Увольнение в системе мер дисциплинарной ответственности государственных служащих за нарушение законодательства о противодействии коррупции - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Увольнение в системе мер дисциплинарной ответственности государственных служащих за нарушение законодательства о противодействии коррупции

Выборнова А.А. 1
1Финансовый университет при Правительстве РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дисциплинарная ответственность государственных служащих в течение длительного периода времени остается одной из наиболее интересных категорий административного права, анализируемой рядом современных ученых. Эта тема особенно важна, поскольку национальная правовая система постоянно находится в процессе утверждения человеческих ценностей, демократизации политической, экономической и социальной сфер жизни граждан, которые, к сожалению, сопровождаются правонарушениями, совершаемыми самими государственными гражданскими служащими.

Ответственность государственных органов, должностных лиц и всех граждан за добросовестное исполнение возложенных на них обязанностей чрезвычайно важна. В случае неисполнения служебных обязанностей, совершение им коррупционных правонарушений, сотрудник может быть привлечен к особому виду юридической ответственности, которая называется дисциплинарной (статья 13 закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017)).[1]

Дисциплинарная ответственность - вид юридической ответственности, одна из правовых форм воздействия на нарушителей дисциплины труда, заключается в наложении дисциплинарных взысканий.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» разграничивает два вида дисциплинарной ответственности: специальную дисциплинарную ответственность государственных и муниципальных служащих и общую дисциплинарную ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения. Трудовой кодекс Российской Федерации регулирует общую дисциплинарную ответственность, а специальная дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения государственных и муниципальных служащих предусмотрена также федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2014 № 79-ФЗ, федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25 - ФЗ.[2] За нарушение законодательства в сфере противодействия коррупции к государственному служащему могут быть применены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, а также увольнение в связи с утратой доверия. [3]

Дисциплинарная ответственность имеет отличительный признак, согласно которому ее меры применяются к виновному государственному служащему в порядке подчиненности вышестоящим государственным органом или должностным лицом, уполномоченным назначать государственного служащего на государственную должность. Дисциплинарный проступок является основанием для возникновения дисциплинарной ответственности.

Доверие в гражданском обществе должно исходить из принципов законности и правовой обоснованности. Как можно заметить, понятие «доверие» получило активное использование в юридической практике. Доверие как психологическая категория - важнейший социально-психологический феномен, включенный в процессы межличностного взаимодействия, общения, совместную деятельность людей. Эффективность или иные формы взаимодействия подвержены влиянию данного феномена. «Доверие» как категория является субъективной.[4]

Утрата доверия представителем нанимателя является ограничением, не позволяющим быть принятым или находиться на гражданской службе в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Закона о государственной гражданской службе. Государственный гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случаях несоблюдения ряда особых требований, ограничений или запретов, неисполнения обязанностей (представлены в таблице 1).

Согласно федеральному закону о государственной гражданской службе в Российской Федерации от 07.07.2004 №79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) существуют общие и специальные основания для прекращения служебного контракта. Общие основания для увольнения включают пункт 13 и 14 части 1 статьи 33: несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных федеральными законами, а также нарушение запретов, связанных с гражданской службой и предусмотренных статьей 17 Закона о государственной гражданской службе. [3]

Рассмотрим две ситуации, показывающие в каких случаях применяются общие или же специальные основания. Когда государственный гражданский служащий сознательно открыто нарушает один из предусмотренных законодательством запретов (например, наследует ценные бумаги или в установленный срок после поступления на государственную службу не выводит наличные денежные средства и ценности из иностранного банка), то есть, делает сознательный выбор не в пользу продолжения государственной службы, он подлежит увольнению по общим основаниям. Под открытостью следует понимать такую ситуацию, когда государственный служащий сам сообщает представителю нанимателя о своем несоответствии антикоррупционным требованиям. [4]

Если же государственный служащий нарушает те же запреты или ограничения тайно, например, занимается предпринимательской деятельностью или пользуется иностранными финансовыми инструментами, то данный сотрудник будет уволен в связи с утратой доверия (специальное основание).

В начале декабря 2017 года Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка сообщил о появлении реестра уволенных в связи с утратой доверия. По его словам, вступит в силу «законодательная новелла», а именно публичный реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия. Также он разъяснил, что основанием для такого увольнения могут служить лишь грубые коррупционные правонарушения, в том числе сокрытие сведений об имуществе, доходах и расходах, непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, несоблюдение отдельных антикоррупционных запретов. Данный реестр будет представлен в свободном доступе, чтобы каждый гражданин мог ознакомиться с ним.

Таким образом, увольнение в связи с утратой доверия играет особую роль в системе мер дисциплинарной ответственности государственных служащих. Эта мера применяется в конкретных случаях и должна существовать в сочетании с другими мерами дисциплинарной ответственности, в частности, с близкой к ней - увольнением по общим основаниям. Дисциплинарные взыскания, которые рассматриваются в отношении должностных лиц, имеют свою специфику, связанную с определенным видом деятельности этой категории людей. Увольнение в связи с утратой доверия является действенной мерой ответственности за коррупционные правонарушения, поэтому создание реестра уволенных по данному основанию, полагаю, будет способствовать: сокращению коррупционных правонарушений; усилению правовой ответственности государственных служащих и развитию правой культуры.

Список используемой литературы

Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция);

Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 N 25-ФЗ (последняя редакция);

Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ (последняя редакция);

Сорокин Р.С. Увольнение с государственной службы как мера противодействия коррупции: дис. канд./д-ра юрид. наук. Российская академия Народного хозяйства и Государственной службы при Президенте Российской Федерации Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина, Саратов, 2016.

Просмотров работы: 38