Гражданский оборот драгоценных камней и драгоценных металлов - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Гражданский оборот драгоценных камней и драгоценных металлов

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Оборот драгоценных камней и драгоценных металлов в Российской Федерации имеет колоссальное значение для развития экономики страны.  Базовые положения, регламентирующие вопросы оборота драгоценных металлов и камней содержаться в Федеральном законе от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»1 (далее – Закон 41-ФЗ). Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, установлены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731.2 Большое значение для правового регулирования оборота драгоценных металлов, камней имеет «Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении», утв. Приказом Минфина России от 09.12.2016 N 231н.3

Из абзаца четвертого статьи 1 Федерального закона от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ вытекает, что драгоценные камни и драгоценные металлы, то есть ценности, относятся к объектам гражданских прав. В соответствии с абзацем вторым статьи 1 Закона № 41-ФЗ к драгоценным металлам относятся – золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).

Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном (очищенном от примесей)  виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

Согласно абзацу третьему статьи 1 Закона № 41-ФЗ, к группе драгоценных камней также относятся – природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются и уникальные янтарные образования, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации4.

На сегодняшний день, в рамках правового регулирования оборота драгоценных металлов и камней, имеется ряд пробелов в законодательстве. Прежде чем, рассматриваемые полезные ископаемые поступят на рынок, они, как правило, проходят определенный путь, складывающийся из трех основных этапа: геологическая разведка (включая геологическое изучение), добычу и обработку драгоценных камней и металлов.

Геологическая разведка является наиважнейшим этапом для последующей добычи ценностей и их дальнейшего оборота. Однако в нормативных правовых актах отсутствует данное понятие. Обобщенное понятие сущности термина «геологоразведка» (разведка месторождений полезных ископаемых) можно представить как - комплекс исследовательских и поисковых работ, проводимых для выявления и геолого-экономической оценки запасов природных ресурсов в недрах. 

Учитывая научные и правовые подходы к дефиниции геологической разведки месторождений полезных ископаемых в целом, предлагаем статью 1 Закона № 41-ФЗ после четвертого абзаца дополнить абзацем пятым следующего содержания: «геологическое изучение и разведка месторождений драгоценных камней и драгоценных металлов – это проведение работ на поверхности и в недрах земли в соответствии с утвержденной проектной документацией с целью установления качественных и количественных характеристик драгоценных камней и драгоценных металлов, в том числе их технологических свойств и пространственного расположения с точностью, необходимой для постановки на государственный баланс (специальный учет) и составления проекта освоения месторождения».

Следующая процедура в рамках производства ценностей – это их добыча. Одной из актуальных, является проблема административно-правового режима добычи золота. Законно добывать золото могут лишь юридические лица, получившие соответствующие лицензию, а также доступ к разработке месторождения по итогам участия в аукционе или конкурсе.

Добывать золото можно только из официально зарегистрированных месторождений. При этом неперспективные для промышленного освоения мелкие россыпи фактически не могут быть отработаны законно, так как формально запасов уже не имеют, а количество объектов с запасами золота 10 кг и менее, не имеющих никакого промышленного значения, исчисляется тысячами.

На наш взгляд отработка мелких россыпей с экономической точки зрения разумнее индивидуальными предпринимателями, получившими соответствующую лицензию. Предлагаем в Закон № 41-ФЗ внести следующие изменения: Статью 4 дополнить пунктом 1.1.следующего содержания: «Добыча золота может осуществляться индивидуальными предпринимателями, получившими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о недрах, лицензии на пользование недрами».

Следует отметить, что аналогичные предложения неоднократно были предметом обсуждения Государственной Думы.

Так, в 2010 году обсуждался законопроект о добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями, но принятый в первом чтении законопроект был отклонен 06.02.2018 года. Новый проект находится на стадии рассмотрения его Государственной Думой.5

Таким образом, несмотря на ряд нормативных правовых актов, достаточно подробно обеспечивающих правовое регулирование рынка ценностей, следует отметить, что есть факторы, отрицательно влияющие на функционирование рынка.

Предлагаемые изменения на наш взгляд, помогут решить ряд проблем, а также создать более прочную нормативно-правовую систему, что впоследствии послужит укреплению экономии РФ, будет способствовать занятости населения и минимизации фактов нелегальной добычи драгоценных металлов.

Список литературы:

О драгоценных металлах и драгоценных камнях: Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ (ред. от 23.05.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2018) // Российская газета, N 67, 07.04.1998; Российская газета, N 167, 31.07.2017

Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности: Постановление Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 (ред. от 17.10.2015) // Российская газета, N 203, 20.10.2000; Собрание законодательства РФ, 26.10.2015, N 43, ст. 5970

Об утверждении Порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням: Постановление Правительства РФ от 05.01.1999 N 8 (ред. от 16.12.2014) // Российская газета, N 12, 22.01.1999, Собрание законодательства РФ, 22.12.2014, N 51, ст. 7457

Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утв. Приказом Минфина России от 09.12.2016 N 231н. // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09.01.2017

Законопроект №429535-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и другие законодательные акты Российской Федерации» (о добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями) // Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество» (СОЗД ГАС «Законотворчество»). URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/429535-5

1 О драгоценных металлах и драгоценных камнях: Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ (ред. от 23.05.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2018) // Российская газета, N 67, 07.04.1998; Российская газета, N 167, 31.07.2017.

2 Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности: Постановление Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 (ред. от 17.10.2015) // Российская газета, N 203, 20.10.2000; Собрание законодательства РФ, 26.10.2015, N 43, ст. 5970

3 Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утв. Приказом Минфина России от 09.12.2016 N 231н. // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09.01.2017

4 Об утверждении Порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням: Постановление Правительства РФ от 05.01.1999 N 8 (ред. от 16.12.2014) // Российская газета, N 12, 22.01.1999, Собрание законодательства РФ, 22.12.2014, N 51, ст. 7457

5 См.Законопроект №429535-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и другие законодательные акты Российской Федерации» (о добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями) // Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество» (СОЗД ГАС «Законотворчество»). URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/429535-5

Просмотров работы: 54