоритма к задачам, изобразив их в тетради либо в программе MS Word.

(*слайд 24)

Критерии оценивания:

4 балла: все этапы работы выполнены без ошибок и в полном объеме, обучающийся может объяснить, как составлен тот или иной алгоритм;

3 балла: этапы работы выполнены с небольшими погрешностями, но в полном объеме, обучающийся знает, как составить тот или иной алгоритм.

2 балла: работа выполнена не полностью, но обучающийся знает, как составить тот или иной алгоритм.

0 баллов: обучающийся ничего не сделал, не знает, как составить тот или иной алгоритм.

(*слайд 25)

Этап 11. Подведение итогов урока.

Педагог озвучивает оценки за урок.

Педагог анализирует учебную работу студентов, отмечает достоинства и недостатки учебной работы, называет оценки, дает рекомендации.

Этап 12. Рефлексия.

Педагог: Ответьте, пожалуйста, на вопрос слайда:

Что нового вы сегодня узнали?

В чем сегодня разобрались?

Что показалось вам особенно интересным?

(*слайд 23)

Студенты отвечают.

Педагог: спасибо за урок!

Критерии оценки выполнения тестовых заданий:

Если выполнено от 100% - 80% заданий - оценка «отлично» (5 баллов);

от 81-60% - оценка «хорошо» (4 балла);

от 61-50% - оценка «удовлетворительно» (3 балла);

0 – менее 50% - оценка «неуд» (0 баллов).

Деятельность обучающихся оценивается по балльно-рейтинговой системе.

Форма регистрационной карты учета учебных достижений

ФИО студента

Работа на лекции

Практическая работа

Тестирование

Итоговые баллы за занятие

1

 

5

4

3

2

1

4

3

2

0

5

4

3

2

 
           

Характеристика методов и приемов, реализуемых в процессе обучения

На данном занятии реализован целый комплекс методов обучения. Разработчик применяет методы стимулирования и мотивации учебной деятельности, элементы рейтингового контроля, ведет учет учебных достижений и решает при этом целый ряд задач, обеспечивающих активизацию учебной деятельности, усиление интереса к учебной деятельности, интереса к изучению дисциплины.

Применение методов устного изложения: диалога, объяснения, элементовинструктажа способствует передаче и усвоению знаний. Диалог, беседа и объяснение применялись на этапе актуализации опорных знаний, при изучении нового материала, в процессе рефлексии; инструктаж –перед выполнением практической работы, на этапе автоматизированного контроля, также при выдаче домашнего занятия.

Организуя самостоятельную работу обучающихся, педагог предъявляет задание, дидактические материалы к нему и проводит инструктаж. Педагог призывает студентов задавать вопросы, неоднократно спрашивает о том, все ли им понятно.

Педагог реализует методы анализа учебной работы, комментирует выставление оценок, формируя обучающихся реальную картину их учебных достижений. На занятии ведется учет учебной работы, что значительно упрощает подведение итогов.

Применение информационных технологий повышает эффективность учебного процесса.

Автоматизированный контроль знаний значительно сокращает время, отводимое на проверку и оценку результатов обучения, а элементы рейтингового контроля обеспечивают индивидуализацию обучения и оптимизацию процесса контроля.

Просмотров работы: 4